Из опыта этнокультурного воспитания школьников в условиях МБОУ«Лобаскинская средняя школа» Атяшевского муниципального района Республики Мордовия


Т. П. Азоркина
Из опыта этнокультурного воспитания школьников в условиях МБОУ«Лобаскинская средняя школа»Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.
Я хочу начать свое выступление со слов Вадима Шафиера Не зря,
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому и принадлежим.
Современный процесс обучения и воспитания детей в школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа.
Главная наша задача заключается в воспитании любви к родному краю, к своей малой родине, к её корням и традициям. А любить свой край – значит знать о крае всё: историю, географию, культуру, многовековые традиции и обычаи. Все эти знания формируются с раннего детства. Школа должна помочь ребёнку влюбиться в место, где живет. И вовсе не обязательно при этом произносить высокие слова, они – то как раз вряд ли заденут душу, а вот если в школе создать музей, раскопать историю своего села, рассказать о его людях, да просто сходить с ребятами в поход по родному краю, тогда уж точно на свою малую родину наши ученики посмотрят другими глазами. А разве не с этого начинается любовь к отеческим местам?
С 2010 года школа является опорной по «Использованию национального регионального компонента в учебно - воспитательном процессе» и ежегодно занимает призовые места в районном конкурсе «Лучшая школа с этнокультурным компонентом образования».
С раннего детства школьники воспитываются на образцах национальной культуры, на традициях своего этноса. На уроках, внеклассных мероприятиях знакомим детей с традициями и обычаями, народными промыслами мордовского народа. Пробуждаем интерес к истории и искусству родного края, учим самостоятельно находить необходимую информацию о растительном и животном мире, достопримечательностях и известных людях республики, района и села.
Чтобы добиться поставленных целей, воспитательную работу ведём в трёх направлениях:
Первое: Использование регионального компонента на уроках.
Оно связано с изучаемой темой на уроках и повседневной жизнью. Учитель – предметник всегда имеет возможность привести примеры из жизни, традиций своего родного села, известных земляков. Например, когда по программе в 7 классе изучаем поэзию национального поэта Якова Кулдыркаева, я приглашала на урок его родственницу, которая в живую рассказала о тяжелой жизни поэта. А на заключительном уроке по его творчеству мы посетили его могилу.
Или, например, когда говорю о достижениях мордовских спортсменов на мировых чемпионатах, не забываю упомянуть о том, что тетя Ирины Станкиной это Александра Самсоновна Шульгова – Станкина живет в Лобасках и всегда может рассказать об Ирине.
При изучении темы « Архаизмы и историзмы» в 5 классе также использую материалы школьного краеведческого уголка. Дети своими глазами видят экспонаты, слова - названия которых уже вышли из употребления современного эрзянского языка. Например: « цёканзюро», «сумань», «рига», «руця», «карть» и другие…. Затем даю задание: распросить старожилов села поподробней о применении этих предметов.
И таких примеров множество…
На стенах школы действует необычный музей истории школы: множество фотографий выпускников разных лет заняли весь второй этаж. Здесь же - редкие снимки, документы из истории села, по сути – его летопись. В школе имеется уголок боевой славы, посвященный памяти земляка воина-афганца Евгения Тутыгина, где размещены выписка о награждении его орденом Красной Звезды посмертно, личные вещи солдата. Собран и размещён на стенде материал о генерале-майоре Советской Армии, участнике Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза, уроженце с. Лобаски, Василие Фёдоровиче Здунове. Вот где бесценный материал по краеведению!
Второе. Проведение внеклассных мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание.
Предметные недели, открытые уроки, День эрзянского языка, сочинение стихов, постановки пьес, конкурсы стихов, пополнение материала школьного краеведческого уголка – это то немногое, что проводится и делается для сохранения и пропаганды национальной культуры в нашей школе.
Антипова О.И., являясь руководителем творческого кружка «Лисьмаприне» («Родничок»), старается привить детям любовь к родному языку, культуре, обычаям и традициям мордовского народа.
Река берёт начало с родника…
Веря в это, призывает своих маленьких друзей попробовать свои силы в сочинении пока что небольших произведений.
Дети пробуют писать сказки, рассказы, стихи на эрзянском языке. Всё это потом вместе редактируют, оформляют, вывешивают в кабинете родного языка и литературы, публикуют в школьной газете «Школань мастор», а наиболее удачные стараются напечатать в районной газете «Вперёд», в журнале «Чилисема». Ежегодно в День эрзянского языка учащиеся школы выражают свою любовь к родному языку в стихах и в прозе собственного сочинения.
Воспитанники Ольги Ивановны участвуют и занимают призовые места в различных творческих конкурсах. В конкурсе компьютерных презентаций «Родной язык в моей семье» в Коми – Пермяцком городе Кудымкаре ученица Кузьмина Ирина заняла первое место, а в конкурсе творческих работ «Я выбираю Мордовию» в номинации «Мордовия в истории моей семьи» Инчина Мария стала победителем.
В нашей школе вот уже 20 лет существует детский фольклорный ансамбль «Килейне», руководителем которого является талантливый педагог Любовь Сергеевна Булыгина.
Основу репертуара ансамбля составляют народные, старинные, современные, обрядовые, игровые, хороводные песни, припевки весёлые и грустные… Коллектив часто демонстрирует своё умение на районных концертах, праздниках, а также на республиканских конкурсах и фестивалях, гастролирует и за пределами, является лауреатом многих конкурсов.
Более 10 лет в школе действует историко – краеведческий кружок «Истоки». Руководит им учитель истории Русяев С. В. В своей работе педагог использует авторскую дополнительную программу «История села Лобаски», утверждённую начальником Управления образования Администрации Атяшевского муниципального района. Курс «История села Лобаски» позволяет углубить знания по истории родного края, расширить и дополнить историко-краеведческий, экономико-географический аспекты содержания образования на примере материалов малой родины, содействует решению задач профильной ориентации школьников. Вот направления деятельности этого кружка:
«Летопись мордовских деревень». Составляется и ведётся летопись села Лобаски со времени основания и до наших дней.
«Они защищали Родину». Собирается материал, документальные и вещественные реликвии военной поры. Организуются встречи с ветеранами. К сожалению, в селе у нас остался только один живой свидетель того страшного времени.
«Твоя родословная». Проводятся семейные конкурсы, записывают воспоминания бабушек и дедушек.
«Живые истоки». В ходе поисковой работы ребята собирают материалы и предметы материальной культуры села.
«Школьные годы чудесные». Ведётся летопись Лобаскинской школы, собирается и оформляется материал об учителях, пополняется альбом выпускников школы.
«Пополнение школьного краеведческого уголка». Весь накопленный материал оформляется самими ребятами.
Под руководством же Сергея Васильевича хорошо налажена проектная и исследовательская деятельность по истории села, местного прихода, памятника павшим в Великой Отечественной войне, о лобаскинских самородках, родниках и т. п.
Надо отметить, что хотя в школе официально нет поискового отряда, но поисково - исследовательская работа проводится учащимися по сбору информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, воинах- афганцах и участниках вооруженных конфликтов на территории Чеченской республики, архивных материалов, фотодокументов. Благодаря этому, в преддверии 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, к памятникам погибшим воинам сёл Лобаски и Тазнеево были прикреплены таблички с обновлёнными списками фамилий павших односельчан. Силами учителей и учащихся проводится большая работа по накоплению материала о национальных традициях, о лобаскинских самородках. Благодаря этой работе наша школа хранит произведения живописи местных художников Ивана Лесова, Михаила Кильдюшкина, Нины Дросковой, работы мастериц Анастасии Николаевны Салминой, Раисы Егоровны Автаевой, Натальи Александровны Гаваевой, собирателей национального фольклора Суняевой Альбины Васильевны, Боклачевой Евдокии Ивановны и других. Этих людей (за исключением М. Кильдюшкина - его нет в живых) мы приглашаем на встречи с нашими учащимися.
Третье. Туристическо-краеведческая работа.
За основу воспитания мы взяли такую формулу
Дом - школа - село и его окрестности - страна — мир.
С детьми в летний период совершаем пешие прогулки в исчезающие сёла - Лигу (2 жилых дома), в Гаваево (7 жителей)… Бываем на реке Нуя, в лесу и на наших родниках… Потому как я сама родом с этих мест, меня саму водили в детстве по этим же местам, рассказывали много интересных и удивительных историй и про родники и про эти сёла, про человеческие судьбы…Теперь уже сколько лет всё это сама рассказываю своим ученикам. Уверена, что река историй нашей малой Родины будет бесконечной….
C гордостью скажу, что наша школа давно дружит с 25 школой города Тольятти, которая в этом году справила уже 27-летие ученического фестивального движения «Дружба народов Поволжья». На пяти фестивалях делегация из Лобаскинской школы представляла Мордовию, её традиции. Каждый из Фестивалей - это и радостная встреча со старыми друзьями и новые знакомства. Съезжаются представители разных национальностей не только из Поволжья, но и других регионов нашей огромной страны. Через эти Фестивали прошло уже не одно поколение лобаскинских школьников, и у каждого из них они оставляют самые тёплые впечатления.
Включая в свой план работы этнокультурную тематику, хочется воспитать настоящих патриотов своей малой родины, своего края.
Благодарю за внимание.