Тренинг развития сплоченности школьного коллектива: «Единение коллектива – есть сила».
Тренинг развития сплоченности школьного коллектива:
«Единение коллектива – есть сила».
Педагог-психолог
Кремнева Н.В.
«Нет того, что мы хотим,
есть то, к чему мы можем приспособиться»
М.Жванецкий
Пояснительная записка.
Коллектив, это не просто группа людей, не зависимо от возраста, как детей, так и взрослых, а это люди, объединенные каким то целями, задачами. Желающие достичь результата в развитии интересующего их дела.
Класс для школьника это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.
Отношение в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материалов.
Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.
Цель: развитие сплоченности коллектива, хороших межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Задачи:
создание доверительной атмосферы для общение в группе,
создание благоприятного социально-психологического климата;
формирование навыков совместной деятельности;
развитие толерантного отношения друг к другу;
развития чувства Мы, внутреннего единства группы.
Программа тренинга рассчитана на учащихся 5-10 классов, так как именно в этих классах отмечаются наиболее конфликтные отношения между подростками, «борьба» за лидерство. Начинается определенный «кризис сплоченности» - это соответствует возрастным особенностям подростков. В 12 – 15 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности является общение со сверстниками.
Программа занятий осуществляется в форме активного общения психолога и учащихся.
Благодаря данной программе тренинга, дети учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития, формируются навыки установления контакта, невербального общения, повышается сплоченность в группе, развиваются навыки взаимодействия в коллективе. После упражнений проводится обсуждения. Участники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли.
Благодаря занятиямсоздается благоприятный климат отношений в ученическом коллективе.
Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка демонстративного и раздаточного материала, аудиосредства.
Количество участников: до 20 человек.
Тренинг рассчитан на 12 часов и включает в себя два занятия по 6 часов.
День1.
Ход занятий.
Занятие 1. Знакомство и разминка.
Упражнение «Необычное имя».
Ведущий предлагает участникам взять бейджики и фломастеры, на них написать свое имя и изобразить к нему рисунок. По готовности группы каждый участник рассказывает о своем имени.
Упражнение "Наши имена".
Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.
Упражнение «Нетрадиционное приветствие».
Ведущий предлагает участникам поздороваться, вам сейчас необходимо хаотично передвигаться по комнате. При встречи вы приветствует друг друга следующим образом:
улыбкой;
кивком головы;
глазами;
посредством рукопожатия;
прикосновения плеча к плечу;
прикосновения коленка к коленке;
прикосновения пятка к пяточке.
Упражнение «А я еду...»
Цель: разрядка участников, расслабление.
Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Упражнение «Построимся»
Цель: Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?»Дается задание участникам построиться по росту, по цвету глаз от светлых до темных, по цвету волос от темных до светлых, по месяцу рождения. По окончании каждого построения происходит проверка правильности выполнения упражнения
Рефлексия: Легко ли вам было выполнять данное упражнение, что вы чувствуете?
Упражнение «Импульс по кругу».
Ведущий. Сейчас я прошу вас сесть в круг. Руки положите на колени соседей. Один из вас «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен бать передан как можно быстрее и вернуться по кругу к своему автору. Порошу вас встать и держаться сзади за руки. Один из вас, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательных быстрых коротких или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.
Правила группы.
Ведущий. Прежде чем мы перейдем к основной работе, я хотела бы, чтобы мы обсудили с вами правила поведения в группе: доверительный стиль общения; называть друг друга по имени; уважение другого человека, его мнения, чувств; конфиденциальность всего происходящего в группе; правило активного участия; уважение к говорящему, принцип активного слушания; общение по принципу «здесь и сейчас».
Основная часть.
Упражнение «Паутинка».
Цель:Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.
Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой (клубок цветной шерсти). Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей(постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика). Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше...
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".Постепенно "паутина" будет расти и заполняться.
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Рефлексия: Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям? Что-нибудь удивило тебя в этой игре.
Упражнение «Рисунок чувства».
Цель: Умение выразить свои чувства. Эмоциональный настрой группы.
Ведущий участникам группы раздает листочки и карандаши. У вас есть листочки, на них нарисуйте или изобразите чувство которое вы испытываете сейчас (в данный момент) в течение 7 минут. По истечению времени участники показывают свои рисунки. Группа по изображению на листочке должна догадаться, какое чувство в данный момент испытывает участник группы.
Рефлексия: Легко ли вам было выразит свое чувство?
Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Ведущий делит группу на пары. Сядьте рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. Во время рисования нельзя разговаривать. На рисунок вам отводится 15 минут.
Рефлексия: Что вы нарисовали, работая в паре?Сложно ли вам было рисовать молча и пришли ли вы к единому мнению со своим партнером?
Упражнение «Пазлы».
Цель:развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи.
С помощью ведущегогруппа делится на команды и каждой команде выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды –правильно собрать картинку.
Рефлексия:Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания?
Упражнение «Живая пирамида».
Цель: Развитие умений совместного взаимодействия, способствовать приобретению опыта готовности слиться с группой ради выполнения общей задачи.
Ведущий предлагает построить живую пирамиду участникам группы, но необходимо соблюсти ряд условий:
ее вершина должна быть выше самого высокого участника группы;
каждый участник группы должен быть ее частью, но в то же время пирамида должна бать устойчива, то есть простоять не менее 30 секунд.
Рефлексия. Как вы себя чувствуете, бы ли сложности при построении пирамиды?
Упражнение «Опустить предмет».
Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.
Ведущий дает участникам группы гимнастический обруч и просит держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук.
Задача участников, опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, действие выполняется участниками с начало.Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).
Рефлексия:Что вы испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Интервью».
Ведущий предлагает каждому участнику группы на листочке написать свое имя и фамилию, все листочки складывают в коробку, перемешивают, затем все члены группы вынимают по одному листочку. Задача каждого участника – взять интервью у того, листочек с чьим именем ему достался. Право выбора задаваемых вопросов остается за игроком. Время на интервью одного человека – 5 мин. По завершению интервью, все садятся вкруг и по очереди рассказывают о том человеке, которого опрашивали. Содержание своего рассказа участник определяет сам: он может рассказать все услышанное, а может лишь некоторую информацию.
Рефлексия: Ваши чувства и ощущения в данный момент? Что помогало при выполнении задания?
Заключительная часть
Упражнение «Аплодисменты».
Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение. У вас замечательный коллектив, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из участников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются…»
Рефлексия. Какие чувства вы испытывали в ожидании аплодисментов?
Что чувствовали, когда аплодисменты звучали для вас?
Вот и подошло к концу наше с вами занятие, мы хорошо потрудились, благодарю вас за активность и доверие. Спасибо. До новой встречи.
День 2.
Ход занятий.
Занятие 2.Приветствие, закрепление знакомства, разминка.
Упражнение «Ассоциация ».
Цель: закрепление знакомства с участниками группы.
В течение двух минут вам необходимо подобрать ассоциацию к своему имени и отчеству. По готовности группы каждому участнику предоставляется слово.
Рефлексия: Легко ли вам было найти ассоциацию, ваши ощущения.
Упражнение «Портрет товарища».
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.
Ведущий предлагает участникам рассчитаться на первый и второй, первые становятся на против вторых, поворачиваются спиной друг к другу. Каждый участник описывает одежду своего партнера (цвет волос и глаз). Затем описание сравнивается с оригиналом.
Рефлексия: ваши ощущения при выполнении задания?
Упражнение «На что похоже настроение?»
Цель: эмоциональный настрой группы.
Ведущий предлагает всем встать в круг. Участники по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное и т.д. настраивая группу на дальнейшую работу.
Упражнение «Мне нравится…»
Ведущий. Вы сейчас, по кругу обратитесь к соседу, сидящему справа, со словами: «Сашенька, мне нравится, что ты…» (мне нравится в тебе то, что ты…).
Рефлексия: Что было самым тяжелым для вас в этом упражнении? Трудно было открыться и принять человека?
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: узнать друг друга, чем мы похожи, получить больше информации друг о друге.
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Рефлексия:Какие эмоции испытывали во время упражнения?Что нового узнали о других?
Основная часть.
Упражнение «Кто я?».
Ведущий предлагает участникам небольшие листочки и фломастеры.
Участники пишут на них свое имя крупными буквами и складывают в коробку. Затем каждый по очереди вытягивает наугад листок с именем и прикрепляет его на спину своему соседу справа. Задача — выяснить, имя какого участника у тебя на спине. Задавать разрешается только те вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Упражнениерассчитана на группу участников, уже имеющих краткое представление друг о друге.
Рефлексия:Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?
Упражнение «Строители?»
Цель: сплочение коллектива,координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Группа должна, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву Я;
птичий косяк.
Рефлексия: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Упражнение «Покажи».
Группа разделяется на команды с помощью ведущего. Каждой команде необходимо с помощью мимики и жестов изобразить:
- оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;
- крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;
- букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю».
Рефлексия:Что было легко, что сложно при выполнении задания?
Упражнение: “Сороконожка”
Цель: научить участников группы взаимодействию друг с другом, способствовать сплочению коллектива.
Ведущий предлагает участника встать друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего “Сороконожка” начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, преодолевает различные препятствия. Главная задача – не разорвать единую “цепь”, сохранить “Сороконожку” в целости.
Рефлексия: Ваши ощущения? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?
Упражнение «Переправа».
Цель: Сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.
Ведущий выстраивает всех участников в одну колонну. Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. упражнение проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.Если кто-либо из участников нарушает правила в процессе выполнения упражнения, то вся команда начинает снова
Рефлексия:Какие чувства вы испытывали во время упражнения? Что помогало выполнять упражнение?
Упражнение «Фильм-фильм».
Ведущий делит участников на три группы. Теперь вы – это отдельная киностудия, сотрудники которой должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».
Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов.
Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю.
Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки».
Каждая группа готовит свой «фильм» для дальнейшей демонстрации согласно теме постановки.
Рефлексия: Понравилась ли вам ваша роль? Какие трудности вы испытывали при выполнении задания? Что вы чувствуете сейчас?
Упражнение коллаж «Дружба».
Цель:установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды.
Участники делится произвольно на команды им выдается лист ватмана. Также выдается набор журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике, ножницы, клей, маркеры, карандаши. Ведущий объявляет тему и поясняет, что подразумевается под коллажем. После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину.
Рефлексия: Какие чувства вы испытываете? Легко ли вам было работать в команде?
Заключительная часть.
Упражнение «... зато ты».
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Участникам группы раздаются листы А4, цветные фломастеры или ручки. Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «... зато ты...» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
Рефлексия: Легко ли было выполнять данное упражнение, что вы чувствовали?
Упражнение «Подарок».
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за плодотворную работу аплодисментами!»
Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Рефлексия: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
ЛИТЕРАТУРА
Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: Oсь - 89, 2002.
Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.
И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М.Изд. «Ось-89», 1999.
Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
5. Ю.А. Голубева, М.Р.Григорьева. Тренинги с подростками. «Учитель», 2009.