Использование технологии развивающего обучения при подготовке медицинского специалиста по дисциплинам «Информатика» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»

ГБОУ ВПО ОмГМУ Минздрава России, колледжа












Использование технологии развивающего обучения при подготовке медицинского специалиста по дисциплинам «Информатика» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»




Автор:
Ельдецова И.В.







ОМСК 2014

В Омском медицинском колледже ОмГМУ разработана технология развивающего обучения, основная цель которой формирование специалиста, способного проектировать и реализовывать траекторию профессионального развития, ориентированного на потребности, интересы, возможности человека и современные задачи практического здравоохранения, специалиста конкурентоспособного, профессионального и социально мобильного, в совершенстве владеющего новыми информационными технологиями.
Для успешной подготовки специалиста новой формации в образовательный процесс и в частности в преподавании дисциплин «Информатика» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» делается акцент на:
формирование умения поиска, фильтрации, критической оценки информации;
создание инфраструктуры, позволяющей студентам иметь свободный доступ к компьютерам и свободно пользоваться Интернетом;
разработку современных мультимедийных учебных пособий силами студентов.
Учитывая комплексный подход в подготовке специалиста, технология развивающего обучения при преподавании дисциплин реализуется в следующих направлениях:
управление самостоятельной работой студентов на практических занятиях;
организация учебно – исследовательской работы студентов;
внеаудиторная деятельность.

I. Организация практических занятий
Реализуя принципы развивающего обучения, направленного на развитие компьютерной грамотности и творческого потенциала, мы разработали по всем темам рабочих программ дисциплин «Информатика» и «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» учебно-методические материалы управляющего типа, в которых большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа представлена заданиями разной степени сложности, стимулирующими активность обучающихся, на протяжении всех этапов занятия.
Созданные нами учебно-методические материалы позволяют решить проблему недостаточного обеспечения учебного процесса колледжа, адаптированной для подготовки студентов медиков литературой и программным обеспечением по дисциплине «Информатика» и особенно по дисциплине «Информационное обеспечение профессиональной деятельности», а так же способствуют развитию самостоятельности и познавательной активности, поскольку основаны на поэтапной деятельности, в ходе которой, студенты приобретают умения, позволяющие в дальнейшем выполнять аналогичные операции при работе с медицинскими информационными системами.
Этапы самостоятельной работы включают задания, ориентированные на разные учебные возможности студентов.
Задания I уровня сложности предназначены для обучающихся с низкими учебными возможностями и направлены на приобретение ими умений, для выполнения основных операций с использованием подробного алгоритма действий.
Задания II уровня сложности предназначены для студентов со средними учебными возможностями и предусматривают самостоятельное выполнение заданий без предоставления алгоритма действий.
Задания III уровня сложности являются дополнительными, развивающего типа, способствующими развитию самостоятельности мышления, самоорганизации.
Разработанные нами учебно – методические материалы успешно и продуктивно используется при преподавании дисциплин на протяжении двух лет, что привело к повышению уровня знаний и умений в области информационных технологий и в целом, качества подготовки современного специалиста.
Краткое изложение учебно – методического материала используемого при проведении блока практических занятий по дисциплине
«Информационное обеспечение профессиональной деятельности».
Специальность «Фармация» (базовый уровень) III курс
Для преподавателя
Темы занятий:
№4
№5

Ввод основных данных о товаре находящимся на аптечном складе.
Оформление сопроводительных документов при отпуске товаров.

Вид занятий:
Практические

Цели занятий.


I. Учебные цели:


Сформировать знания о программе «1С:Торговля и склад», как о наиболее распространенной программе автоматизации складского учета и торговли.


Сформировать умения осуществлять ввод основных данных о товаре в базу данных.

Студент должен представлять:


Сферы применения программы «1С:Торговля и склад».


Функции основных управляющих элементов.

Студент должен знать:


Основные приемы работы с программой.


Графический интерфейс пакета.


Назначение основных управляющих элементов.

Студент должен уметь:


Ввести сведения о фирмах.


Настроить параметры учета.


Заполнить справочник «Номенклатура».


Создать прайс – лист.


Ввести начальный остаток товара.


Оформить счет – фактуру.


Оформить договор и документы а рамках договора.


Оформить поступление товара.


Оформить заказ товара.


Провести инвентаризацию и списание товара.


Оформить банковские документы.


Оформить возврат.


Оформить отчет.

II.Развивающие цели:


Развить у студентов аналитическое мышление и внимание, при выполнении действий по алгоритму.


Привить студентам навыки самоорганизации и самостоятельной работы.

III.Воспитательные и деонтологические:


Развивать у студентов способности профессионально использовать теоретические знания по теме, оперировать формулировками, понятиями, определениями.


Прививать чувство ответственности за овладение учебным материалом.


Помочь студентам осознать необходимость постоянного самосовершенствования.

Методы обучения.

I. Как источник передачи знаний:


Словесный метод (рассказ)


Наглядный метод (демонстрация функциональных возможностей и основных приемов работы с программой автоматизации складского учета)

II. Для развития самостоятельности мышления студентов:


Частично – поисковый (самостоятельное изучение графического интерфейса пакета, основных управляющих элементов, алгоритмов действий, составление опорного конспекта по изученному материалу, анализ полученных результатов).

III. Для управления учебной работой:


Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

Формы обучения.


Фронтальный опрос с целью определения уровня знаний.


Индивидуальная форма обучения с использованием компьютерных технологий.

Время
360 мин

Хронологическая карта одного из занятий

Этап
Время
Методические указания

1
Организационный момент
5 мин
Провести проверку готовности кабинета к занятию, внешнего вида студентов, наличия сменной обуви, посещаемости занятия.
Сообщить студентам тему, цели и план занятия.

2
Мотивация познавательной деятельности
5 мин
Пояснить важность и актуальность изучения данной темы, акцентируя внимание на ее использование в будущей профессиональной деятельности.

3
Контроль исходного уровня знаний
10 мин
Форма контроля – фронтальный опрос.
Цель: определить уровень усвоения материала по теме «Построение таблиц и выполнение автоматизированных расчетов»

4
Изложение нового материала
15 мин
Студенты составляют конспект по материалу, излагаемому преподавателем.
Цель: сформировать знания об автоматизированных информационных системах учета.
План изложения материала.
Классификация программ в области бухгалтерского учета и финансов.
Структура интегрированной финансовой системы.
Программы семейства «1С».

5
Систематизация и закрепление полученных знаний.

Работа с программой автоматизации складского учета и торговли «1С: Торговля и склад»
Составление алгоритмов основных приемов работы с программой.
130
мин



Самостоятельная работа студентов за компьютером под руководством преподавателя по разделам:
Запуск программы.
Подготовка к работе с программой.
Формирование и контроль цены.
Оформление документов и складские операции.
Цель: систематизация и закрепление полученных знаний и умений.
Форма отчетности: демонстрация составленных алгоритмов основных приемов работы с программой.

В ходе самостоятельной работы через каждые 30 минут проводится комплекс упражнений физкультурной паузы общего воздействия.

6
Подведение итогов занятия
3 мин
Выставить оценки студентам за составленные алгоритмы работы, комментируя достоинства этих алгоритмов и недостатки.

Время 180 мин


Мотивация познавательной деятельности
Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика - это первый и определяющий этап автоматизации бухгалтерского учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы  (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру.
Сегодняшний рынок финансово-экономического прикладного программного обеспечения формируется под воздействием трех основных факторов:
постоянно растущих требований потребителей;
конъюнктурного мировоззрения большинства разработчиков;
неустойчивости нормативно-правовой среды.
Влияние этих факторов делает рынок разнообразным и неоднородным. Для решения задачи выбора ИС необходимо познакомиться с их классификацией
Конспект изложения нового материала студентам
I. Все программы в области бухгалтерского учета и финансов условно можно разделить на:
Интегрированные финансовые системы (ИФС).
Бухгалтерский конструктор.
Бухгалтерский комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ).
Бухгалтерия-офис.
Эккаунт кутюр - индивидуально дорабатываемые и внедряемые системы на базе типового бухгалтерского ядра.
Отраслевые системы с бухгалтерским учетом, это бухгалтерский комплекс АРМ + специализированные отраслевые АРМы.
Финансово-аналитические системы.
Правовые системы и базы данных (ПБД).
Рассмотрим подробнее каждую из вышеназванных групп:
Интегрированная финансовая система
Интегрированная финансовая система состоит из отдельных блоков - модулей учета. Степень интеграции системы характеризует принцип связи, как между отдельными модулями системы, так и с другими программными продуктами, работающими на предприятии.
Система считается интегрированной  в случае, если существует двухсторонняя связь между всеми модулями системы.
Пример ИФС: “БЭСТ”, “Галактика”, “Парус” и другие.
Бухгалтерский конструктор
Под бухгалтерским конструктором понимается бухгалтерская система с расширенными инструментальными возможностям.
Первичные возможности данного программного продукта достаточно ограничены. Например, выполнение в рамках бухгалтерского конструктора таких операций, как расчет износа основных средств, расчет заработной платы и т.п., практически невозможно осуществить без соответствующих настроек. Однако, овладев специальным языком, пользователь может самостоятельно научить программу выполнять любые расчеты, создавать отчеты и т.п.
Этот класс систем ориентирован на массовый тираж. В одной программе трудно учесть специфику учета нескольких бухгалтерий. Поэтому появились некие универсальные заготовки, из которых с помощью настроек создается программный продукт, подходящий для учета в любой фирме.
Данный класс программ лучше адаптирован к быстроменяющемуся законодательству.
Пример бухгалтерского конструктора: “1С: Бухгалтерия”, “Инотек”, “Quiken” и другие.
Бухгалтерский комплекс АРМ
Бухгалтерский комплекс подразумевает создание отдельных программ под каждый раздел учета с возможностью последующего агрегирования данных.
Данный продукт является самой старой формой существования бухгалтерских программ на российских предприятиях. Для средних и крупных фирм она остается рациональной до сих пор. Пример бухгалтерского комплекса АРМ: “МОНОЛИТ” и другие.
Бухгалтерия-офис
Под бухгалтерией - офис понимают систему автоматизированного управления предприятием. Программы данного класса называют “корпоративными системами управления финансами и бизнесом”. Термин “корпоративный учет” является новым для российских предприятий. Известно, что учет на предприятии не сводится только к бухгалтерскому учету, построенному на двойной записи и проводках по корреспондирующим счетам. Существует еще и управленческий учет, формы которого определяются нуждами самого предприятия. Данный вид учета приближен к текущей деятельности фирмы и решает в первую очередь оперативные задачи.
Бухгалтерия - офис настроена, как правило, не только на бухгалтера, но и на руководителя, менеджера и других представителей управленческого звена. Огромное внимание в программах этого класса уделяется возможности эффективного управления предприятием и получению прибыли. При этом очень трудно определить, какой учет “первичнее” - бухгалтерский или оперативный. Например, когда руководитель ставит задачу минимизации налога на прибыль, то для принятия правильных решений необходимо знать размер облагаемой прибыли по данным бухгалтерского учета. С другой стороны, для отражения в бухгалтерском учете величины товарных запасов требуются данные оперативного учета о поступлении, перемещении, выбытии товарных ценностей. Таким образом, бухгалтерский учет направлен на решение задач по обобщению показателей деятельности предприятия, тогда как оперативно - управленческий учет решает частные, ежедневные задачи. Оторвать одну форму учета от другой практически невозможно. Оба вида учета существуют совместно и образуют единый целостный учет, который и называется корпоративным.
Класс систем бухгалтерия - офис очень молод. В России предложение данных программных продуктов весьма ограничено западными разработками.
Пример систем для автоматизированного управления предприятием: “Baan”, “R3”, “Oracle”, “People soft”, “Navision”, “Квестор” и другие.
Эккаунт кутюр
Системы данного класса индивидуально дорабатываются под конкретного заказчика с последующим внедрением на предприятии самим разработчиком. Круг пользователей программ класса “Эккаунт кутюр” очень узок. Это объясняется тем, что услуги по доработке и внедрению программ очень дороги.
Отраслевые системы с бухгалтерским учетом
Основой отраслевой системы с бухгалтерским учетом служит бухгалтерский комплекс АРМ, к которому присоединены специализированные отраслевые АРМы. Сегодня наиболее известны следующие отраслевые системы: “Торговля”, “Бюджетные организации”, “Промышленность”, “Строительство”, “Аудит”, “Банковские структуры”, “Страхование” и другие.
Финансово-аналитические системы
Системы данной группы можно разделить на:
системы анализа хозяйственной деятельности предприятия;
системы для работы с инвестиционными проектами.
Пример финансово-аналитических систем: «Project Expert», «Budget management» и другие.
Правовые системы и базы данных (ПБД)
Под ПБД понимают системы для работы, хранения и регулярного обновления в компьютере сборников нормативных документов.
Пример ПБД: информационные базы данных “Гарант”, “Кодекс”, “Консультант Плюс” и другие.
II. Рассмотрим подробнее структуру интегрированной финансовой системы, так как именно этот класс программ является сегодня одним из наиболее распространенных:
ИФС - это совокупность модулей:
Главная книга
Основные средства
Управление запасами
Расчеты с поставщиками и заказчиками
Касса и банк
Зарплата
Кадры
Каждый модуль выполняет определенные функции учета, например:
модуль кадры:
ведение табеля рабочего времени
ведение штатного расписания
модуль расчеты с поставщиками и заказчиками:
список контрагентов
система договоров и заказов
система скидок
система налогов
заполнение счетов-фактур
учет взаимозачетов
Между всеми модулями системы существует двухсторонняя связь, т.е. соблюдается принцип интегрированности. Именно благодаря этому принципу удается избежать проблем, связанных с двойным вводом документов при их обработке.
Каждая интегрированная система обладает общефункциональными свойствами, такими как:
система документированного учета  (позволяет на основании документов, введенных операторами, автоматически формировать бухгалтерские проводки);
степень интеграции (позволяет переносить данные из одного модуля в другой, а также обеспечивает связь с другими программными продуктами);
интерфейс - лицо программного продукта, характеризующее удобство работы с системой;
мультивалютность - способность системы правильно вести учет в нескольких валютах; 
Современные интегрированные системы предлагают огромное множество стандартных решений управленческих задач на уровне пользователя, но внедрение программы и обучение рабочего персонала обходится предприятию очень дорого. Поэтому большинство из них пользуются услугами разработчиков более дешевого класса программ, так называемого, бухгалтерского конструктора. Среди данного класса программ самыми распространенными является семейство программ “1С”.
III. Программа “1С: Бухгалтерия” построена на основных принципах бухгалтерского учета, общих для всех его разделов. Бухгалтер сам может настроить практически все - план счетов, виды первичных и отчетных документов, схемы проводок. Программа помогает бухгалтеру быстро найти нужные записи, сформировать необходимую отчетность. Специальные режимы позволяют использовать программу на отдельных рабочих местах, где формируются первичные документы. Можно использовать ее для предоставления отчетности руководителю. Кроме того, в программе предусмотрена возможность ведения сложного аналитического учета.
Универсальность программ семейства 1С заключается в том, что мы приобретаем некий бухгалтерский конструктор, т.е. систему с расширенными инструментальными возможностям.
Первичные возможности данного программного продукта достаточно ограничены. Например, выполнение в рамках бухгалтерского конструктора таких операций, как расчет износа основных средств, расчет заработной платы и т.п., практически невозможно осуществить без соответствующих настроек. Однако, овладев специальным языком, пользователь может самостоятельно научить программу выполнять любые расчеты, создавать отчеты и т.п.
Этот класс систем ориентирован на массовый тираж. В одной программе трудно учесть специфику учета нескольких бухгалтерий. Поэтому и применяются некие универсальные заготовки, из которых с помощью настроек создается программный продукт, подходящий для учета в любой фирме.
Универсальность программ семейства “1С” позволяет им лучше адаптироваться к быстроменяющемуся законодательству в нашей стране. Однако она не спасает систему от недостатков.
Программы семейства “1С” выходят на рынок достаточно сырыми т.к. производитель хочет успеть завоевать рынок, опередив своих конкурентов. А их сегодня достаточно. Сама программа протестирована и не содержит грубых ошибок, но иногда небольшие недочеты влекут за собой целый список нежелательных последствий.
Для студента
Вводная часть.
Уважаемые студенты!
Программа для автоматизации складского учета и торговли «1С: Торговля и Склад» является на сегодняшний день одной из наиболее распространенных.
Мы предлагаем Вам познакомиться с ней с помощью обучающего диска.

Курс поможет Вам легко и быстро освоить основные приемы работы с программой, изучить графический интерфейс пакета и выяснить назначение ее основных управляющих элементов.
Вы познакомитесь с приемами учета торговых операций - от ведения справочников и ввода первичных документов до получения разнообразных ведомостей и проведения аналитических отчетов. Отдельные разделы посвящены ценообразованию, созданию справочников, оформлению документов, складским операциям, созданию отчетов, а также работе в режиме "Конфигуратор".
Вся информация разделена на семь разделов, и каждый из них содержит несколько видеоуроков на заданную тему.


Просматривая урок, вы можете перемотать его на любую позицию, остановить и возобновить воспроизведение снова.

Изображение видеоурока в точности повторяет рабочий стол вашего компьютера и наглядно демонстрирует, каким образом использовать те или иные возможности 1С: Торговля и Склад.


Для тех, кто желает проверить свои знания и закрепить пройденный материал предусмотрена система контроля и знаний.




Цель занятий.


На основании теоретического материала изложенного преподавателем и самостоятельной работы с обучающим диском «1С: Торговля и склад» вы должны изучить наиболее распространенную программу автоматизации складского учета и торговли «Аптечный склад».

Вы должны знать:


Основные приемы работы с программой.


Графический интерфейс пакета.


Назначение основных управляющих элементов.

Вы должны уметь:


Ввести сведения о фирмах.


Настроить параметры учета.


Заполнить справочник «Номенклатура».


Создать прайс – лист.


Ввести начальный остаток товара.


Оформить счет – фактуру.


Оформить договор и документы а рамках договора.


Оформить поступление товара.


Оформить заказ товара.


Провести инвентаризацию и списание товара.


Оформить банковские документы.


Оформить возврат.


Оформить отчет.

Вы должны отработать умение:


Работать с информационной автоматизированной системой.


Хронологическая карта одного из занятий

Этап
Время
Методические указания

1
Изучение нового материала
15 мин
На данном этапе Вы составляете конспект по материалу, излагаемому преподавателем.
План конспекта:.
Классификация программ в области бухгалтерского учета и финансов.
Структура интегрированной финансовой системы.
Программы семейства «1С».

2
Самостоятельная работа с программой автоматизации складского учета и торговли «1С: Торговля и склад».
Составление алгоритмов основных приемов работы с программой.
130
мин



Вы самостоятельно осуществляете работу за компьютером по разделам программы «1С: Торговля и склад»:
Запуск программы.
Подготовка к работе с программой.
Формирование и контроль цены.
Оформление документов и складские операции.
Составляя и конспектируя алгоритмы основных приемов работы с программой.
Цель: систематизация и закрепление полученных знаний и умений.
Форма отчетности: демонстрация преподавателю составленных алгоритмов основных приемов работы с программой.

В ходе самостоятельной работы через каждые 30 минут выполняете комплекс упражнений физкультурной паузы общего воздействия.

3
Подведение итогов занятия
3 мин
Преподаватель выставляет оценки за составленные алгоритмы работы, комментируя достоинства этих алгоритмов и недостатки.

Время 180 мин


II. Учебно-исследовательская работа студентов
Учебно – исследовательская работа (УИРС) - это вид познавательной деятельности студентов, позволяющий выйти на новый уровень творчества. Эффективной формой её реализации, на наш взгляд, является курсовое проектирование.
Курсовое проектирование выполняется в течение длительного времени, следовательно, требует особо тщательной организации труда. В связи с довольно большой трудоемкостью, своеобразием каждого курсового проекта преподаватель организует поэтапную работу студентов, разрабатывая четкие задания на каждый этап, а для развития творческого мышления и познавательной активности студентов в процессе УИРС использует проблемное обучение.






Внеаудиторная работа

Одной из быстро развивающихся областей компьютерных технологий является использование компьютерных коммуникаций в медицине. Развитие идет в двух тесно связанных направлениях: в наращивании медицинских ресурсов сети и увеличении числа медицинских пользователей. Компьютерные коммуникации коренным образом могут изменить большинство аспектов здравоохранения, включая даже способы лечения пациентов.
Учитывая всё это, в колледже создана инфраструктура, позволяющая студентам иметь свободный доступ к компьютерам, информационным базам данных и свободно пользоваться Интернетом. Этот вид самостоятельной внеаудиторной работы студентов предполагает владение умением ориентироваться в современных информационных потоках, в среде мультимедиа, искать информацию в Интернете.
Как показала практика освоения Интернета, как компонента компьютерной грамотности проходит для студента достаточно легко и естественно. Студент быстро начинает пользоваться основными медицинскими серверами, легко понимает гипертекстовые документы, без труда переходит по гиперссылкам, «читает» из Интернета нужную медицинскую информацию.
Эффективность технологии
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие компьютерной грамотности, коммуникативной культуры и творческого потенциала личности обладает существенными достоинствами, определяющими ее эффективность такими как:
гарантированное выполнение требований ФГОС к уровню и качеству подготовки специалистов медицинского профиля по дисциплине «Информатика»;
создание необходимых и достаточных условий для становления творчески активной ценностной – ориентированной личности специалиста – профессионала;
адаптация к уровню способности студентов к самостоятельному учению, умственному, коммуникативному, творческому развитию и воспитанию;
эмоциональная удовлетворенность студентов обучающей деятельностью преподавателя и собственной учебно – познавательной деятельностью;
осуществление действенного мониторинга процесса и результата подготовленности обучающихся;
обеспечение полного усвоения учебного материала каждым обучающимся на установленном стандартом уровне в процессе учебной деятельности непосредственно на учебных занятиях и во внеаудиторной работе студентов.














13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115