Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Рустиной Татьяны Владимировны
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
Рустиной Татьяны Владимировны
§ Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили и превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако, их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Получается, что владея знаниями, выпускники не могут и не умеют их использовать в жизни.
Это стало причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование функционально грамотной личности, то есть человека, который
обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации.
толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.
Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании», Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения.
В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий, которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В учебном процессе работаю по УМК "Перспективная начальная школа", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Главной целью своей педагогической деятельности считаю научить учащихся самостоятельно добывать знания. К своей цели иду, используя системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура учитель, а главное действующее лицо ученик.
§ Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробуждать у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развивать у него навыки самообразования. Результатом применения этого подхода становится воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек будет способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, педагогический процесс должен быть совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Системно-деятельностный подход в школе требует применения определенных методов:
деятельности;
системности;
минимакса;
психологического комфорта;
творчества.
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Принцип деятельности
Для его реализации учитель создает на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее. Ученики становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике.
Принцип системности
Смысл его заключается в том, что учитель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого проводятся дифференцированные уроки. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Принцип минимакса
Для реализации принципа минимакса учебное заведение предоставляет ученику максимальные возможности для обучения и обеспечивает усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципы психологического комфорта и творчества
Учитель создает на уроках доброжелательную атмосферу и минимизирует возможные стрессовые ситуации. Ученики чувствуют себя комфортно на уроке и лучше воспринимают информацию.
§ Наличие теоретической базы опыта
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является УМК «Перспективная начальная школа» для 1- 4 классов, который включает в себя завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования:- Русский язык. . Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.-Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А.-Математика. Автор: Чекин А.Л.- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). - Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.- Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.- Хрестоматии, словари, тетради на печатной основе, дидактические материалы. Используя компьютерные технологии, собрала коллекцию презентаций, в состав которой входят не только созданные мною, но и скачанные с различных сайтов и переработанные к моим урокам презентации. Активно использую ресурсы сети Интернет, а также готовые электронные продукты: интерактивные учебники, тетради, пособия для внеурочной деятельности, всевозможные электронные тренажеры.
§ Ведущая педагогическая идея
Главная задача учителя - организация учебной деятельности таким образом, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Для достижения этих целей в своей практике стараюсь использовать нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания.
Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у обучающихся развивается мотивация к успеху.
Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией.
Данные технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.
§ Оптимальность и эффективность средств
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока. Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным. Причем смена наглядности может происходить автоматически, что позволяет и учителю, и ученикам сосредоточиться на учебном материале.
Благодаря правильной организации урока процесс обучения носит развивающий характер Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
В создании оптимальных условий помогает использование здоровьесберегающих технологий. Применение во время урока динамических пауз помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.
§ Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка», в которых они охотно участвуют. Мои ученики являются активными участниками, победителями и призерами Всероссийских олимпиад - «Русский с Пушкиным», «Дино - Олимпиада», «Юный предприниматель», «Олимпиада ПЛЮС», а так же во Всероссийской олимпиаде для младших школьников по различным предметам, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
§ Возможность тиражирования
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на методических объединениях на уровне гимназии, республики, участвую в работе семинаров в работе республиканских научно-практических конференций, провожу открытые уроки для коллег и родителей учащихся. Опыт моей работы представлен на личном сайте https://infourok.ru/user/rustina-tatyana-vladimirovna
Заголовок 215