Образовательная программа по народному творчеству Возвращение к истокам
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Нефтеюганск
628309, г. Нефтеюганск тел. 8-3463 – 22 – 38 - 68
«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Срок реализации: 4 ГОДА
Возраст детей: 7 – 10 ЛЕТ
Разработчики:
Гудим Н.В., учитель музыки
Информационная карта программы
Полное название программы образовательная программа по духовно – нравственному воспитанию «Возвращение к истокам»
Автор Гудим Наталья Владимировна, учитель музыки и МХК, высшей квалификационной категории.
Руководитель программы Территория ХМАО - Югра
Юридический адрес предприятия 628300г. Нефтеюганск, 1 мкр, 28 дом
МОУ «СОШ № 1»
Телефон 8 (3463) 233 -868
Форма проведения урок
Цель программы воспитание культурной, духовно – нравственной, эстетически развитой личности средствами фольклора.
Специализация программы Музыкальное искусство, театрализованное представление, духовно – нравственное воспитание
Срок реализации 4 года
Место проведения МБОУ «СОШ № 1»
Официальный язык русский
Общее количество участников обучающиеся начальных классов
География участников обучающиеся МБОУ «СОШ № 1»
Условия участия в программе обязательные
Содержание:
Пояснительная записка.
Учебный план.
Содержание программы.
Условия реализации программы:
5. Календарно – тематическое планирование.
6. Аппарат контроля.
7. Карта индивидуального развития обучающегося.
8. Критерии развития ребёнка.
9. Модель выпускника.
10. Приложение:
- конспекты уроков;
- фотографии;
- дипломы.
Пояснительная записка.
«Мы вопрошаем прошлое, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло на будущее».
В. Белинский.
«От тьмы, к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем», - говорится в древнерусской летописи. Непросто каждому из нас пройти свой путь от тьмы к свету, всё увидеть, всё понять, всё узнать, всё пережить.… Иными словами,
принять участие в движении Мира, в его совершенствовании, полюбить его…
Жизнь каждого Человека превращается в постоянный поиск нового качества знания, узрения всё большей его глубины. Но известно, что познание – процесс бесконечный. И каждый из нас, как часть мира участвует в этом вечном движении…
С чего же начать духовное просвещение наших детей? Как воспитать общечеловеческие нравственные ценности?
Один их путей воспитания доброго, толерантного, трудолюбивого человека – это обращение к истокам народной культуры. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного развития детей. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных физиологических возможностей. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная пластика – всё это укрепляет здоровье, способствует воспитанию чувства красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Кроме этого фольклор имеет и большой оздоровительный эффект: стимулирует развитие лёгких, дыхания, голосового аппарата, позволяет производить сбросы накопившихся внутренних зажимов, содействует общему укреплению и развитию организма, повышает речевую и певческую культуру детей.
Процесс приобщения обучающихся к народной культуре положительным образом сказывается на культурном развитии и ближайшего взрослого окружения. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в изготовлении реквизита, шьют костюмы, морально поддерживают ребят. А это значит, что с помощью фольклора укрепляются межличностные отношения детей и родителей. Народное творчество увлекает детей и позволяет увидеть им жизнь намного чище, возвышенней, чем порой, она есть. Таким образом, все средства фольклора направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности». Кроме того, деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально - чувственную сферу, художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. В нашей школе вот уже на протяжении нескольких лет, действует определённая воспитательная система по изучению фольклора, целью которой является:
- пробудить и развить в каждом ученике историческую память;
-воспитать к традициям, культуре своего народа, его духовному наследию.
Программа «Возвращение к истокам» является лишь частью всей воспитательной системы школы.
Новизной предлагаемой программы является изучение устного народного творчества, промыслов, песен, музыкально – ритмических движений, обучение игре на музыкальных инструментах через проблемное обучение. А проблемное обучение предполагает создание перед обучающимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя. Фольклор – это явление синкретическое, и именно в нём неразрывно связаны слово, музыка, движение. А в соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства: выразительности речи, ритмичности движений, вокально – хорового пения, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки, изучение народных промыслов, что позволяет развить творческие способности детей, учит их к философскому подходу к жизни, способствует духовно – нравственному воспитанию.Цель программы: - воспитание культурной, духовно – нравственной, эстетически развитой личности средствами фольклора.
Задачи:
- формировать способности к духовно - нравственному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности
- формировать способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям;
- воспитать устойчивый интерес и уважительное отношение к народному творчеству;
- развить культуру исполнения жанров устного народного творчества и музыкального фольклора;
- приобщать к истокам культурных традиций различных народов.
Программа рассчитана для обучающихся начальных классов, на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Для успешности внедрения программы необходимо обозначить возрастные особенности обучающихся данного периода жизни:
У обучающиеся начальных классов (7 – 10 лет) психические процессы развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, эмоциональным. Внимание непроизвольное, направленное на всё яркое, новое, неожиданное, наглядное. Память развивается в направлении усиления произвольности, увеличения объёма смысловой, словесно – логической значимости. В этот период происходит переход от наглядно – образного, конкретного к понятийному, научно – теоретическому мышлении. Развивается творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта создаются новые образы. Речь достаточно хорошо развита. Детям этот возраста присуще длительное, устойчивое, радостное и бодрое настроение. Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны, но более выражен интерес к предметам эстетического цикла.
Учитывая возрастные особенности детей, значимость фольклора, его особенное влияние на воспитание обучающихся автор предлагает программу по дополнительному образованию « Возвращение к истокам», которая имеет тематическое построение. Где одна тема логически переходит в другую, затрагивая важные аспекты человека, понятные учащимся начальных классов. Программа отражает динамику развития музыкальных способностей ребенка – от откликов на простейшие музыкальные явления – к целостному активному восприятию народной культуры.
Без народного творчества не поймёшь ни народа как творца великой духовной культуры, ни родины.
После изученного курса «Возвращение к истокам» автор предполагает следующий результат:
- формируется личность с духовно-нравственными ценностями, знающая русские народные обычаи, обряды, народное творчество и умеющая применять все раннее изученное в своей жизнедеятельности;
- в каждом ребенке укрепляется чувство уважения к русскому фольклору к другим народам и культурам;
- у обучающихся раскрываются творческие способности, появляется вера в собственные возможности;
- дети становятся трудолюбивыми, уважают труд и умеют трудиться;
- расширяется круг общих интересов в семье, потому, что ученики к изучению фольклора привлекают и своих родителей.
Программа «Возвращение к истокам» позволяет не только воспитывать у учащихся определенную гражданскую позицию, патриотические чувства, духовность, но и развивать музыкальные способности на основе музыкального фольклора:
- восприятие музыки (слушание) помогает развитию детей, сосредоточенного внимания, музыкальных представлений, памяти. В процессе слушания музыки, учащиеся приобретают определенный объем музыкально-теоретических знаний, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них одновременно формируются навыки анализа.
- пение способствует развитию певческой культуры школьников, чувства ритма, ладотонального слуха.
- при музыкально - ритмических движениях у детей развиваются творческие способности, координация движений, развитие музыкального слуха и представлений о средствах музыкальной выразительности.
- игра на музыкальных инструментах обогащает художественный опыт школьников, способствует развитию музыкальных способностей, ритма, развивает интерес к исполнительской деятельности.
В процессе обучения, данная программа предполагает вооружить учащихся следующими знаниями и умениями:
Дети должны знать:
- жанры устного народного творчества
- музыкальный фольклор
- народные праздники
- народные промыслы
- творчество разных народов
- русские народные музыкальные инструменты
Дети должны уметь:
- исполнять народные песни, танцы
- играть на народных инструментах
- различать музыкальный фольклор разных народов
- играть в народные игры
- принимать активное участие в фольклорных праздниках
- оперировать и внедрять полученные знания о фольклоре на своем жизненном пути
В этой программе, при изучении музыкального фольклора, автор опирается на следующие учебные предметы, которые помогают в воспитании духовно – нравственной личности: история, технология, литература, изобразительное искусство, ритмика.
Результаты обучения проверяются, анализируются и фиксируются в диагностических картах, разработанных на каждого ученика.
-49530030480
Учебный план
Первый год обучения Малые жанры фольклора
№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Из них
Теории практики
1 Вводное занятие
1 час 1 час -
2 Русская народная музыка живёт в сказках. 16 час 2 час 14 час
3 Детский фольклор
8 час 1 час 7 час
4 К нам гости пришли.
7 час 1 час 6 час
5 Блины с чаем – всех угощаем. 1час - 1 час
6 Обобщающий урок года.
1час - 1 час
Итого
34 5 час 29 час
Предполагаемые результаты первого года обучения:
Обучающиеся должны:
Знать
уметь
- малые жанры фольклора (дразнилки, мирилки, заклички, попевки, приговоры, считалки, небылицы, заговоры, скороговорки, пословицы, поговорки);- русские народные сказки, их содержание;
- особенности русских посиделок;
- историю создания символов русского народа: Матрёшки, самовара, Петрушки;
- русские народные песни, игры.
- понимать образное содержание фольклора;
- интонационно чисто и ритмически верно исполнять разученные русские народные песни, попевки;
- творчески, ярко, эмоционально передавать содержание песен, сказок и игр в исполнении.
Учебный план
Второй год обучения Народный календарь
№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Из них
Теории практики
1 Вводное занятие 1час 1 час -
2 Народный календарь 15 часов
2 час 13 час
3 Осенний народный праздник 1час - 1 час
4 Народные праздники 14 час 2 час 12 час
5 Фольклорный праздник Рождество 1 час - 1 час
6 Народный праздник «Масленица» 1 час - 1 час
7 Заключительное занятие 1 час - 1 час
Итого
34 5 час 29 час
Предполагаемые результаты второго года обучения:
Обучающиеся должны:
Знать
уметь
- историю, структуру, содержание народного календаря;
- истоки появления и содержание народных календарных праздников;
- пословицы, поговорки, приметы народного календаря;
- разученные русские народные песни, игры, попевки, малые жанры фольклора.
- различать народные календарные праздники по содержанию;
- интонационно чисто, ритмически верно, в народной манере исполнять разученные произведения по вокалу;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
- эмоционально отзываться на произведения устного народного творчества;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Учебный план
Третий год обучения Народные промыслы. Календарь.
№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Из них
Теории практики
1 Вводное занятие 1час 1 час -
2 Народные промыслы 9 час 1 час 8 час
3 Ярмарка народных промыслов России 1 час - 1 час
4 Мастера родного края 7 час 1 час 6 час
5 Медвежий праздник ханты 1 час - 1 час
6 Русские народные инструменты 13 час 1 час 12 час
7 Урок -концерт 1 час - 1 час
8. Обобщающий урок 1 час - 1 час
Итого
34 час 4 час 30 час
Предполагаемые результаты третьего года обучения.
Обучающиеся должны:
Знать
уметь
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- различные виды народного прикладного творчества, их особенности;
- русские народные песни, игры, малые жанры фольклора;
- историю прикладного творчества коренных народов родного края;
- истоки появления и виды русских народных музыкальных инструментов, их названия;
- историю создания и структуру оркестра русских народных музыкальных инструментов.
- различать народные промыслы: Хохлому, Гжель, Палех, Мстёра, Жостово, народную вышивку, ткачество;
- различать орнаменты в произведениях прикладного творчества коренных народов Югры;
- определять по характерным признакам звучание русских народных музыкальных инструментов;
- владеть навыками музицирования на изученных музыкальных инструментах;
- интонационно чисто, ритмично, в характере, эмоционально исполнять русские народные песни;
- творчески выполнять задания по фольклору.
Учебный план
Четвёртый год обучения Музыкальный фольклор
№ п/п Наименование тем, разделов Всего часов Из них
Теории практики
1 Вводное занятие 1 час 1 час -
2 Жанры русской народной песни 15 час 2 час 13 час
3 Праздник русской народной песни 1,5 час - 1,5 час
4 Музыкальная культура народов России 14 час 2 час 12 час
5 Фестиваль народной песни 1,5 час - 1,5 час
8. Обобщающий урок
1 час - 1 час
Итого
34 час 5 час 29 час
Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Обучающиеся должны:
Знать
уметь
- истоки появления и развития русской народной песни;
- жанры русской народной песни, их содержание;
- содержание музыкальной культуры народов России;
- разученные песни, игры, танцы разных народов России.
- эмоционально – образно воспринимать и оценивать жанры русской народной песни;
- различать по звучанию и содержанию жанры русской народной песни;
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных произведений;
- интонационно чисто и эмоционально исполнять разученные песни;
- творчески исполнять разученные музыкально – ритмические движения;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования;
- выполнять творческие задания;
- участвовать в исследовательских проектах;
- применять полученные знания в своей жизнедеятельности.
Содержание программы
Вводное занятие
Фольклор, особенности народного творчества.
Тема 1. Русская народная музыка живёт в сказках.
Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, заклички, потешки, прибаутки, попевки. Русские народные сказки в жизни ребёнка. Явления природы в народном творчестве. Народные игры. Русские народные песни.
Тема 2. Детский фольклор.
Дразнилки, скороговорки, небылицы, считалки, прибаутки, потешки, заклички, приговоры – заговоры. Обряд русских посиделок. Народные игры, песни.
Тема 3. К нам гости пришли.
Особенности русского гостеприимства. Традиции русского народа, русская кухня. Самовар, Матрёшка, Петрушка – национальные герои России. Народные песни, игры.
Тема 4. Народный календарь.
Мудрость народного календаря. Обряды, праздники. Народные календарные игры, песни, попевки, хороводы.
Тема 5. Народные праздники.
Рождество, Крещение, Масленица, Встреча весны на Руси, Пасха, Семик, Иван Купала – обычаи и традиции. Народные игры, песни, хороводы на праздниках.
Тема 6. Народные промыслы.
Особенности построения русского дома. Золотая Хохлома. Палех. Гончарное искусство в России. Вятская игрушка. Жостовские мастера. Народная вышивка. Узорное ткачество.
Тема 7. Мастера родного края.
Фольклор, праздники, быт и традиции народов ханты и манси. Волшебная береста. Бисероплетение. Особенности Медвежьего праздника.
Тема 8. Русские народные музыкальные инструменты.
Оркестр русских народных инструментов. Напев, мотив, наигрыш. История народных инструментов. Игра на музыкальных инструментах.
Тема 9. Жанры русской народной песни.
Песенность – отличительная черта русской музыки. История русской народной песни. Жанры русских народных песен, их интонационно – образные особенности.
Тема 10. Музыкальная культура народов России.
Украинская, молдавская, белорусская музыка. Музыка народов Прибалтики. Армянская, азербайджанская, грузинская, узбекская, казахская. Фольклор народов Кавказа. Музыка народов родного края, Прибалтики, еврейская народная музыка.
Условия реализации программы.
1. Материально – техническое оснащение:
- музыкальный центр
- мультимедийный проектор
- компьютер
- телевизор
- видеомагнитофон
- барабан
- гармонь
- металлофоны
- блок – флейты
- треугольники
- бубенцы
- свирели
- фортепиано
- баян
- аккордеон
- гитара
- маракасы
- колокольчики
- бубны
- трещотки
- молоточки
- коробочка
- свистульки
- ложки
- рубель
- кастаньеты
- рубашки, стилизованные под народные
- платья, стилизованные под народные
- перчаточные куклы
- ширма
- стол
- стулья
- кресла ученические
2.Наглядные пособия:
музыкальное лото «Инструменты русского народного оркестра»
иллюстрации к сказкам
иллюстрации к праздникам
иллюстрации по теме «Музыкальная культура народов России»
иллюстрации по теме «Праздник урожая»
сноп из пшеничных колосьев
иллюстрации по теме «Народные промыслы»
иллюстрации по теме «Мастера родного края»
иллюстрации по теме «Русские народные музыкальные инструменты»
3.Видеоматериалы:
«Концерт казачьего хора «Раздолье»
«Украинская музыка»
«Праздники народов ханты и манси»
«Оркестр русских народных инструментов»
«Народные ансамбли»
«Гжель»
«Золотая хохлома»
«Народные праздники: Масленица, Крещение, Рождество»
«Татарская музыка»
«Чеченские песни»
«История русского костюма»
«Русские посиделки»
«Золотое кольцо России»
4. Аудиоматериалы:
Ансамбль «Золотое кольцо»
«Музыка татарская»
«Музыка еврейского народа»
«Азербайджанская музыка»
«Украинская музыка»
«Музыка белорусского народа»
«Звучание народных музыкальных инструментов»
«История оркестра русских народных музыкальных инструментов»
«Жанры русской народной песни»
«Песни народов ханты и манси»
«Молдавская народная музыка»
«Армянская народная музыка»
«Песни и танцы грузинского народа»
«Узбекская и таджикская народная музыка»
«Музыкальная культура казахского народа»
«Музыкальная культура народов Прибалтики»
Ансамбль «Звонница»
Литература для обучающихся:
Князева Л.И «Как жили люди на Руси». С – Пб, 1998г.
Панкеев И. «Обычаи и традиции русского народа», М – 1999г.
«Русское народное творчество», М. – 1988г.
Рапацкая Н.Н. «Русская народная культура», М – 1998г.
Терещенко «Быт русского народа», М – 1997г.
Загоруля Г.А., А.М. Мазурик «Путешествие в мир фольклора», Х-М - 1999г.
Гаврилова О. «Природа края в художественной литературе», Т – 1997г.
Науменко Г.М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами. (фольклорная азбука)», М – 2001г.
Чучелина Т. «Сказки Югры», М – 1995г.
«Мы – дети природы», Х - М – 1997г.
Вагатова, А Тарханов «Ханты – мансийские сказки», с – 1977г.
Слинкина «Сказки Земли Югорской», Е – 2002г.
Горяева Н.А., Островский О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», М – 2006г.
Литература для педагога:
Рябцев Ю.С. «История русской культуры», М – 1988г.
Осетров Е. «Живая древняя Русь», М – 1984г.
Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», М – 2006г.
Федотов Г. «Дарите людям красоту», М – 1987г.
Шевчук Л.В. «Дети и народное творчество», М – 1988г.
Кузин В.С. «изобразительное искусство», М – 1995г.
Овсянников Ю.М. «Картины русского быта», М – 200г.
Шангина И. «Русские игры и их дети», С-Пб – 200г.
Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР», М – 1988г.
Эскина Н.К. «Люди и судьбы на берегах Оби», Н – 2003г.
Рякина И.В. «Народные праздники», Е – 2002г.
Воскобойников М.Г. «Языки и фольклор народов крайнего Севера», Л – 1969г.
Газарян С. «В мире музыкальных инструментов», М – 1989г.
Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», М – 1986г.
Фёдорова Г.П. «На золотом крыльце сидели», С – Пб – 2002г.
Зимина А.Н «Музыкальные сказки», М – 2000г.
Доломанова Н.Н. «Подвижные игры с песнями», М – 2002г.
Петров в.М. , Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры и забавы для детей», М – 2000г.
Петров в.М. , Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей», М – 2000г.
Петров в.М. , Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Зимние праздники, игры и забавы для детей», М – 2000г.
Петров в.М. , Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. «Летние праздники, игры и забавы для детей», М – 2000г.
петрова т.И., Сергеева е.Л., Петрова Е.С. «театрализованные игры», м – 2000г.
Загребина Г.В. «Давай устроим праздник», Я – 2003г.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», С – Пб – 1997г.
Ботякова О.А. «Солнечный круг»,С – Пб – 2004г.
Широков А. «Русские народные песни», М – 1998г.
Пушкина С.И. «Мы играем и поём», М – 2001г.
Науменко Г. «Русское народное детское музыкальное творчество», М – 1988г.
Громыко М.М. «Мир русской деревни», М – 19991г.
Раевская Е., Руднева С. «Музыкально – двигательные упражнения», М – 1991г.
«Современные проблемы театрально – творческого развития школьников», М – 1989г.
Кононова Н. «Музыкально – дидактические игры», М 2002г.
Радынова о. «Беседы о музыкальных инструментах», М – 1997г.
Туманян Е. «Оркестр, внимание!», М - 1986г.
Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. «Русская народная игрушка», М – 1988г.
Званцев М.П. «Хохломская роспись», М – 1951г.
Некрасова М.а. «Народное искусство России», М – 1983г.
Рыженков Г.Д. «Народный месяцеслов», М – 1991г.
журнал «Народное творчество» 2005, 2006г.
журнал «Дополнительное образование» №1 – 6, 2004г.
Кравченко М.А. «Игровая мозаика», М – 2002г.
Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе», Я – 2000г.
Шмаков С.А. «Нетрадиционные праздники в школе», М – 1997г.
Михайлова М.А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Я – 2001г.Левдокимов Г.Е. «Рождественская ёлка», М – 1993г.
Дёмина Л.В. «потешки (методические рекомендации по работе с детским фольклорным коллективом)», Т – 1993г.
Померанцева э. «детям на потеху», М – 1988г.
Левдокимов Г.Е. «Праздник Праздников! ХристосВоскресе!» М – 1993г.
Лотман Ю.М «Беседы о русской культуре», С – Пб, 1997г.
Науменко Г. «Берёзовая карусель», М – 1980г.
Куприна Л.С., Бударина О.А., Маркеева О.Н. «Знакомство детей с русским народным творчеством», С – Пб – 2003г.
Габдулхаметова Н.Б. «Педагогическая диагностика в дополнительном образовании», Н – 2005г.
«Круглый год», М – 1989г.
«Русские пословицы и поговорки», М – 1988г.
Бармин З.И. «Русский дом», М – 1994г.
Бахтин В. «От былины до считалки», Л – 1988г.
Шангина И.И «Русские традиционнее праздники», С-Пб – 1997г.
Руднев В.А. «Обряды народные и обряды церковные», Л – 1982г.
Конева Л.С. «Православные праздники», М – 2004г.
«Энциклопедия народных праздников», М – 2006г.
Медведев. Ю. «Русские народные сказки, легенды, предания», Я - 2001г.
«Любимые русские сказки», М – 2003г.
Даль В.и. «Толковый словарь русского языка», М – 2002г.
Календарно – тематическое планирование.
№п/п Календ.
сроки Тема. Основное содержание. Основные понятия. Форма
Занятия.
1.
2.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1 год обучения
Русская народная музыка живёт в сказках. (16 часов)
1. Что летом родится, зимой пригодится.
- Знакомство с фольклором, его особенностями;
- беседа о летних и осенних работах в поле;
- разучивание попевки «Осень»;
- разучивание русской игры «Воробушки».
2. Осенний лес.
- Беседа об осенних дарах леса;
- работа над попевкой «Осень», песней «Урожай»;
- игра «Воробушки».
3. Дары осени.
- игра «Фрукты – овощи»;
- беседа о заготовках к зиме, работах в поле, саду;
- работа над песней «Урожай», попевкой «Осенушка – осень»;
- русская народная игра «Летал, летал воробей».
4. Колобок – музыкальный бок.
- беседа о русских народных сказках, их значении в жизни человека;
- инсценирование сказки «Колобок» с музыкальным сопровождением;
- повторить попевку и игру.
5. Ярмарка.
- беседа по сказке «Ярмарка»;
- познакомить обучающихся с традициями и обычаями русской ярмарки;
- разучить песню «Ярмарка»;
- игра «Зайка и мячик».
6. Земля – земелюшка.
- беседа по сказке «Старик – годовик»;
- разбор пословиц, поговорок, загадок о земле, трудолюбии, лени;
- разучивание песни «Земелюшка»;
- игра «Зайка и мячик».
7. Праздник урожая.
- Беседа по сказке «Мужик и дождь»;
- инсценирование праздника урожая;
- исполнение разученных попевок, песен об осени;
- игра «Снопы».
8. Гуси – лебеди летят, на всю Русь кричат.
- пословицы, поговорки, загадки о птицах;
- разучить р.н.п. «Долговязый журавель»;
- р.н.и. «Летят, летят»;
- обыгрывание р.н.с. «Лиса и журавль»;
- разучить песню-скороговорку «Гуси серые летят».
9. Осень, осень в гости просим.
- обыгрывание осенних посиделок: Кузьминки;
- исполнить разученные песни, попевки, игры;
- игры «Колдуны», «Золотые ворота».
10. Лисонька – лисичка, рыжая сестричка.
- беседа об образе лисы в русских народных сказках;
- обыгрывание образа лисы с помощью маски и перчаточной куклы;
- разучивание попевки «Уж как шла лиса»:
- игра «Куры и Лиса».
11. Заинька, серенький попляши.
- беседа об образе зайки в русском фольклоре;
- обыгрывание зайки в народных сказках;
- разучивание песни – игры «Ты, заинька»;
- игра «Заинька, серенький, где ты был?».
12. Волк и семеро козлят.
- инсценирование сказки «Волк и семеро козлят»;
- беседа об образе волка в русском фольклоре;
- игра «Волк».
13. Петушок – золотой гребешок.
- беседа о герое сказок – Петушке, выявление его характера, образа в фольклоре;
- попевки, загадки, потешки о Петушке;
- игра «Петушки».
14. Теремок.
- инсценирование русской народной сказки «Теремок», беседа о героях сказки и их образах;
- разучивание р.н.п. «Пойду ль, выйду ль я».
15. Медведюшка – дедушка.
- беседа о герое русских народных сказок, его образа в русском фольклоре;
- обыгрывание образа медведя;
Игра «У медведя во бору»;
Песня «Пойду ль, выйду ль я».
16. В мире русских народных сказок.
- закрепить и обобщить знания обучающихся по теме;
- исполнить разученные песни, игры, попевки, любимые фрагменты народных сказок.
Детский фольклор. (10 часов)
17. Дразнилки – мирилки.
- беседа с обучающимися о жанрах русского фольклора;
- разучивание, сравнение дразнилок – мирилок;
- сочинение своих дразнилок– мирилок, как развитие творческих способностей детей;
- р.н.п. «Как у Агрипинны»;
- игра «Сидит Дрёма».
18. Праздник скороговорок.
- знакомство с жанром: скороговорка;
- конкурс скороговорок;
- сочинение мелодий для скороговорок;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- игра «Сидит Дрёма».
19. Небылицы.
- Беседа о жанре: небылица;
- разучивание р.н.п. «Небылицы»;
- игра «Дед Сысой».
20. Считалки.
- знакомство с жанром: считалка;
- сравнить изученные жанры фольклора по содержанию;
- р.н.п. «Небылицы»;
- игра «Дед Сысой».
21. Прибаутки, потешки.
- знакомство с жанрами: потешки, прибаутки, их смысл в жизни ребёнка, их содержание;
- пальчиковые игры с жанрами фольклора;
- разучивание потешек, прибауток;
- р.н.п. «А я по лугу».
- игра «Лягушки».
22. Весенние заклички.
- беседа о Весне, её признаках, особенностях на Руси;
- разучивание и инсценирование весенних закличек;
- игра на свистульках;
-русская народная игра «Птички».
23. При солнышке – тепло, при матери – добро.
- беседа о матери, пословицы, поговорки о маме, земле, жизни;
- пение колыбельных песен;
- игра «Птички».
24. Праздник загадок.
- беседа о жанре – загадка;
- сравнить этот жанр фольклора с раннее изученными;
- загадывание и разгадывание загадок;
- исполнение в попевках русских загадок;
- конкурс загадок;
- игра «Кривой петух».
25. Приговоры – заговоры.
- знакомство с жанрами фольклора: приговоры – заговоры;
- разобрать смысловое значение жанров, их важность и необходимость в жизни человека;
- р.н.п. « В кузнице»;
- игра «Кривой петух».
26. Русские посиделки.
- обобщить знания обучающихся по теме, через обыгрывание народных посиделок;
- повторить смысл и содержание всех жанров фольклора, изученных раннее;
- повторить и исполнить в концертном варианте изученные песни, игры.
К нам гости пришли. (8 часов)
27. Гостей встречаем, песни запеваем.
- Пословицы, поговорки о гостеприимстве русского народа;
- беседа о русском гостеприимстве;
- р.н.п. «К нам гости пришли»;
- р.н. игра «Ерыкалище».
28. Самовар – самоварище.
- беседа о символе русского народа – самоваре, его особенностях;
- закрепить знания о традициях русского гостеприимства;
- разучить попевку «Самовар»;
- разучить песню «В дом приглашаем»;
- р.н.игра «Ерыкалище».
29. История русской кухни.
- Знакомство с традициями русской кухни;
- пословицы, поговорки о русской кухне;
- попевка «Самовар»;
- песня «В дом приглашаем».
30. Русская матрёшка.
- знакомство с символом русского народа – матрёшкой;
- разновидности матрёшек изучить и сравнить;
- разучить песню «Русская матрёшка»;
- повторить игру «Ерыкалище».
31. Петрушка – погремушка.
- беседа о Петрушке;
- попевка «Петрушка»;
- р.н.игра «Колокольчики»;
- инсценирование лубочной картинки «Петрушка и барин».
32. Петрушка и его друзья.
- инсценирование спектакля «Петрушка и его друзья»;
- попевка «Петрушка»;
- р.н.игра «Колокольчики».
- повторить песню «Русская матрёшка».
33. Блины с чаем – всех угощаем.
- повторить особенности русской кухни, изучить особенности русского блюда – блины;
- попевка «Блины»;
- пальчиковые игры «Домик», «Блинцы», «Улитка».
34. Обобщающий урок года.
- проверить и закрепить знания обучающихся полученные в учебном году;
- исполнить разученные песни, попевки, игра, полюбившиеся обучающимся.
2 год обучения.
Народный календарь (16 часов).
1. Сентябрь – хмурень.
- познакомить обучающихся с историей времяисчисления;
- изучить виды календарей;
- пословицы и поговорки об осени;
- приметы сентября;
- р.н.игра «Ручеёк»
2. Осенины.
- беседа о праздниках сентября, их особенностях;
- повторить особенности различных календарей;
- разучить р.н.п. «Утушка луговая»;
- повторить игру «Ручеёк».
3. Листопад.
- знакомство с приметами, пословицами, поговорками, загадками осеннего месяца – октябрь;
- р.н.п. «Утушка луговая»;
- р.н.игра «Кузнечики».
4. Осень, осень в гости просим.
- загадки, пословицы, поговорки об осени, её приметах, особенностях;
- попевка «Здравствуй, осень»;
- р.н.игры «Кузнечики», «Верёвка»;
- р.н. осенние песни, разученные в 1 классе.
5. Ноябрь – полузимник.
- приметы, особенности ноября;
- пословицы, поговорки, загадке о ноябре и приметах этого месяца;
- попевка «Осень»;
- игра «Бубен».
6. День Казанской Богоматери.
- Беседа о празднике;
- выявить особенности праздника;
- повторить попевку «Осень»;
- игра «Бубен».
7. Кузьминки.
- познакомить обучающихся с обычаем Кузьминок;
- разобрать особенности русской свадьбы;
- разучить р.н.п. «Залетела во сад перепелочка»;
- игра «Вьюн».
8. Декабрь – студень.
- рассказ – беседа об особенностях декабря;
- пословицы, поговорки, приметы декабря, зимы;
- разучить попевку «Ты мороз»;
- игра «Два мороза.
9. Зимушка – зима.
- беседа о зиме, её народных приметах особенностях;
- знакомство со сказкой «Проказы зимы»;
- р.н.п. «Залетела во сад перепёлочка»;
- повторить попевку, игру.
10. Катерина – санница.
- рассказать о народном празднике, его приметах, особенностях;
- р.н.п. «Лапти – лапотонцы»;
- игра «Метелица».
11. Русские сказки (календарные).
- инсценирование, обыгрывание р.н.с. «Два Мороза», «Морозко», «Ермилка и лесной Боров»;
- р.н.п. «Лапти – лапотонцы»;
- игра «Метелица».
12. Посиделки: зимние
вечера.
- беседа о зимних посиделках;
- обыгрывание обычая посиделок;
- исполнить разученные песни, игры.
13. Святки.
- беседа об обычае святочных вечеров;
- знакомство со святочной сказкой «Золотой перстенёк»;
- русская игра «Прялица»;
- разучивание колядок.
14. Святочные вечера.
- загадки о зиме;
- игры «Прялица», «Жмурки»;
- познакомить обучающихся с элементами святочных гаданий;
- инсценирование русской колядки «Щедровочка щедровала»;
- разучивание колядок.
15. Пришла коляда.
- провести с обучающимися и родителями праздник колядок;
- инсценирование разученных колядок;
- исполнение разученных календарных песен;
- поиграть в народные игры.
16. Рождество.
- познакомить обучающихся с особенностями праздника Рождество;
- разучить игру «Краски»;
- разучить песню «Рождество Христово».
Народные праздники (18 часов)
17. Василий Великий.
- беседа о празднике и его обычаях;
- повторить песню «Рождество Христово»;
- повторить разученные игры.
18. Крещение.
- беседа о празднике;
- приметы, связанные с Крещением;
- повторить разученные игры к святочным вечерам;
- исполнить разученные песни.
19. Ефрем – прибаутник.
- беседа о календарном празднике, его особенностях;
- повторить знакомые потешки, прибаутки, скороговорки, приметы;
- разучить р.н.п. «Блины»;
- разучить попевку «Широкая масленица»;
- разучить игру «Горелки».
20. Масленица.
- беседа о празднике с угощением блинами;
- исполнить разученные песни, попевки о празднике;
- игры «Горелки», «Блинцы», «Лапти».
21. Встреча весны на Руси.
- знакомство с традициями праздника, его особенностями;
- разучить весенние заклички;
- разучить игры к празднику «Пирог», «Родничок».
22. Праздник Веснянка.
- провести с обучающимися праздник Весны по правилам русского народа;
- исполнить разученные заклички, игры;
- повторить приметы весны, пословицы, поговорки.
23. Пасха.
- беседа о празднике;
- разучить р.н.п. «Выходи, вьюница, на крыльцо»;
- разучить пасхальные игры «Ктание яиц с горки», «Солнышко – вёдрышко».
24. Апрель – снегогон.
- приметы, пословицы, поговорки об апреле, его особенности в народном календаре;
- разучить р.н.п. «Березонька»;
- разучить игру «Бабочки и ласточка».
25. Красная горка.
- ознакомить ребят с особенностями и приметами праздника Красная Горка;
- повторить разученные песни и игру на предыдущем уроке.
26. Май – травень.
- выявить особенности мая, познакомиться с его приметами;
- пословицы и поговорки, загадки;
- разучить р.н.п. «Пчёлочка златая»;
- разучить игру «В птицы».
27. Егорьев день.
- рассказать об особенностях календарного праздника;
- повторить р.н.п. «Пчёлочка златая»;
- повторить игру «В птицы», разучить игру «Ворон».
28. Ирина – рассадница.
- беседа о приметах лета, летних работах;
- пословицы, поговорки о лете, труде;
-традиции праздника Ирина – рассадница;
- разучить р.н.п. «Кострома – костромушка».
29. Июль – хлеборост.
- приметы, особенности месяца, народные традиции;
- разучить игру «Пчёлы»;
- разучить р.н.п. «А я по лугу».
30. Семик – зелёная неделя.
- познакомить обучающихся с народным праздником и его особенностями;
- разучить р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»;
- разучить игру «Коршун».
31. Праздник Ивана Купала.
- познакомить обучающихся с особенностями праздника;
- повторить разученные песни, игры.
32. Август – разносол.
- беседа об августе, его приметах народных праздниках;
- разучить р.н.п. «Во кузнице».
33. Праздник русской песни.
- провести праздник русской песни с привлечением родителей;
- исполнить разученные песни в учебном году;
- исполнить произведения на музыкальных инструментах; - специально к празднику подготовить номера художественной самодеятельности с родителями и детьми совместно.
34 – 35. Фольклорный праздник.
- обобщить знания обучающихся за второй год обучения по программе.
3 год обучения
Народные промыслы. (9 часов).
1. Русское поселение. Дом.
- познакомить с историей построения русского дома, особенностями;
- рассмотреть предметы домашней утвари;
- разучить пальчиковую игру «Теремок»;
- разучить игру «Колечко».
2. Золотая Хохлома.
- познакомить обучающихся с особенностями хохломской росписи;
- рассмотреть основные элементы росписи и написать основной рисунок техники;
- повторить пальчиковую игру «Теремок», игру «Колечко».
3. Палех. Мстёра. Холуй.
- рассмотреть лаковые миниатюры, выявить их особенности;
- сравнить различные виды техники народных промыслов;
- повторить особенности хохломской росписи;
- разучить р.н.п. «Серпы золотые».
4. Гончарство в России.
- познакомить с истоками керамики в России;
- рассмотреть и сравнить Гжель, Скопин;
- повторить р.н.п. «Серпы золотые».
5. Вятская игрушка.
- беседа о керамике, мастерах керамических изделий;
- проанализировать виды и особенности дымковской игрушки;
- разучить р.н.п. «Перевоз Дуня держала».
6. Жостовские мастера.
- познакомить с мастерами Жостово;
- проанализировать орнаменты подносов;
- научить писать орнаменты жостовских мастеров;
- повторить р.н.п. «Перевоз Дуня держала».
7. Народная вышивка.
- беседа о вышивальщицах;
- рассмотреть особенности вышивания и виды различной техники;
- разучить хороводную песню «Лён».
8. Русское узорное ткачество.
- познакомить обучающихся с различными видами ткачества, и особенностями;
- повторить р.н.п. «Лён»;
- разучить виды хороводов.
9. «Золотые руки» мастеров.
- проверить и обобщить знания обучающихся за четверть.
Мастера родного края. (7 часов).
10. Мастера родного края.
- познакомить обучающихся с мастерами родного края (народное прикладное творчество народов ханты и манси)
- сравнить русское народное творчество и народов ханты и манси.
11. Волшебная береста.
- познакомить обучающихся с техникой работы по бересте;
- рассмотреть готовые изделия, прочитать их орнамент, выяснить значимость изделий из бересты для жизни.
12. Орнаментированные изделия.
- изучить виды орнаментов на ткани, коже, бересте;
- научиться читать и понимать их значение;
- зарисовать орнаменты.
13. Бисероплетение.
- беседа о мастерах родного края, их творчестве;
- рассмотреть изделия из бисера, прочитать орнамент;
- сравнить работы их различных материалов;
- разучить хантыйскую песню «Соворке».
14. В поисках сынквылтапа.
- беседа о музыкальных инструментах народов Югры, выполненных в народных традициях;
- послушать звучание инструмента;
- разучить национальные движения в танце.
- повторить хантыйскую песню.
15. Северная сказка.
- в форме игры проверить и закрепить знания обучающихся о мастерах родного края.16. Медвежий праздник.
- беседа о празднике;
- выявить виды народного творчества, орнаменты, их значение на народном празднике
- исполнить танцевальные движения и песню.
Русские народные музыкальные инструменты. (18 часов).
17. Русские народные инструменты.
- познакомить обучающихся с историей возникновения и развития русского народного исполнительства;
- выявить виды музыкальных инструментов;
- послушать звучание музыкальных инструментов.
18. Погремушка. Шаркунок.
- изучить историю возникновения шаркунка, погремушки;
- научить играть на изучаемых музыкальных инструментах;
- разучить р.н.п. «Я на камушке сижу».
19. Ложки.
- беседа об ударном деревянном инструменте русского народа – ложках;
- научить нескольким видам игры на ложках;
- повторить р.н.п. «Я на камушке сижу».
20. Дрова. Рубель.
- изучить музыкальные инструменты;
- сравнить ранее изучены инструменты с рублем и дровами;
- освоить навыки игры на инструментах;
- закрепить навыки игры на ложках.
21. Трещотка.
- беседа о народном инструменте – трещотка;
- рассмотреть, послушать и проанализировать различные виды трещоток;
- освоить навыки игры на трещотке.
22. Барабан.
- беседа об инструменте;
- освоить навыки игры на барабане;
- отрабатывать навыки игры на изученных музыкальных инструментах.
23. Колокольчик.
- беседа об инструменте;
- выявить особенности инструмента и его звучания;
- освоить навыки игры на инструменте;
- разучить р.н.п. «У ворот, ворот».
24. Бубен.
- беседа об инструменте;
- проанализировать звучание инструмента;
- продолжать развивать навыки игры обучающихся на музыкальных инструментах русского народа;- повторить р.н.п. «У ворот, ворот».
25. Свистулька.
- беседа об инструменте, его особенностях;
- повторить с обучающимися дымковские свистульки;
- продолжать развивать навыки игры на музыкальных инструментах.
26. Рожок да свирель.
- рассказать обучающимся историю появления духовых инструментов, их особенности;
- развивать навыки игры на музыкальных инструментах;
- повторить разученные песни в четверти.
27. Гусли.
- рассмотреть историю создания музыкального инструмента, его особенности, вид, звучание;
- разучить р.н.п. «У ворот в гусли вдарили».
28. Балалайка.
- беседа о музыкальном инструменте и его особенностях;
- сравнить гусли и балалайку, их звучание;
- развивать навыки игры на музыкальных инструментах, и ритм у обучающихся.
29. Домра.
- рассказать о музыкальном инструменте, сравнить домру и балалайку;
- повторить р.н.п. «У ворот в гусли вдарили».
30. Шарманка.
- знакомство с музыкальным инструментом;
- развивать навыки игры на музыкальных инструментах;
- разучить р.н.п. «Посею лебеду».
31. Гармонь.
- познакомить обучающихся с народным инструментом, его историей создания, особенностями звучания;
- рассмотреть разные виды гармоней, проанализировать и сравнить их звучание;
- работа над р.н.п. «Посею лебеду».
32. Баян.
- беседа об инструменте, история его создания;
- сравнить по внешнему виду и звучанию гармонь и баян;
- соединить с баяном игру на музыкальных инструментах;
- разучить р.н.п. «Ты воспой, в саду соловейко».
33. Оркестр русских народных инструментов.
- познакомить обучающихся со строением русского оркестра, историей его создания;
- рассмотреть и проанализировать группы музыкальных инструментов оркестра;
- повторить р.н.п. «Ты воспой, в саду соловейко».
34. Обобщающий урок года.
35. Урок – концерт.
- проверить и обобщить знания обучающихся полученные в этом учебном году;
- исполнить разученные песни, попевки, мелодии на музыкальных инструментах;
- организовать выставку работ прикладного творчества обучающихся.
4 год обучения.
Жанры русской народной песни. (16 часов).
1. История русской народной песни.
- беседа о русском фольклоре, его истоках, особенностях;
- рассказать историю появления русской народной песни, её особенности;
- проанализировать несколько жанров народной песни;
- разучить р.н.п. «За горою у колодца».
2. Заклички.
- беседа о жанре – заклички;
- выявить значение и особенности закличек;
- сравнить виды закличек;
- инсценировать заклички;
- работа над песней «За горою у колодца».
3. Песни – былины.
- история появления и развития песен – былин;
- проанализировать содержание и музыку былин;
- сравнить различные былины, их содержание;
- разучить былину «Что не белая берёза к земле клонится».
4. Колыбельные песни.
- беседа о жанре русской народной песне – колыбельная;
- исполнить знакомые колыбельные песни;
- проанализировать и сравнить колыбельные песни;
- вспомнить пословицы, поговорки о маме, детях;
- повторить былину «Что не белая берёза к земле клонится».
5. Исторически песни.
- познакомить обучающихся с историческими народными песнями, их особенностями, содержанием;
- сравнить жанры народных песне;
- разучить историческую народную песню «Плещут холодные волны».
6. Хороводные песни.
- беседа о хороводных песнях;
- рассмотреть, сравнить и проанализировать различные виды хороводов;
- повторить р.н.п. «Плещут холодные волны»;
- разучить движения орнаментального хоровода.
7. Трудовые песни.
- беседа о трудовых пенях;
- пословицы, поговорки о труде, работе;
- загадки об орудиях труда русского народа;
- разучить р.н.п. «Вниз по матушке по Волге».
8. Лирические песни.
- беседа о лирических песнях, их особенностях;
- послушать, проанализировать содержание, мелодию лирических народных песен;
- повторить разученные песни, хоровод.
9. Плясовые песни.
- беседа о плясовых песнях;
- проанализировать плясовые песни;
- разучить элементы русской пляски;
- сравнить изученные жанры русской народной песни.
10. Солдатские песни.
- познакомить обучающихся с жанром русской народной песни – солдатской;
- пословицы и поговорки о Родине, солдатах, Отчизне;
- разучить р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»;
- повторить изученные жанры р.н.п.
11. Церковные песнопения.
- познакомить обучающихся с особенностями церковных песнопений;
- послушать звучание песнопений, молитв и проанализировать их;
- вспомнить церковные праздники, изученные раннее.
12. Обрядовые песни.
- изучить особенности обрядовых песен;
- беседа об обрядах русского народа;
- разучить р.н.п. «Земляничка спела, спела..»13. Частушка.
- беседа о частушке, её разновидностях, содержании;
- придумать свою частушку на школьную тему;
- проанализировать и сравнить различные виды частушек;
- повторить р.н.п. «Земляничка спела, спела…».
14. Шуточные песни.
- беседа о шуточных песня;
- сравнить частушку и шуточную песню;
- разучить р.н.п. «Из – за леса, из-за гор».
15. Бытовые песни.
- познакомить обучающихся с бытовыми песнями и их особенностями;
- сравнить изученные жанры русской народной песни;
- повторить р.н.п. «Из-за леса, из-за гор».
16. Праздник русской народной песни.
- в виде праздника закрепить и обобщить знания обучающихся по жанрам русской народной песни;
- исполнить разученные песни в концертном варианте.
Музыкальная культура народов России. (17ч.)
17. Украинская народная музыка.
- выявить с обучающимися особенности музыки украинского народа на примере концерта украинской музыки;
- разучить танцевальные элементы украинской пляски;
- разучить у.н.п. «Зозуля»;
- разучить у.н.игру «Хлибчик».
18.Песни и танцы белорусского народа.
- познакомить детей с музыкой белорусского народа;
- сравнить украинскую и белорусскую музыку;
- повторить разученные песню и игру на предыдущем уроке;
- разучить б.н.п. «бульба»,
- разучить б.н.игру «хлоп, хлоп, убегай».
19. Молдавская народная музыка.
- проанализировать молдавскую народную музыку;
- повторить разученные песни, игры;
- разучить м.н. игру «Яблоко».
20. Музыка азербайджанского народа.
Познакомить обучающихся с музыкой азербайджанского народа, выявить её особенности;
- разучить а.н.п. «Цыплята»;
- разучить а.н.игру «Геджа ве гюндуз».
21. Армянская народная музыка.
- рассмотреть особенности армянской музыки;
- повторить разученную песню на предыдущем уроке;
- разучить арм. нар. игру «Хох, джюр, крак, от».
22. Песни и танцы грузинского народа.
- сравнить и проанализировать музыку армянского и грузинского народов;
- разучить г.н. песню «Сулико»;
- разучить игру «Кочинчара».
23. Узбекская и таджикская народная музыка.
- сравнить и проанализировать музыку узбекского и таджикского народов;
- повторить песню «Сулико»;
- разучить т.н. игру»Холла – холла», у.н.игру «Пастух и козы».
24. Музыкальная культура казахского народа.
- изучить особенности казахской народной музыки;
- повторить разученные игры;
Разучить к.н.игру «Кумс Аллу».
25. Татарская народная музыка.
- рассмотреть особенности татарской музыки при посещении татарского центра «Тальян».
26. Музыка башкирского народа.
- сравнить музыку татарского и башкирских народов;
- разучить т.н. песню «Бас Кызым»;
- разучить т.н. игру «Скок – перескок».
27. Музыкальная культура народов Прибалтики.
- познакомить детей с традициями музыкальной культуры народов Прибалтики;
- разучить л.н.п. «Петушок»,
- разучить л.н.игру «Кольцо».
28. Музыка еврейского народа.
- познакомить обучающихся с народной культурой еврейского народа;
- разучить танцевальные движения еврейского народа;
- разучить пьесу «Семь сорок».
29. Музыкальная культура ханты и манси.
- рассмотреть особенности музыки народов ханты и манси;
- разучить песню «Югра»;
- разучить игру «Отбивка оленей».
30. Музыка чеченского народа.
- изучить особенности народной музыки чеченского народа;
- сравнить различные виды лезгинок;
- разучить ч.н. игру «Утушка».
31. Музыка дагестанского народа.
- сравнить музыку чеченского и дагестанских народов;
- разучить элементы лезгинки;
-разучить игру «Подними платок».
32. Музыка русского народа.
- повторить особенности русской народной музыки;
- повторить элементы русской пляски;
- повторить приёмы игры на музыкальных инструментах.
33, 34. Праздник народной музыки.
- в форме праздника проверить и закрепить знания обучающихся по теме: «Музыкальная культура народов России».
35. Обобщающий урок года.
- проверить т обобщить знания обучающихся за весь курс обучения по программе «Возвращение к истокам». Фольклор, русские народные сказки, осень и её особенности в русском фольклоре, осенние игры, песни, попевки.
Дары леса осенью, попевки, игры народные осенние.
Встреча осени, Осенины, осенние заготовки впрок.
Народные игры, песни.
Фольклор, русская народная сказка «Колобок». Зерно, мука, молотить, нива, мельница.
Обычаи, традиции осенней ярмарки на Руси, фольклорные попевки, песни, игры.
Фольклорные песни, попевки, сказки о земле, пословицы и сказки о трудолюбии и лени. Серп, жнеи, рожь, пашня, плуг, сноп, овёс.
Фольклорные песни, попевки, игры, связанные с праздником урожая, амбар, жито, зерно, жернова, сноп.Фольклорные сказки, пословицы, поговорки, загадки. Осенние приметы о птицах и осени.
Русские народные традиции осенних посиделок, песни, игры, загадки, приметы об осени.
Смысл образа лисы в народных сказках, обыгрывание характера лисы на примерах русских сказок.
Образ зайки в русском фольклоре, загадки, потешки попевки о зайке.
Русская народная сказка «волк и козлята», образ волка в русском фольклоре.
Петушок – герой русских сказок, его образ в фольклоре.
Образы героев сказки «Теремок», терем, сундук, сруб.
Смысл медведя в русских сказках, берлога, охота.
Термины, изученные по теме.
Дразнилки, мирилки, содержание жанров фольклора.
Скороговорки, примеры разных видов скороговорок.
Жанр фольклора небылица, её смысл и содержание.
Считалка, небылица, дразнилки – мирилки.
Потешки, прибаутки, их содержание и смысловое значение.
Заклички, их смысловое содержание, соха, борона, севалка, плуг, пашня, жаворонки.
Пословицы, поговорки, пени колыбельные.
Загадка, пословица, скороговорка, попевка, потешка, дразнилка, прибаутка.
Приговоры – заговоры.
Загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, мирилки, потешки, попевки, скороговорки, народные песни, игры.Строение и уклад русской избы, оклад, подпол, печь, лучина, ухват, чугунок, утварь, сундук, каравай.История русского самовара, его особенности, разновидности, город Тула, пряник, чай.
Домострой, мясоед, хлеб, обед, ужин,
кисель, пирог, каша, кутья, хлебово, взвар, квас.
Деревянная матрешка, особенности её изготовления, семёновские, загорские матрёшки.
Петрушка, история его появления, лубок, Масленица.
Петрушка, Матрёшка.
Блины, мука, сито, шаньга, ставец, смашной, пряженец.
Термины, изученные в учебном году, любимые игра обучающихся, песни, ритмические движения.
Календарь, время суток, земледельческий,
гражданский, церковный, народный календари, рябина, заморозки, оспожинки.
Праздник урожая, особенности календаря.
Капустки, Покров, ярмарка, посиделки, телега, валенки.
Оспожинки, стог, закрома, кафтан, Никита Гусятник, бабьи работы, засидки.
Параскева Грязниха, зазимье
Пословицы, поговорки, приметы об осени.
Икона, христианство, православие, Богоматерь
Бабья заступница, переход от осени к зиме, церковь, колокольный звон.
Приметы зимы, пословицы, поговорки о зиме.
Пороша, сани, приметы, пословицы о декабре.
Опока, коты, жупан, кафтан, куржевина, доха, сани.
Содержание русских народных календарных сказок.
Традиции, обычаи русских зимних посиделок.
Святки, особенности вечеров.
Святки, коляда, Рождество, Вифлеемская звезда, пост, вертеп, Иисус Христос, ёлка.
Рождество, колядки, коляда.
Праздник, его особенности.
История праздника, его особенности.
Крещение, Иордан, Святая вода, купель.
Потешки, прибаутки, горелки.
Масленица, дни масленицы: встреча, заигрыш, золовкины посиделки, широкий день, тёщины вечера,
лакомка, прощеный день.
Жаворонки, равноденствие.
Жаворонки, весенние заклички, особенности праздника.
Пасха, возрождение, крашение яиц, кулич, пасха.
Приметы месяца.
Красная горка, свадьба.
Приметы месяца, пословицы, поговорки.
Особенности праздника.
Приметы лета, особенности праздника.
Приметы, традиции летнего времени года.
Семик, Троица, особенности праздника.
Купальский праздник, русалка, Иван Купала.
Приметы месяца.
Песни разученные в учебном году.
Слова, связанные с русским фольклором, изученные на уроках.
Изба, брёвна, пятистенок, божница, деревня, лавка, кут, курная изба, сруб, утварь.Липа, берёза, ольха, ковши, солонки, чаши, пряник, ярило, косовик, травка, кудри.Лаковая миниатюра, лубок, жанровые сценки, темперные краски.
Глина, керамика, фарфор, гончарный круг, Скопин, Гжель, глазурь.
Дымка, игрушка – свистунья, водоноска, символ солнца, завод, обжиг, печь, мел.
Металл, поднос, цветной лак, масляные краски, растительные композиции, художественно – прикладной промысел.Канва, мулине, виды вышивки, её особенности.
Ткацкий станок, прялка, веретено.
Строение русского дома, хохлома, палех, Мстера, холуй, гончарство, вышивка, ткачество.
Береста, бисер, оленья шкура, орнамент, платье, нарты.
Снятие бересты, сворачивание бересты, обработка бересты, майская береста, сон, хинт, воньсюп, йингл, кушом.
Орнамент, кожа, ткань, роспись по коже, изделия из меха.
Бисер, орнамент.
Сынквылтап.
Термины изученные по теме
Медведь, медвежий праздник.
Древняя Русь, дружина русских князей, скоморохи, роговой оркестр, напев, наигрыш, мотив.Колотушка, Шаркунок, погремушка, головоломка.
Ложки, обтёска баклуши, тесление, скобление, сушка, отделка.
Дрова, рубель, музыкальная поленница.
Трещотка, курская, круговая, трещотка с бубенцами.
Барабан, кожа.
Колокольчик, виды колокольчиков.
Бубен, кожа.
Свистулька, глина, дымковская свистулька.
Рожок, свирель, духовые инструменты.
Гусли, струнные щипковые инструменты, крыловидные, шлемовидные, прямоугольные гусли.
Балалайка, виды гуслей.
Домра, балалайка.
Шарманка, виды народных музыкальных инструментов.
Гармонь, мех, виды гармоней.
Гармонь, баян, музыкальные инструменты русского народа.
Оркестр, группы и виды музыкальных инструментов оркестра русских народных музыкальных инструментов.
Термины, понятия, изученные в 3 классе.
Особенности содержания, история создания русской песни.
Особенности закличек, их значение и значимость в жизни человека. Закличка, попевка, виды закличек, календарные праздники, времена года.
Быль, былина, сказ, гусли, гусляр, сказитель.
Историческое значение былины, их особенности.
Колыбельные песни, их напевность, мелодичность, значение. Фольклор, жанр, колыбелька, люлька, мать, дитя, колыбельная песня.
Содержание, значение исторических песен, их влияние на человека.
Фольклор, народное пение, песня, запев, напев, жанры русской народной песни, хороводные песни, виды орнаментов в хороводе.
Пословицы, поговорки о работе, труде, бурлаки, Волга – матушка.
Лирические русские народные песни, свадьба.
Плясовые песни.
Солдат, Родина, Отчизна, рекрут, служба.
Церковь, служба, молитва, тропарь.
Обряд, традиция, правило, свадьба, похороны, сватовство.
Частушка, куплет, юмор, сатира.
Шуточные песни, потешки, небылицы.
Бытовые песни, дом.
Термины, изученные по теме.
Украинские слова,
Киев, бандура, венок.
Бульба, цимбалы, народные костюмы, особенности быта.
Народные традиции, национальный костюм,
Жок.
Национальные особенности, костюм, игры. Струнные инструменты азербайджанского народа.
Особенности армянской музыки.
Особенности грузинской музыки.
Особенности таджикской и узбекской музыки.
Музыка Казахстана, домбра.
Тюбетейка, курай, чак –чак, национальный костюм, игры.
Курай, музыка Башкирии.
Орнаменты народов Прибалтики.
Пейсы, стена плача, иудаизм.
Обряды, праздники, сынкыалтап.
Ислам, нохчи, лезгинка, национальный костюм, блюда, игры.
Лезгинка, национальные традиции, костюм, игры.
Жанры русской народной песни, русские народные музыкальные инструменты.
Термины по теме «Музыкальная культура народов России».
Проверить и закрепить все термины по программе «Возвращение к истокам».
Урок
Урок
Урок
Урок – спектакль
Урок
Урок
Праздник
Урок
Урок – спектакль
Урок – спектакль
Урок – спектакль
Урок
Урок – спектакль
Урок- спектакль
Урок - спектакль
Урок –обобщение
Урок
Праздник
Урок
Урок
Урок – игра
Урок
Урок
Праздник
Урок
Посиделки (праздник)
Урок
Урок
Праздник
Урок – экскурсия в музей
Урок
Урок – спектакль
Урок - игра
Урок – концерт
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок - спектакль
Урок
Урок – спектакль
Праздник
Урок – спектакль
Урок - игра
Праздник с родителями
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Праздник
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Праздник
Урок – праздник
Урок
Урок – экскурсия в городской музей
Урок – экскурсия в городской музей
Урок
Урок
Урок – экскурсия в городской музей
Урок – экскурсия в кабинет технологии
Урок
Урок – игра
Урок – экскурсия в городской музей
Урок – экскурсия в городской музей
Урок
Урок
Урок – игра
Урок – праздник
Урок – праздник
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок – экскурсия в музыкальную школу
Урок – путешествие
Урок – концерт
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Праздник
Урок
Урок
урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Урок
Аппарат контроля:
Отслеживание динамики развития каждого обучающегося происходит с помощью различных методов диагностики:
-тестирование,
- наблюдение,
- анкетирование,
- индивидуальная беседа.
Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах каждого ученика. Представляю пример:
Карта индивидуального развития обучающегося.
Фамилия Имя__________________________
Возраст______________
Дата начала наблюдения_________________
Параметры Начало обучения Окончание 1 года обучения Начало 2 года обучения Окончание 2 года обучения Начало 3 года обучения Окончание 3 года обучения Начало 4 года обучения Итоговая диагностика
Восприятие музыки Ритм Вокальные навыки Игра на музыкальных инструментах Теоретические знания Творческая активность Достижения Критерии развития ребёнка.
Параметры
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Восприятие музыки - слушает и слышит музыкальное произведение;
- умеет от начала до конца дослушивать произведение;
- умеет анализировать и сравнивать, различать произведения;
- эмоционально отзывается на произведение;
- узнаёт знакомые произведения.
- слушает и слышит музыкальное произведение;
- не всегда слушает произведение от начала до конца;
- анализирует, сравнивает, различает произведения, только с помощью;
- не всегда эмоционально отзывается на произведение;
- с затруднением узнаёт знакомые произведения. - рассеянно слушает произведения;
- не может дослушивать произведении до конца;
- с трудом и не всегда может проанализировать, сравнить и различить произведения;
- пассивно относится к произведениям по слушанию музыки;
- не может узнать знакомые произведения.
Ритм - слышит и может воспроизвести сложные ритмические фигуры;
- самостоятельно может сочинять ритмический аккомпанемент;
- может узнать песню по ритму;
- ритмические упражнения при помощи рук и ног выполняет верно, музыкально, без ошибок.
- слышит и может воспроизвести простые ритмические фигуры;
- сочиняет ритмический аккомпанемент, но с помощью педагога;
- песню по ритму узнаёт с затруднением;
- ритмические упражнения с помощью рук и ног выполняет с ошибками.
- не может воспроизвести ритмический рисунок вообще;
- не может сочинить ритмический аккомпанемент;
- песню по ритму узнать не может;
- ритмические упражнения при помощи рук и ног выполнить не может.
Вокальные навыки - умет чисто интонировать при пении;
- правильно формирует звук;
- дикционно верно исполняет произведение;
- сознательно, внутренне слышит интервалы мелодии;
- выразительно, эмоционально в характере исполняет разученные произведения.
- интонирует с небольшими ошибками;
- звуковедение с нарушениями;
- затруднения в дикции при пении;
- интервалы мелодии заучивает, слышит их с трудом;
- старательно, но не эмоционально исполняет произведения. - не может интонировать произведение;
- звуковедение с нарушениями;
- много дикционных ошибок;
- интервалы мелодии не слышит, не может их воспроизвести;
- не выразительно, без эмоций исполняет разученные произведения.
Игра на музыкальных инструментах
- верно, без ошибок исполняет сложные и простые ритмические рисунки;
- эмоционально, в характере играет в оркестре на инструментах;
- обладает культурой игры на инструментах в коллективе. - верно без ошибок исполняет простые ритмические рисунки, сложные исполнить не может;
- не всегда эмоционально исполняет произведения;
- обладает культурой игры на инструментах в коллективе. - с затруднением исполняет простые ритмические рисунки, сложные исполнить не может;
- не эмоционально, пассивно исполняет разученные произведения4 - с затруднением играет на инструментах в коллективе.
Теоретические знания
- обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период;
- применяет полученные знания в своей жизнедеятельности. - обучающийся освоил более половины объёма теоретических знаний;
- иногда, применяет полученные знания в своей жизнедеятельности. - обучающийся овладел менее половины объёма знаний, предусмотренной программой;
- не применяет полученные знания в своей жизнедеятельности.
Творческая активность
- выполняет практические задания все с творческим подходом, интересом, желанием. - выполняет в основном задания на основе образца. - выполняет лишь простейшие практические задания, при помощи педагога.
Одной из задач программы является воспитание устойчивого интереса и уважительного отношения к народному творчеству. И действительно, можно сказать, что с этой задачей мы справились, потому что есть возможность проследить участие ребят, обучающихся по программе в городских и школьных мероприятиях.
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
октябрь «Посвящение в первоклассники»
ноябрь «Фестиваль «Вместе дружная семья»
январь «Рождественские вечера»
февраль
«Праздник пап»
март
«При солнышке тепло, при матушке добро»
апрель
Городской смотр художественной самодеятельности, посвященный 60-летию Победы в ВОВ
май
Поздравление педагогов - ветеранов ВОВ в МОУ СОШ №8
Гала-концерт в КЦ «Обь» посвященный 0-6летию Победы в ВОВ
Концерт в честь дня рождения «Ребячьей республики» Сентябрь
«Торжественная линейка»
«Линейка для РОСНЕФТЬ – классов»
октябрь
«Осенние посиделки»
«День учителя»
ноябрь «День матери»
декабрь
городской конкурс «День рождения округа» (концерты в КЦ «Юность»Городской конкурс «Учитель года»
Сентябрь
«Торжественная линейка»
«Линейка для РОСНЕФТЬ – классов»
октябрь
«Осенние посиделки»
«День учителя»
«Морское путешествие»
ноябрь «День матери»
декабрь
городской конкурс «Учитель года»
март «Мамочка моя»
апрель городской конкурс «Край ты мой любимый»
май «Праздник последнего звонка»
Сентябрь
«Торжественная линейка»
«Линейка для РОСНЕФТЬ – классов»
Гала – концерт в КЦ «ОБЬ» «Край ты мой любимый»
октябрь
«Осенние посиделки»
«День учителя»
«Морское путешествие»
ноябрь
Грант Мэра
Всероссийский фестиваль Роснефть – классов
Городской концерт «Молодая гвардия»
«День матери»
Декабрь «Учитель года»
СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!