Программа развития детского коллектива
МОУ «Шайгинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
______ Г.К. Хлыбова
зам.дир по ВР
«____»__________2014г.
Программа развития классного коллектива
ПЕРЕКРЕСТОК
на 2014-15, 2015-16 учебные года
Классный руководитель: Яровикова Светлана Николаевна
п.Шайгино – 2014 г.
Оглавление
I. Паспорт Программы 3
II. Пояснительная записка 4
2.1 Введение 4
2.2 Актуальность деятельности в выбранном направлении 13
III. Содержание деятельности классного руководителя 18
3.1 Цель и задачи программы. 18
3.2 Сроки реализации 18
3.3 Этапы реализации программы 19
3.4 Принципы программы. 20
3.5 Виды и формы работы по реализации программы 21
3.6 Содержание программы 22
3.7 Система программных мероприятий 24
3.8 Общие прогнозируемые результаты 31
3.9 Промежуточные индикативные показатели 32
3.10 Мониторинг эффективности реализации программы 34
IV. Список литературы 37
V. Приложения 38
Программа деятельности классного руководителя
Яровиковой Светланы Николаевны
МОУ Шайгинская ООШ
Паспорт Программы деятельности классного руководителя
«Перекресток»
Наименование
Программы
Программа деятельности классного руководителя
«Перекресток»
Основание для
разработки Программы
Национальный проект «Образование»
ФГОС 2 поколения
Школьная программа развития классного коллектива
Государственный
заказчик-координатор Программы
МОУ Шайгинская ООШ
Социальный заказ
Родители класса
Основные разработчики Программы
Классный руководитель
Исполнители
Программы
Классный руководитель
Учащиеся класса
Родители учащихся
Цель Программы
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий
Задачи Программы
- ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
- содействие развитию творческой инициативы, самостоятельности учащихся;
- развитие у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
- умение анализировать свои способности и возможности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Срок реализации
Программы
2014--2016 гг.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- творческая, образованная личность, способная к самореализации;
- подготовить учащихся к профессиональному и социальному самоопределению;
- повышение уровня социальной активности и инициативы школьников;
- эффективные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Система контроля за
исполнением
Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется:
- администрацией МОУ Шайгинская ООШ
- классным руководителем
- методическим объединением классных руководителей МОУ Шайгинская ООШ
- родителями класса
II. Пояснительная записка к программе деятельности классного руководителя «Перекресток»
2.1 Введение
Одной из важнейших задач современного отечественного образования является воспитание творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, умеющей применить на практике полученные знания и умения.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога, родителей и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя, родителей и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, родителей и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
С учётом особенностей класса, возрастными особенностями учащихся и в соответствии со школьной моделью воспитательной работы, социальным заказом родителей и общества была создана программа деятельности классного руководителя «Перекресток». Программа носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят.
Целью работы в 5, 6, 7 классах с данным классным коллективом было создание условий для развития творческой личности учащихся в коллективе, формирование навыков сознательной дисциплины, ответственного отношения к учебе, делам класса, гражданской и правовой культуры, формирование потребности ЗОЖ.
В начале 8 класса был проведен текущий мониторинг.
Индикативные показатели воспитательной концепции
(сентябрь 2014 год)
Социометрия
2011 год
Категории
Количество
%
Звезды
2
17
Предпочитаемые
5
41
Пренебрегаемые
3
25
Изолированный
2
17
2014 год
Категории
Количество
%
Звезды
5
41
Предпочитаемые
7
59
Пренебрегаемые
0
0
Изолированный
0
0
Количество детей, стоящих на учете в ПДН
2011 - 1
2012 - 1
2013 - 3
2014 - 1
Количество правонарушений
2011 - 1
2012 - 1
2013 - 2
2014 -1
Качество знаний
год
Качество знаний, %
2012
41
2014
50
Уровень здоровья (индекс здоровья)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью
год
ЭПК
уровень
2012
49,68%
средний
По результатам мониторинга был сделан вывод о том, что, цели и задачи, поставленные в 5 классе, в полном объеме не выполнены. Необходимо, в первую очередь, продолжить работу по формированию, ответственного отношения к учебе и повышению нравственности.
Учитывая возрастные особенности учащихся, к решению данных проблем можно прийти только в том случае, если у ребенка будет мотивация к учению. Как же замотивировать подростка?
2.2 Актуальность деятельности в выбранном направлении
При изучении различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка. Он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты своей успеваемости, учащийся совершает профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. Требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.
Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Поэтому главная задача классного руководителя - помочь учащимся познать себя выбрать направление профессиональной деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости и нравственности.
III. Содержание деятельности классного руководителя
3.1 Цель программы: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;
- содействие развитию творческой инициативы, самостоятельности учащихся;
- развитие у учащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
- умение анализировать свои способности и возможности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
3.2 Сроки и этапы программы
Программа рассчитана на 2 года и будет реализована в 2014-2016 годах.
Возраст воспитанников 14-16 лет.
Основные этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (сентябрь2014-февраль 2015 года);
II этап – основной/практический (март 2015 – март 2016 года);
III этап – аналитический/обобщающий (апрель-июнь 2016 года).
3.3 Этапы реализации программы
1 этап – подготовительный
(сентябрь2014-февраль 2015 года)
2 этап –
практический
(март 2015 – март 2016 года)
3 этап –
обобщающий
(апрель-июнь 2016 года)
Аналитико – диагностическая деятельность.
Поиск инновационных форм и методов воспитательной работы с детьми.
Определение стратегии и тактики деятельности, сотрудничество родителей и педагогов в формировании личности ребенка.
Использование в учебно – воспитательном процессе класса личностно–ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
Формирование мотивации саморазвития, направленности личности на успешность в профессиональной деятельности через проведение классных часов, работу с родителями.
Повышение самооценки, уверенности в себе, своих способностях у каждого ребенка применительно к реализации себя в будущей профессии через работу с психологической службой школы.
Психологическая подготовка учащихся и формирование у них способности ориентироваться на рынке труда.
Формирование потребности к труду.
Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Сравнительный анализ результатов диагностик.
Обобщение опыта работы, представление его на МО классных руководителей.
3.4 Принципы программы
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип воспитания в деятельности.
Участие детей в групповых работах дает им непосредственные навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Классный руководитель должен отбирать и подбирать те виды деятельности, которые будут «вытеснять», а в перспективе и «отторгать» не соответствующую воспитательным целям деятельность. Оптимизация воспитательного процесса предполагает не просто результат, а максимальный результат при минимальных затратах сил и времени. Поэтому большое значение уделяю процессу целеполагания и планирования воспитывающей деятельности.
Положения Программы реализуются через:
- работу с учащимися;
- работу с родителями;
- работу с учителями – предметниками;
- индивидуальную работу;
- взаимодействие с окружающим социумом.
3.5 Виды и формы работы по реализации программы
Познавательная деятельность: психологические практикумы, серия классных часов «Время, события, люди», проекты «Мир моих увлечений», «Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах, классные часы по профориентации.
Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, посещение музеев, посещение предприятий, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками.
Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе, украшение школы, выставка технического и прикладного творчества и т.д.
Общественно-полезная деятельность: школа актива, работа по уборке и благоустройству поселка, помощь ветеранам и пожилым людям.
Художественно-творческая деятельность: новогодний калейдоскоп, осенний бал, участие в различных выставках, конкурсах, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристические походы, «Веселые старты.
3.6 Содержание программы
Программа разработана для обучающихся 8 – 9 классов, рассчитана на два года и состоит из двух ступеней:
1 ступень - 8 класс (первые полгода);
2 ступень - 8,9 классы.
1 ступень « Кто я, какой я?» предусматривает изучение личности учащихся, их увлечений, темперамента, качеств характера и т.д.
2 ступень «Каждой профессии – слава и честь!» - профориентационная направленность.
I ступень « Кто я, какой я?»
Цель:
выявить особенности личности каждого ученика (способности, тип темперамента, тип личности в общении, уровень воспитанности, готовность к саморазвитию, место учащегося в коллективе, особенности межличностных отношений, влияния семьи).
Задачи:
создать благоприятные условия для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся;
подобрать рациональные методы общения и обучения учащихся;
развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, умение жить и общаться с разными людьми;
Формы реализации:
наблюдение в учебное и внеучебное время (рассказы друг о друге, поступки, круг интересов, увлечений, отношение к окружающему, влияние семьи).
сочинения (в т. ч. по заданному началу)
анкеты
тесты
опросники
«Фантастический выбор», недописанный тезис и т.д.
Классные часы и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Использование рациональных и экономных способов воспитательного воздействия на ученика, корректировка влияния семьи, построение отношений учащихся с учителями-предметниками.
Создание благоприятных условий для самореализации в различных видах деятельности.
Овладение основами культуры общения, бережное, внимательное отношение друг к другу.
Формирование общественного мнения по важнейшим вопросам человеческих взаимоотношений. Овладение навыками общения с разными людьми. Создание благоприятной психологической обстановки. Знание возможных путей самопознания и самореализации, типов темперамента и характера. Знание своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
3.7 Система программных мероприятий I ступени (8класс)
Мероприятия
Срок
Исполнители
Определились ли вы в своих жизненных выборах?
Сентябрь 2014
кл.рук.
Социометрия
Сентябрь 2014
кл.рук.
Уровень учебной мотивации
Октябрь 2014
психолог
Уровень личной тревожности
Октябрь 2014
кл.рук.
Удовлетворенность школьной жизнью
Сентябрь 2014
кл.рук.
Уровень воспитанности
Сентябрь 2014
кл.рук.
Отношение к окружающим людям (тест «Стили взаимодействия»)
Ноябрь 2014
кл.рук.
Изучение типов темперамента
Ноябрь 2014
кл.рук.
Стратегия профессионального выбора(тест «Каким типом интеллекта вы обладаете?»)
Ноябрь 2014
кл.рук.
Труд для вас?
Октябрь 2014
кл.рук.
Склонность к типу профессии.
Ноябрь 2014
кл.рук.
Карта интересов.
Декабрь 2014
кл.рук.
Карта развития трудовых психофизиологических качеств.
Декабрь 2014
кл.рук.
II ступень «КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ-СЛАВА И ЧЕСТЬ!»
(9 КЛАСС)
Цель:
воспитание человека, приспособленного к требованиям общества.
Задачи:
развивать умения и навыки трудовой деятельности;
воспитывать самостоятельность, предприимчивость, настойчивость, добросовестность;
проводить профориентационную работу.
Формы реализации:
знакомство с типами, классами, группами профессий, условиями труда;
посещение предприятий;
проекты, презентации, творческие работы; встречи с представителями разных профессий;
работа с психологической службой школы;
взаимодействие с Центром занятости населения Тоншаевского района;
ремонт и уборка класса;
благоустройство школьной спортплощадки и пришкольного участка;
самостоятельное трудоустройство в летнее время на различные предприятия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
учащиеся следят за порядком в классе, своевременно выполняют необходимый ремонт класса, мебели;
самостоятельно трудоустраиваются в летнее время;
имеют представление об основных группах профессий и правилах выбора профессии;
знают различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные профессии;
знают основные требования при поступлении в учебные заведения;
умеют определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Система программных мероприятий II ступени
Мероприятия
срок
исполнители
Вовлечение учащихся в кружки по интересам и склонностям
В течение года
Зам директора по ВР, классный руководитель
Деловая игра «Хочу- могу- надо»
Классный руководитель
Классный час «Имидж делового человека»
Классный руководитель, родители
Проект «Парад профессий»
Классный руководитель
Конкурс творческих работ «Профессии моих родителей»
Классный руководитель, актив класса
Серия классных часов с презентациями «Время, события, люди»
Классный руководитель, родители, специалисты из Центра занятости
Профконсультационные занятия «Где и как получить профессию?»
Центр занятости
Знакомство с требованиями профессии к человеку
Центр занятости
«Кадровый вопрос»- игры, развивающие навыки самопрезентации
Педагог- организатор
Разработка анкеты, резюме
Учителя русского языка, литературы
Библиотечный урок: мир профессий
Детская библиотека
Знакомство с профессиями «Человек – природа»
Зам директора по ВР
Знакомство с профессиями «Человек –техника»
Учителя
технологии
Знакомство с профессиями «Человек – человек»
Зам директора по ВР, классный руководитель
Знакомство с профессиями «Человек – знаковые системы»
Зам директора по ВР, классный руководитель
Знакомство с профессиями «Человек – художественный образ»
Классный руководитель
Классный час «На пути к будущей профессии».
Классный руководитель
Школьные занятия и мир профессий
Учителя- предметники
Профконсультационный урок с использованием методики «Карта интересов»
Педагог- организатор
Встречи с представителями разных профессий
Педагог- организатор, Классный руководитель
Здоровье и выбор профессий
Школьный врач
Беседы с родителями о факторах выбора профессии
Классный руководитель
Индивидуальные беседы «Пути дальнейшего получения образования учащегося»
Классный руководитель, социальный педагог
Беседа с родителями «Система учебных заведений Российской Федерации»
Классный руководитель
Потребность региона в кадрах или состояние на рынке труда
Центр занятости
Классный час «Типичные ошибки при выборе профессии»
Классный руководитель
Организация экскурсии в ПЧ р.п.Тоншаево
Классный руководитель
Программа на каждой ступени реализуется по 5 направлениям: учеба, здоровье, семья, патриот, творчество.
Ученик и его интеллектуальные возможности
Цель:
развивать познавательную активность.
Задачи:
расширять информационный кругозор;
формировать потребность в самообразовании, применении знаний по практике;
развивать самостоятельность мышления, индивидуальные способности.
Формы реализации:
школьные и районные предметные олимпиады;
викторины;
конкурсы;
тематические КВНы;
интеллектуальные игры;
районные, областные, российские конкурсы, марафоны, конференции.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Активное участие и высокие показатели в вышеперечисленных мероприятиях.
Развитые умения и навыки учебной деятельности; самостоятельность мышления.
Сформирована потребность в самообразовании.
Ученик – патриот и гражданин
Цель:
приобщение к духовным ценностям Отечества, воспитание гражданственности, патриотизма.
Задачи:
поддерживать интерес к истории страны, выдающимся людям, участникам военных действий;
воспитывать гражданственность, патриотизм и другие лучшие человеческие качества.
Формы реализации:
встречи с участниками боевых действий;
участие в конкурсах чтецов, певцов, посвящённых Дню Победы, Дню Защитника Отечества;
участие в праздновании Дня Победы;
участие в военно-спортивной игре «Зарница;
экскурсии в краеведческий музей;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Интерес к истории Отечества. Понимание необходимости защищать Родину.
Правильное оценивание поступков людей, героев книг и кинофильмов.
Наличие собственного мнения по важнейшим вопросам жизни общества и человеческих взаимоотношений.
Общение и досуг ученика
Цель:
развивать творческую активность, стремление к самореализации.
Задачи:
развивать индивидуальные способности, умения и навыки творческой
деятельности;
повышать самооценку отдельных учащихся;
расширять эстетический кругозор.
Формы реализации:
экскурсии на выставки, в музеи;
участие в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, театрализованных представлениях;
посещение концертов;
классный час «Мир твоих увлечений»;
персональные выставки творческих работ учащихся класса.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие творческой активности, индивидуальных способностей, умений и навыков творческой деятельности;
появление чувства уверенности в себе, своих способностях у отдельных учащихся;
достижение определённых результатов творческой деятельности.
Ученик и его здоровье
Цель:
формировать потребность вести здоровый образ жизни.
Задачи: выработать отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
познакомить со способами поддержания здоровья;
обучать способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, алкоголя, табака;
укреплять здоровье учащихся;
вырабатывать туристические навыки.
Формы реализации:
спортивные соревнования;
турслёты;
загородные прогулки и поездки;
лекции врачей;
беседы с девушками и с юношами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знание способов поддержания здоровья;
избавление части учащихся от вредной привычки (курения);
знания о рождении здорового ребёнка;
увеличение числа учащихся, активно занимающихся спортом;
уменьшение количества пропущенных по болезни уроков.
Ученик и его нравственность
Цель:
помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни
Формы реализации:
цикл классных часов «Уроки нравственности»;
диагностики по определению уровня нравственности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышения уровня нравственности.
Ученик и его семья
Цель:
создать общую благоприятную атмосферу общения с родителями.
Задачи:
изучать влияние семьи на учащегося;
предупредить распространённые ошибки родителей в воспитании детей;
вооружить необходимыми психолого-педагогическими знаниями о воспитании старших подростков.
Формы реализации:
родительские собрания;
родительский комитет;
индивидуальные консультации;
педконсилиумы;
привлечение родителей к участию в мероприятиях;
лекции по психолого-педагогическим проблемам.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Доверие родителей классному руководителю.
Родители и классный руководитель – единомышленники.
Овладение родителями необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Планирование классных часов:
8 класс
месяц
Тема классного часа
Вид классного часа
Ответственный
Сентябрь
300летНижегородской Губернии.
Умей сказать нет.(тренинговое занятие.
Мы-граждане России.(о получении паспортов)
Не говори да,если хочешь сказать нет.
Ученье с увлеченьем.
Охрана здоровья
Нравственный
Ценностно-ориентированный
Коммуникативный
Интеллектуальный
Октябрь
День Народного Единства.
Поездка в Музей. История-дорога во времени.
В здоровом теле-здоровый дух.
О тех,кто мне дорог.(конкурс сочинений)
Радость человеческого общения.
Патриотический
Интеллектуальный
Охрана здоровья
Проектно-творческий
Коммуникативный
Ноябрь
Игры разума (логические задачи)
Настоящий друг
Герои российского спорта
Я люблю свою маму, об отце говорю с уважением.(конкурс сочинений)
Интеллектуальный
Нравственный
Охрана здоровья
Ценностно-ориентированный
Декабрь
Русские самородки (изобретатели, ученые)
Дети и деньги
Ответственный выбор.
Имею право.(игра-конкурс)
Тематический
Нравственный
Охрана здоровья
Ценностно-ориентированный
Январь
Как жить в мире с родителями.
Детки в пивной клетке.
Что такое самообразование.
Психологический
Охрана здоровья
Интеллектуальный
Февраль
Гардемарины, вперед! (конкурс-поздравление для мальчиков)
Эти вредные конфликты
Поклон тебе,солдат России.
Тематический
Психологический
Ценностно-ориентированный
Март
Красавицы-девицы – умницы и мастерицы (конкурс-поздравление для девочек)
Чти отца своего.
Что для счастья надо.(диспут)
Тематический
Нравственный
Спортивно-оздоровительный
Апрель
Homo Legens, или человек читающий.
Моя семья – мое богатство.
Чернобыль-трагедия на века.
Что такое стресс.(диспут)
Интеллектуальный
Нравственный
Ценностно-ориентированный
Коммуникативный
Май
Детство, опаленное войной
Колокола памяти.(чествование ветеранов)
Не нужен клад, коли в семье лад.
Тематический
Ценностно-ориентированный
Нравственный
9 класс
месяц
Тема классного часа
Вид классного часа
Ответственный
Сентябрь
Что такое личность.
Ставим условие – долой сквернословие!
ГИА и ОГЭ.
Курить или не курить-вот в чем вопрос.
Психологический
Охрана здоровья
Интеллектуальный
Спортивно-оздоровительный
Октябрь
Нужны ли нам мигранты?
Доходы от отходов
“Крутой” или уверенный в себе.
Дороги, которые мы выбираем.(беседа по профориентации)
Нравственный
Экологический
Психологический
Ценностно-ориентированный
Ноябрь
Мы активные, креативные!
Ты и твоя будущая профессия.(практикум)
Куда пойти учиться?(оформление уголка)
Стили поведения в конфликте и его разрешение.
Интеллектуальный
Тематический
Проектно-творческий
Коммуникативный
Декабрь
Семь чудес России
Что день грядущий мне готовит?
Наше право и наш интерес.
Режим дня и НОТ ученика.
Тематический
Тематический
Ценностно-ориентированный
Интеллектуальный
Январь
Секреты Ромео и Джульетты
Жизненный успех.Как его добиться?(о бизесменах известных)
Темперамент человека и его проявления в общении.
Нравственный
Тематический
Ценностно-ориентированный
Коммуникативный
Февраль
Сила ума
Рацарская академия
Фестиваль песни.
Семейные традиции:за и против.
Интеллектуальный
Тематический
Проектно-творческий
Ценностно-ориентированный
Март
Весенняя мозаика
Страдания от кибермании
Мы будем вечно прославлять ту женщину,чье имя-мать.
Ученому и книги в руки(о полчении высшего образования)
Тематический
Охрана здоровья
Ценностно-ориентированный
Интеллектуальный
Апрель
Пасхальная радость
Железная воля, стальной характер
Эрудит.(конкурс)
Жизнь бесценна.(о предупреждении суицида-притча”На мосту”)
Тематический
Психологический
Интеллектуальный
Спортивно-оздоровительный
Май
Последний бой, он трудный самый.
Как готовиться к экзаменам. Стресс и саморегуляция.
Роль самообразования в профессиональном определении школьника.
Правила счастливого человека.
Патриотический
Психологический
Интеллектуальный
Социальный(коммуникативный)
3.8 Прогнозируемые общие результаты
- воспитание творческой, образованной личности, способной к самореализации;
- подготовка учащихся к профессиональному и социальному самоопределению;
- повышение уровня социальной активности и инициативы школьников;
- эффективные формы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. 3.10 Мониторинг эффективности реализации Программы
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
тестирование;
микроисследования.
Для исследования результативности Программы, отслеживания уровня развития ребенка и коллектива предлагаются следующие критерии и средства
№
п/п
Критерии
Показатели
Диагностические средства
Ответственные за проведение мониторинга
1
Интеллектуальная развитость учащихся
Освоенность образовательных программ. Познавательная активность
Опросник Айзенка. Диагностика уровня развития теоретического мышления.
Методика Х. Гарднера
Классный руководитель, психологическая служба школы
Педагогическое наблюдение
Методы статистического анализа текущей и итоговой успеваемости
Классный руководитель
Заместитель директора по ВР
2
Нравственная развитость учащихся
Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность
Педагогическое наблюдение. Методика для определения общественной активности учащихся
Классный руководитель
Классный руководитель
Заместитель директора по ВР
3
Эстетическая развитость учащихся
Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. Проявление эстетических чувств в актах творчества
Методы экспертной оценки и самооценки учащихся.
Классный руководитель
Заместитель директора по ВР
Педагогическое наблюдение
Классный руководитель
4
Самоактуализированность личности учащихся
Стремление к самопознанию и самореализации. Наличие положительной самооценки. Креативность личности, наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Социальная направленность личности
Оценка психологического состояния по Айзенку.
Профессиональные наклонности.
Рефлексивные методики
Классный руководитель,
психологическая служба школы
Рейтинговая таблица «Активная жизненная позиция»
Тест Д. Голланда
Классный руководитель
Заместитель директора по ВР
5
Развитость коммуникативности
Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение
Классный руководитель
6
Физическая развитость
Состояние здоровья учащихся. Развитость физических качеств
Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся
Медицинский работник
Выполнение контрольных нормативов по физической подготовке
Учитель физкультуры
Результативность участия в спортивных мероприятиях школы и города
Заместитель директора по ВР
7
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классном коллективе
Комфортность, защищенность личности учащегося. Удовлетворенность педагогов деятельностью учащихся и взаимоотношениями в классном сообществе. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе. Методика Филлиппса
Классный руководитель, психологическая служба школы
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
Заместитель директора по ВР, психологическая служба школы
Условия реализации программы:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы, педагогического коллектива.
совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, службой занятости населения, предприятиями села.
IV. Список литературы
Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Степанова Е.Н. М., Сфера, 2005.
Борисова Е.М.Индивидуальность и профессия. – М., 1991.
Газман О.С., Иванов И.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. – М., 1992.
Завьялова У.С. Воспитательный план – помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. – 2000. - №8. – С. 24-39.
Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученического коллективов. – М., 1988.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр «Педагогический поиск», 2004.
Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. – 2001. - №5. – С. 40-45
Классные часы: 8 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.
Классные часы: 9 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.
V. Приложения
Инструментарий мониторинга воспитательной работы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Анкета ученика (цы)_________ класса _________________________
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0
2 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 4 3 2 1 0
3 Выполняю трудовые поручения родителей. 4 3 2 1 0
4 Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0
3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) 4 3 2 1 0
Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16. Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Методика изучения удовлетворенности учащихся
школьной жизнью.
( Андреев А.А.)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
С каким настроением ты идешь в школу?
с радостью
равнодушен
с предчувствием неприятностей
скорей бы все это закончилось
Если происходят неприятности, от кого они чаще всего исходят:
от учителя-предметника;
от классного руководителя;
от товарищей по классу;
от администрации;
другое;
Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:
второй мамы;
старшего товарища;
контролера за успеваемостью и дисциплиной;
Каковы должны быть черты классного руководителя? (написать)
Какие отношения хотелось бы тебе установить с классным руководителем?
Чего не должен делать классный руководитель?
Какое чувство испытываешь ты к своему классному руководителю?
Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
часто;
редко;
никогда;
Каковы причины конфликтов?
плохой характер классного руководителя;
плохой характер класса;
внешние обстоятельства;
Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель..). Ты ожидаешь, что, в этом случае классный руководитель:
тебя защитит;
сделает вид, что не заметил случившегося;
будет защищать себя от упреков администрации;
воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;
Ты считаешь, что твой класс
сплочен и дружен;
разбит на группы;
каждый живет сам по себе;
Как часто проводятся мероприятия в твоем классе?
часто;
редко;
не проводятся;
Каков характер классных мероприятий?
Беседы об интересном и важном в жизни;
Походы, экскурсии, поездки;
Трудовые дела;
Работа по успеваемости и дисциплине;
Коллективные мероприятия с родителями;
Другое;
Какие мероприятия запомнились тебе больше всего?
Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?
«Пословицы»
(методика С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, своей души не слышу.
а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пройти – не поле перейти.
а) бояться несчастья - и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
а) всяк сам своего дела кузнец;
б) бьется, как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - всё, а деньги – сор;
г) деньгам не повинуются.
а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, ничего не знаю;
г) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь добра, то никому не делай зла.
а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
а) ученье – свет, а неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;
а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;
а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь;
а, в оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;
а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;
а, в – самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения;
а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;
а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;
а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;
а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;
а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;
а, в – значимость ученья, б, г - незначимость ученья;
а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;
а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Изучение эмоционально-психологического климата
(ЭПК)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Присутствовало на анкетировании:
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.
Устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в классе. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива"
В нашем классе всегда весело
4 3 2 1 0
Все ребята в общем-то добрые
4 3 2 1 0
Ребята в классе вежливые, воспитанные
4 3 2 1 0
Мы никогда не ссоримся
4 3 2 1 0
Мне в нашем классе хорошо, спокойно.
4 3 2 1 0
У нас все равны
4 3 2 1 0
Мы все сплоченные, все дела делаем вместе.
4 3 2 1 0
Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия 7* 4 =28 баллов.
Находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимают за 100%; вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Реальный групповой индекс класса
Э=-------------------------------------------------------* 100%
Максимальный групповой индекс ЭПК класса
Оценочная шкала:
Уровень ЭПК
Величина индекса в %
Очень высокий
Более 80%
высокий
71-80%
Выше среднего
66-70%
средний
45-65%
Ниже среднего
40-44%
низкий
Менее 40%
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой
«Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 б 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По лученному
таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
низкий уровень – 0,1–0,45,
ниже среднего – 0,46–0,55;
средний уровень – 0,56–0,65;
выше среднего – 0,66–0,75;
высокий уровень – 0,76–1.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Root Entry