Дополнительная общеобразовательная программа Возвращение к истокам


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ ДОД ДДТ
________________________ И.А. Дикая
___________________________ 2014 г.
Протокол педагогического совета № __
от «___» ____________________2014 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Возвращение к истокам
Наименование
Социально-педагогическая
_________________________________________________________________
Направленность
Кубановедение_________________________________________________________________
Наименование учебной дисциплины
3 года
________________________________________________________________________
Срок реализации
Модифицированная
_______________________________________________________________________
Вид программы
8-14 лет
_______________________________________________________________________
Возраст обучающихсяСоколова Наталья Владимировна
_______________________________________________________________________
Ф.И.О. преподавателя

ст. Камышеватская.
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Возвращение к истокам» имеет социально-педагогическую направленность.
Для растущего человека емким понятием «Родина», в сущности, является все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные соотечественниками.
Патриотизм - самое широкое, всеобъемлющее и глубокое качество, составляющее стержень личности. Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга, желание и стремлений другого человека. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Углубленное знакомство ребят с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогают найти образы для подражания. Поэтому главным направлением воспитательной работы с учащимися является патриотическое воспитание.
Мы живем в сказочном месте - его красивая природа, широкие просторы привораживают жителей. Основная часть учащихся школы и их родителей здесь родились, научились ходить, читать, писать, видеть, говорить. Это наше Отечество, наша Малая Родина. И мы не вправе не знать ее историю, традиции и обычаи.
Программа «Возвращение к истокам» поможет больше узнать о крае, городе, станице, где мы живем, познакомиться с народными традициями и обычаями, ремеслами, достижениями народных умельцев, сформировать самосознание, изучить историю и духовные ценности народа.
Новизна программы состоит в том, что при работе с детьми используются новые педагогические технологии в проведении занятия, а также новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта обучающегося, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания.
Актуальность данной образовательной программы определяется необходимостью патриотического воспитания учащихся, материально-технические условия для реализации которого имеются на базе нашего Дома детского творчества. Реализация программы обусловлена работой по воспитанию исторической культуры у обучающихся, что помогает им осознать единство мира и свое место в нем на основе общечеловеческих ценностей.
Нынешним молодым людям предстоит построить исторический фундамент третьего тысячелетия. Его прочность будет зависеть от того, насколько его строители поймут, что народы с разными культурами, религиями, бытом, могут жить в мире и согласии, духовно и материально обогащая друг друга, что междоусобные конфликты ведут к разорению, что в гражданских войнах не может быть героев и побежденных. В объединении учатся ребята разных национальностей.
Изучая историю страны, края, родной станицы нельзя не вспомнить о событиях, происходящих во время B.О.B. Изучая эти страшные события, обучающиеся узнают о подвигах своих соотечественников. Тем более, что в России нет ни одной семьи, которую война прошла стороной. Находя дома фотографии, фронтовые письма, награды, слушая воспоминания дедов, дети осознают, что их предки были материальными носителями духовного благополучия своего народа, своей Родины. Воспитание исторической культуры у учащихся помогает им осознать единство мира и свое место в нем на основе общечеловеческих ценностей.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. пробуждает интерес к истории родного края, района, города. Занятия по данной программе построены таким образом, чтобы ребенок сам формулировал задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

Цель программы: развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края, своими «корнями», традициями и обычаями своего народа.
Обучающие задачи:
Познакомить с историей родного края, района, традициями и обычаями своего народа.
Изучить культуру нашей Малой родины;
Пополнить свои знания о родном городе, районе, крае.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к изучению истории родного края, района, города;
развивать творческие способности при изучении истории своего края, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности при изучении истории родного края.
  Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
Воспитательные задачи:
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, родному краю, району, городу, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение, освоение, присвоение этих ценностей;
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.).
Главной отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является изучение истории города и района, в котором мы живем. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться, с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем краеведческого характера. 
Данная модель образования выводит ребенка за пределы школы, наряду с классным преподаванием предлагает беседы, лекции, музейные занятия. Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира, сформировать устойчивую потребность общения с их ценностями.
Программа представляет практический интерес. Четко прослеживается связь учреждения дополнительного образования и школы в направлении краеведческой деятельности, создана система занятий и методов работы. 
Программа рассчитана на детей от 8 до 14 лет, желающих повысить уровень краеведческих знаний. Это как раз тот период, когда ребенку можно и должно заложить интерес к истории родного края.
Продолжительность образовательного процесса- 3года. Программа рассчитана на 648 часов.
Занятия проводятся :1-й год обучения -216часов;
2-й год обучения -216 часов;
3-й год обучения -216 часов .Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 15 минут между занятиями.
Наполняемость группы – 15человек.
В обучении используются различные формы организации занятий: групповые, массовые. Для групповых занятий характерна общность осваиваемой темы для всей группы учащихся. Все вышеперечисленное является важной составной частью программы, так как степень активности ребенка определяет в конечном итоге ее результативность. Знания рассматриваются здесь не как самоцель, а как средство самопознания и созидательной деятельности обучающихся.  Изложения материала на занятиях должно быть эмоционально и логически последовательно, с целью привести ребенка к высшей точки удивления и переживания.
Данная программа предусматривает изучение истоков нашей родины. В течение учебного процесса обучающиеся пополнят свои знания о родном городе, крае, стране.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: лекции,
практические работы, творческие задания, самостоятельный поиск, экскурсия.
Используемые формы и методы дают возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к изучению истории, культуры нашей родины.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации программы «Возвращение к истокам» обучающиеся
должны :к концу 1 года обучения:
Знать основные сведения по истории, этнографии, художественной культуре и природе родного края. 
Иметь представление о территориальном делении, промышленности, городах и посёлках края;
Уметь ценить и оберегать свое Отечество, его прошлое и настоящее, познавать и уважать людей, живущих в нем;
Уметь проявлять творческую активность и самостоятельность.
к концу 2 года обучения:
Знать традиции и культуру жителей края, города, культурно-исторические ценности;
Будут стремиться сохранять традиции и культуру жителей края, города, культурно-исторические ценности;
Уметь оформлять информационно-познавательные стенды «История моей Малой Родины»,«Героическое прошлое города», увековечить историю и развитие города в документальной брошюре «Листая памяти страницы».
Будет сформирована внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазия.
Будут стремиться изучать историю своего города, своих горожан, а также дорожить и гордиться ею.
к концу 3 года обучения:
Будет сформировано гуманистическое отношение к окружающему миру, краю, городу, району;
Будет сформирована гражданская позиция, привита любовь к Малой родине.
Уметь обобщать, анализировать, делать выводы.
Для оценки знания обучающихся используются следующие формы контроля: написание сообщений, сочинений, рассказов, тестирование, опрос, выставки рисунков, плакатов, конкурсы стенгазет, кроссвордов, викторины, игровые, конкурсные программы, и др. Формы подведения итогов реализации образовательной программыПо окончанию каждого года обучения проводится итоговая аттестация в форме тестирования.
При полной реализации дополнительной образовательной программы «Возвращение к истокам» проводится итоговое тестирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ раздела Наименование тем Теория Практика Кол-во часов
1 Введение в курс «Возвращение к истокам». Вводный инструктаж. 3 - 3
2 Освоение царским правительством юга России 6 3 9
3 Край, в котором мы живём. 24 6 30
4 Город, в котором мы живём. Беседа по технике безопасности. 18 18 36
5 История возникновения города. 22 20 42
6 Развитие города. Беседа по пожарной безопасности. 17 13 30
7 «Ими можно гордиться» интересные люди города. 11 13 24
8 Город в XXI веке. Беседа по антитеррору. 5 16 21
9 «Поклонимся великим тем годам». 12 6 18
10 Итоговое занятие. - 3 3
Итого:
118 98 216
2-й год обучения
№ раздела Наименование тем Теория Практика Кол-во часов
1 Введение в курс «Возвращение к истокам».Вводный инструктаж. 3 - 3
2 Нет в мире краше родины нашей 12 12 24
3 Без прошлого нет настоящего 18 18 36
4 Казачьему роду нет переводу 12 12 24
5 Кубань – перекресток цивилизаций. 18 6 24
6 Неповторимый мир природы. 36 12 48
7 Изменение природы человеком. 9 9 18
8 Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания. 12 12 24
9 Проектная деятельность. 6 6 12
10 Итоговое занятие. - 3 3
Итого: 126 90 216
3-й год обучения
№ раздела Наименование тем Теория Практика Кол-во часов
1 Введение в курс «Возвращение к истокам». Вводный инструктаж. 3 - 3
2 Береги землю, как мать родимую 12 12 24
3 Земля отцов – моя земля 12 12 24
4 Жизнь дана на добрые дела 18 18 36
6 Кубань в эпоху каменного века 12 6 18
7 Кочевники кубанских степей 12 6 18
8 Искусство Кубани 36 36 72
9 Русский язык, кубанские говоры 9 9 18
10 Итоговое занятие. - 3 3
Итого:
114 102 216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
1. Введение в курс «Возвращение к истокам». Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи. Техника безопасности. Правило поведения во время занятий. Режим.
2. «Освоение царским правительством юга России». Возведение Азово-Моздокской оборонной линии. Роль казачества на юге.
З. «Край, в котором мы живём». История нашего края. Погода и климат. Растительность нашего края. Животный мир. Водоёмы. Экология нашего края. Люди нашего края.
4. «Город, в котором мы живём». Расположение нашего города. Знакомство с районами города. Улицы нашего города.
5. « История возникновения города». Географическое положение города. История создания города. Символика города.
6. «Развитие города». Крупные предприятия. Заводы. Учебные заведения.
7. «Ими можно гордиться». Интересные люди города. Люди, прославившие город.
8. « Город ХХI века. Развитие города в новом веке. Его роль в краевом масштабе.
9. « Поклонимся великим тем годам». Данный раздел подразумевает изучение военных лет, участие города в В.О.В. Люди-герои.
10. Итоговое занятие. Подведение итогов за весь учебный год. Тестирование.
2-й год обучения
1. Введение в курс «Возвращение к истокам». Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи. Техника безопасности. Правило поведения во время занятий. Режим.
2. «Нет в мире краше родины нашей». Изучение природных явлений края. Рельеф Краснодарского края. Почвы, их значение для растительного мира и животного мира. Растительность края. Животный мир.
З. «Без прошлого нет настоящего». «Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).
4. «Казачьему роду нет переводу». Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории Кубанских фамилий. При солнышке – тепло, при матери – добро. Народные обычаи и традиции.
5. «Кубань – перекресток цивилизаций». Источники знаний о природе, населении и истории своей местности.
6. «Неповторимый мир природы». Особенности природы Кубани и Краснодара. Географическое положение Краснодарского края. Реки. Озеры. Плавни и лиманы. Растения, которые нас окружают. Животные - обитатели населённых пунктов.
7. «Изменение природы человеком». Влияние человека на природу. Биоиндикаторы загрязненности окружающей среды. Заповедные зоны.
8. «Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания». Произведения древнерусской литературы в историческом контексте. Сюжеты о Тмутаракани в Повести Временных лет. Кубань в произведениях русской литературы XV – XVI вв. Героический эпос Нарты. Фольклорные традиции, национальный колорит и самобытность адыгского народного творчества.
9. «Проектная деятельность». Фото- отчет «Кубань – моя отрада»
10. Итоговое занятие. Подведение итогов за весь учебный год. Тестирование.
3-й год обучения
1. Введение в курс «Возвращение к истокам». Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи. Техника безопасности. Правило поведения во время занятий. Режим.
2. «Береги землю, как мать родимую». Природные зоны края. Заказники и заповедники. Использование и охрана водоёмов. Полезные ископаемые Краснодарского края.
З. «Земля отцов – моя земля». Современный город и его архитектура. История в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом (проектная работа). Народные ремёсла. Одежда жителей Кубани.
4. «Жизнь дана на добрые дела». Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Радетели земли кубанской: Горбатко В.В., Коваленко Ф.А., Лихоносов В.И. Радетели земли кубанской: Мачуга В.Н., Очаповский С.В., Пономаренко Г.Ф.
5. «Кубань- многонациональный край». Кубань – перекресток цивилизаций. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке. Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.
6. «Кубань в эпоху каменного века». Древние собиратели и охотники. Появление человека современного облика. Земледельцы и скотоводы.
7. «Кочевники кубанских степей». Кочевые племена кубанских степей. Особенности быта и занятий. Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье.
8. «Искусство Кубани». Первые памятники искусства (архитектура) на Кубани. Кавказские дольмены. Памятники искусства племен, населявших Кубань в эпоху раннего железа.
9. «Русский язык, кубанские говоры». Литературный язык и говоры. Их основные различия. История возникновения кубанских говоров. Лексика кубанского жилища. Кубанские пословицы, загадки и поговорки.
10. Итоговое занятие. Подведение итогов за весь учебный год. Итоговое тестирование.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
№ п/пРаздел или тема программы Форма организации и форма проведения занятий Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал,
техническое оснащение занятий Вид и форма контроля,
Форма предъявления результата
1 Введение в курс «Возвращение к истокам». Вводный инструктаж. групповая
комбиниро-ванноебеседа Литература по проблеме Выявление первона-чальных представ-лений2 Освоение царским правительством юга России групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
3 Край, в котором мы живём. групповая
комбиниро-ванное экскурсия Беседа, демонстра-ция слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
4 Город, в котором мы живём. Беседа по технике безопасности. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
5 История возникновения города. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
6 Развитие города. Беседа по пожарной безопасности. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
7 «Ими можно гордиться» интересные люди города. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов создание проекта Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
8 Город в XXI веке. Беседа по антитеррору. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов разработка идеи Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
9 «Поклонимся великим тем годам». групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстра-ция слайдов
Разработка проекта Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
10 Итоговое занятие групповая
комбиниро-ванноеБеседа Задания творческого характера
Тестирова-ние2-й год обучения
№ п/пРаздел или тема программы Форма организации и форма проведения занятий Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал,
техническое оснащение занятий Вид и форма контроля,
форма предъявления результата
1 2 3 4 5 6
1 Введение в курс «Возвращение к истокам».Вводный инструктаж. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поиско-вого характера
Опрос
2 Нет в мире краше родины нашей групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поиско-вого характера
Опрос
3 Без прошлого нет настоящего групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поиско-вого характера
Опрос
4 Казачьему роду нет переводу групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поиско-вого характера
Опрос
5 Кубань – перекресток цивилизаций. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поиско-вого характера
Опрос
6 Неповторимый мир природы. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поиско-вого характера
Опрос
7 Изменение природы человеком. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поисково-го характера
Опрос
8 Кубанские страницы древнерусской литературы. Нартские сказания. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поисково-го характера
Опрос
9 Проектная деятельность. групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поисково-го характера
Фотоотчет10 Итоговое занятие групповая
комбиниро-ванноеБеседа Задания творческого характера
Тестирование
3-й год обучения
№ п/пРаздел или тема программы Форма организа-ции и форма про-ведения занятий Методы и приёмы организации учебно-воспитате-льного процесса Дидактический материал,
техническое оснащение занятий Вид и форма контроля,
Форма предъяв-ления результата
1 2 3 4 5 6
1 Введение в курс «Возвращение к истокам».
Вводный инструктаж. групповая
комбинированное Беседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО
Задачи поискового характера
Опрос
2 Береги землю, как мать родимую групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
3 Земля отцов – моя земля групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
4 Жизнь дана на добрые дела групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
5 Кубань- многонациональный край групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
6 Кубань в эпоху каменного века групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
7 Кочевники кубанских степей групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
8 Искусство Кубани групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
9 Русский язык, кубанские говоры групповая
комбиниро-ванноеБеседа, демонстрация слайдов Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО Задачи поискового характера
Опрос
10 Итоговое занятие групповая
комбиниро-ванноеБеседа Задания творческого характера
Итоговое тестирование
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие помещения, рабочих мест для обучающихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.Электрооборудование: диапроектор, экран, телевизор, компьютер, сканер, принтер, модем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е издание, 2008 – 36 с.: ил.2.Горовая Н.А., Чеглокова Т.С. География малой родины: Рабочая тетрадь для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2008 – 52 с.3.История Кубани.: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт.4.История Кубани с древнейших времён до конца XX века: Учебник для высших учебных заведений, 2008 – 400 с.: ил., карт.5.Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н. Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил.6.Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края , 2009 – 116 с.: ил.7.Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80 с.: ил
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Ерёменко Е.Н. Учебник-тетрадь по кубановедению: Учебное пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений, 2008 – 64 с.: ил.2.Кубанская азбука для детей и их родителей /Сост. О.А. Хамцова, 2007 – 60 с.: ил.3.Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 – 80 с.: ил.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей дом детского творчества
муниципального образования Ейский район

Утверждаю
Директор ДДТ
___________ И.А. ДИКАЯ
«___»_____________20 __ г.
протокол педагогического совета учреждения
«___»_____________20__ г.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
кружка «Возвращение к истокам »
по программе дополнительного образования «Истоки»
по курсу «Культурология»
педагога дополнительного образования
Соколовой Натальи Владимировны
на 2012 - 2013 учебный год

ст.Камышеватская
2012г.
Дата Тема Общее
коли-чество часов Тео-рияПрактика
Плани-
руемаяФакти-
ческаяВведение в курс «Возвращение к истокам». 3 3 -
Вводное занятие.Введение в курс «Возвращение к истокам».
Знакомство с основными разделами программы. Цели и задачи.
Техника безопасности. 3 3 -
Освоение царским правительством юга России. 9 6 3
Освоение царским правительством юга России. Возведение
Азово- Моздокской оборонитель-ной линии. 3 3 -
Роль казачества на юге России. Сообщения «Заселение юга России». 3 3 -
Первые годы жизни казаков на Кубани. Викторина «Именем Екатерины наречённый». 3 - 3
Край, в котором мы живём 30 24 6
Географическое положение нашего края.Наш край на карте. Города и сёла Краснодарского края. 3 3 -
История нашего края. Историческая справка края. Экскурсия в музей Природы Краснодарского края ст. Ясенская. 3 - 3
Времена года. Сезонные изменения в нашем крае. Рельеф. 3 3 -
Растительность нашего края.
3 3 -
Животный мир нашего края. Кавказский заповедник. 3 3 -
Водоёмы нашего края
3 3 -
Промышленность нашего края.
3 3 -
Сельское хозяйство Краснодарского края. 3 3 -
Экология нашего края.
3 3 -
Люди нашего края. Праздник «Люблю тебя, Мой Край Родной!» 3 - 3
Город, в котором мы живём. 36 18 18
История города. Познакомить и углубить знания учащихся обистории города, в котором мы
живём. 3 3 -
Символика города.
3 2 1
Районы города. Социальный паспорт районов. Показать
индивидуальность каждого района города 3 2 1
Улицы города. Улицы, площади, бульвары, парки города.
Дать представления об истории названий улиц, площадей города. Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего города. 3 1 2
Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. 3 - 3
Памятники и мемориалы города. 3 2 1
Предприятия города. Заводы и фабрики. Где работают родители. 3 2 1
Экологические проблемы города. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье. 3 2 1
Водоёмы нашего города. 3 2 1
Экологические проблемы водоёмов.
Изменение водоёмов в результате
Деятельности человека.
Охрана и восстановление
водоемов.Климат. 3 2 1
Экологическая викторина «Мой город- чистый город». 3 - 3
Сочинение «Город, в котором я живу». 3 - 3
История возникновения
города. 42 22 20
Основание г. Ейска ( 1848г. основание небольшого порта.) 3 3 -
Условное деление города на «края».Экскурсии «По старым улицам города» 3 1 2
Занятость населения в дореволю-ционное время 3 3 -
Роль религии в городе.
Посещение церкви, встреча со священнослужителями 3 1 2
Водоснабжение: легенды о родниках 3 2 1
Недра земли, сады; рыбоводство. 3 2 1
Национальный состав жителей села. 3 2 1
Пути сообщения. 3 2 1
Фольклор ейчан. 3 1 2
«Наш город-курортный город.» 3 2 1
«Лечебные грязи» нашего города. 3 2 1
«Чудесные уголки моего города»- проекты учащихся. 3 - 3
Музеи нашего города. 3 1 2
Праздник «Истоки старины глубокой» 3 - 3
Развитие города. 30 17 13
Активное развитие нашего города. 3 3 -
Развитие промышленности. Сообщения учащихся «Развитие предприятий» 3 3 -
Развитие учебных заведений города. 3 2 1
Активное развитие туризма. 3 2 1
Развитие курортного направления. 3 2 1
Развитие спортивного направления. 3 1 2
Активное строительство жилых комплексов. 3 1 2
Город на активном развитии (озеленение.стадионы,плавательные бассейны детские площадки) 3 1 2
«Город XIX и ХХвека»-
интенсивный путь развития. 3 2 1
Оформление экспозиции «История и развитие моей Малой Родины». 3 - 3
«Ими можно гордиться» интересные люди города. 24 11 13
Герои Советского Союза 3 2 1
Кавалеры ордена В.И.Ленина 3 2 1
Народные умельцы. 3 1 2
Известные художники нашего города. 3 2 1
Известные музыканты нашего города. 3 2 1
Спортсмены, прославившие нашгород. Сообщения учащихся «Я горжусь своим земляком!» 3 1 2
Труженики города. 3 1 2
«Как стать известным?»-конкурс сочинений 3 - 3
Город XXI века. 21 5 16
Путь преображения со дня основания. 3 3 -
«Каким я вижу свой город в новом
столетии»-конкурс сочинений. 3 - 3
Мой город- лучший курорт будущего»- урок-диспут. 3 2 1
«Колесо истории»-игра. 3 - 3
«Школы будущего. Конкурс рисунков. 3 - 3
Парки будущего. 3 - 3
«Город будущего»- конкурс рисунков. 3 - 3
«Поклонимся великим тем годам. 18 12 6
«Высок и свят их подвиг
незабвенный» (сколько ейчан ушло на фронт, сколько вернулось, погибло, на каких фронтах воевали, защитники городов -героев -лекции в классах, экскурсии по стендам школы) 3 2 1
Город Ейск во времена В.О.В. Конкурс рисунков «Не забыть нам страшной даты» 3 1 2
Бойцы хорошо понимали святую
неправду твою» (о женщинах тыла, участницах войны, вдовы, солдатские письма3 3 -
Детский терроризм во времена В.О.В. 3 3 -
Создание брошюры «Листая памяти страницы». 3 1 2
Город будущего. 3 2 1
Итоговое занятие 3 - 3