Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс « Расту здоровым и сильным»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 31» г.о. Саранск Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании кафедры начального образовательного учреждения
образования
Руководитель кафедры
_______________ \Полшкова Т.Н.\ __________ \Шевораков А.В.\
«___» _____________ 2013 г. «___» _____________ 2013 г.
Рабочая программа
курса «Расту здоровым и сильным»
2 класс
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель: Введенская Ю.С.
учитель начальных классов
МОУ «Лицей № 31» г. Саранск
Саранск 2013 г.
Пояснительная записка
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью программы «Расту здоровым и сильным» является формирование основ культуры здоровья у младших школьников.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Образовательных:
- формирование начальных знаний в области анатомии, физиологии, гигиены и валеологии;
- обучение детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений.
Оздоровительных:
- укрепление здоровья детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры;
- организация спортивно-оздоровительных, лечебно-профилактических и досуговых мероприятий, способствующих проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
Развивающих:
- развитие познавательных, творческих и двигательных способностей детей;
- актуализация потребностей детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побуждения их к формированию здоровья собственными силами;
- содействие всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
Воспитательных:
- формирование мотивации здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения;
- воспитание у детей экологической, валеологической культуры и культуры поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования.
2. Общая характеристика программы
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Все больше в ней отводится активным приемам и средствам воспитания, таким как игры и соревнования. Игра не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая помогает ребенку самореализоваться. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Именно поэтому в основу программы кружка «Расти здоровым» положен игровой вид деятельности. Программа направлена
- на формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга
3. Описание места программы в структуре ООП
Программа внеурочной деятельности является неотъемлемой частью основной образовательной программы начального общего образования школы. Программа «Расти здоровым и сильным » рассчитана на обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 21раза в неделю по 1 часу. Суммарное количество часов занятий за первый год обучения составляет 33 часов.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части миро- вого сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
5. Результаты освоения программы во внеурочной деятельности
В результате занятий физическими упражнениями во внеурочное время учащиеся достигнут следующего уровня развития:
- начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
-начнут осознанно использовать знания, полученные во время подвижных игр;
освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
- освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
-научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств;
-будут соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями; научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения;
приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека;
-научатся бегать различными способами; метать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнят акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах; сохранять правильную осанку, освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в процессе игровой и соревновательной деятельности;
- будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Учащиеся получат возможность научиться:
-выполнять организующие строевые команды и приёмы; выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча); выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
6. Содержание программы внеурочной деятельности
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы 1 класса. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья.
Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям.
Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Тестирование физических способностей. Подвижные игры. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях. Понятия: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
Знания о физической культуре: , правила гигиены и техники безопасности.
Подвижные игры
- Игры с элементами строя и общеразвивающих упражнений: Класс, смирно!; У ребят порядок строгий; Быстро по местам; Космонавты; Совушка; Мяч соседу.
- Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики
В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений, большой круг общеразвивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения.
- Подвижные игры на материале легкой атлетики: бег, прыжки, метание.
- Подвижные игры на материале лыжной подготовки
Ознакомление с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарём, обучение основным строевым приёмам с лыжами
- Подвижные игры на материале спортивных игр
- Подвижные игры для формирования правильной осанки
- Подвижные игры на материале лыжной подготовки
7. Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности
2 класс
№ п/п
Дата
Тема занятия
Основной вид деятельности
п
ф
1
Правила безопасности во время занятий. Игровые упр. в беге. Игра «Совушка», «Салки».
Беседа по правилам ТБ. Разучивание игр.
2
Требование к одежде при занятии физ.упр. Построение в колонну по одному и в шеренгу, приставной шаг. П.и. «К своим флажкам»
Беседа. Изучение построения в колонну и шеренгу, игры
3
Построение в круг; шаг галопа в сторону. Игры на осанку. П.и. «Пятнашки»
Обучение построению в круг, разучивание игры
4
Упр. на формирование правильной осанки. Перестроение по звеньям; упр.в равновесии. П.и. «К своим флажкам»
Разучивание упр. на формирование правильной осанки и в равновесии. Игра
5
Повороты направо, налево; упр.в равновесии. П.и. «Пятнашки»
Разучивание поворотам на месте. Игра
6
Б. Техника безопасности во время прыжков. Бег и ходьба; прыжки в длину с места. П.и. «Прыгающие воробушки».
Беседа по техники безопасности. Разучивание прыжка в длину с места и игры.
7
Б. Признаки правильного бега. Прыжки в длину с места; медленный бег. П.и. «Заяц в огороде».
Беседа. Повторения прыжка в длину с места. Разучивание игры.
8
Прыжки с поворотом; бег на время. П.и. «Прыгающие воробушки»
Разучивание прыжков с поворотом. Игра
9
Бег змейкой; бег с изменением направления; метание малого мяча с места. П.и. «Лисы и куры»
Разучивание беговых упр., метания мяча с места. Игра.
10
Метание мяча с места; бег в чередовании с ходьбой. П.и. «Зайцы в огороде»
Продолжение обучению метания мяча. Игра.
11
Полоса препятствий. Метание малого мяча в горизонтальную цель; бег с преодолением препятствий. П.и. «Лисы и куры»
Учить преодолению препятствий. Игра.
12
Метание из-за головы; челночный бег. П.и. «Кто дальше бросит»
Обучение метанию из-за головы и прохождению челночного бега. Игра.
13
Б. Т.б. во время прыжков. Прыжки в длину с разбега; медленный бег. П.и. «Прыгающие воробушки»
Беседа по Т.б. Разучивание прыжка в длину с разбега. Игра.
14
Бег с ускорением; метание малого мяча в горизонтальную цель. П.и. «К своим флажкам»
Продолжить обучение метанию малого мяча. Игра.
15
Прыжки через короткую скакалку; эстафета «Смена сторон». П.и. «Зайцы в огороде»
Разучить прыжки в длину через скакалку. Игра.
16
Прыжки через короткую скакалку бег по размеченным участкам дорожки. П.и. «Пятнашки»
Продолжить обучение прыжку через скакалку. Игра.
17
Игровые упр. И подвижные игры с бегом, прыжками. Эстафета «Перемена мест».
Игры и эстафеты.
18
Игровые упр. И подвижные игры с бегом, прыжками. Эстафеты «Вызов номеров», «Белки, норки, соболя»
Игры и эстафеты.
19
Б.Правила безопасности во время занятий. Лазание по гимнастической стенке; упр. в равновесии. П.и. «Лисы и куры»
Беседа по правилам безопасности. Обучение лазанию. Игра.
20
Лазание по гимнастической стенке; упр. в равновесии. П.и. «Кто дальше бросит»
Продолжить обучение лазанию. Игра.
21
Упр. на формирование правильной осанки. Лазание по канату; упр. с малыми мячами. П.и. «Третий лишний»
Приступить к обучению лазанию по канату. Игра.
22
Лазание по наклонной скамейке; упр. с большими мячами. П.и. «К своим флажкам»
Обучение лазанию и упр. с мячами. Игра.
23
Эстафеты, игры. Подтягивание, лежа на животе по горизонтальной скамейке; упр с обручем. П.и. «Третий лишний»
Игры и эстафеты.
24
Лазание через гимнастическую скамейку; упр. с гимнастической палкой. П.и. «Два мороза»
Обучение лазанию. Игра.
25
Б. Значение личной гигиены. Лазание через гимнастического коня; упр. с набивным мячом. П.и. «Лисы и куры».
Беседа. Обучение лазанию через коня. Игра.
26
Лазание через гимнастического коня; упр. с обручем. П.и. «Два мороза».
Обучение лазанию через коня. Игра.
27
Б. Режим дня, его значение. Акробатические упр; «У ребят порядок строгий» П.и. «Третий лишний»
Беседа. Игры.
28
Акробатические упр.; повороты направо, налево. П.и. «Пятнашки»
Обучение акробатическим упр. Игра.
29
Б. Значение закаливания. Акробатические упр, упр в равновесии. Игра «К своим флажкам»
Беседа. Игра.
30.
Лазание по гимнастической стенке; упр. в равновесии. П.и. «Пятнашки».
Обучение лазанию и упр. в равновесии. Игра.
31
Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты.
Игры и эстафеты.
32
Подвижные игры на свежем воздухе. Эстафеты.
Игры и эстафеты.
33-34
Б. Основные требования к одежде и обуви во время занятий лыжной подготовкой. Переноска и надевание лыж. П.и. «Два мороза»
Беседа. Игра.
8. Описание материально-технического обеспечения
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического
воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком. Для занятия используются спортивный зал и спортивная площадка, спортивное оборудование – перекладина, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, конь, баскетбольные щиты, гимнастические маты; спортивный инвентарь – гимнастические палки, обручи, мячи разных размеров, скакалки.
15