Экскурсия «Возвращение к истокам»
Контрольный (сопроводительный) текст
учебно-тематической экскурсии.
Слава нашей стороне!Слава русской старине!Времена теперь другие,Как и мысли, и дела
А преданья стариныЗабывать мы не должны!
Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок окружающего мира, мы с вами посетим крестьянскую избу, узнаем, как жили наши предки.
Начнем мы свою экскурсию по волнам времени с посещения экспозиции, посвященной истории нашей малой Родины.
Село Веселая Лопань возникло в начале XVIII века в результате поселения беглых крестьян южных губерний России и северной Украины. Название его объясняют по-разному. Среди жителей села на протяжении десятилетий бытует мнение о том, что своим названием поселение было обязано казакам, которые после своих походов отправлялись вверх по течению, чтобы отпраздновать какое-либо событие. Отсюда в названии села слово "Веселая". А "Лопань" объясняется тем, что в говоре местных жителей употреблялось слово "лопать" в значении "кушать", "есть".
Существует мнение, что село получило свое название от реки "Лопань, которая протекает в нашей местности". "Веселая" трактуется как второе название поселения.
Краевед Прохоров говорил о том, что название "Веселая" придумано помещиками, так как в XVIII веке была распространена практика давать селениям красивые, звучные названия, но это вряд ли подходит к селу. Веселой Лопанью оно стало называться в конце XIX века. Во многих документах слово "Веселая" находится после слова "Лопань" и взято в круглые скобки.
В начале мая 1868 года в деревне Весёлая Лопань началось строительство железной дороги, которая соединяла города Курск и Харьков. 6 июля 1869 года началось регулярное движение по железной дороге, а через несколько лет в Веселой Лопани появилась посадочная площадка – первый прообраз станции. После строительства спиртзавода в 1891 году было построено и здание железнодорожного вокзала, где размещался буфет, касса, комната для дежурных и зал ожидания. Самым богатым землевладельцем в деревне был помещик Курчанинов, который перед первой Мировой войной передал имение помещику Муханову.
Евграф Николаевич Муханов (1830-1892) основатель Веселолопанского спиртзавода.
В роскошном парке нашего села построен Мухановский дом прекрасной архитектуры, похожий на замок-это, пожалуй, одна из самых интересных достопримечательностей в нашей местности. К сожалению, он находится в состоянии требующим капитального ремонта. Но эта былая красота привлекает внимание. Новому человеку обязательно покажут этот дом. Старинная кладка, башни, балкон. Спланирован и построен с большим вкусом.
На данном стенде вы можете увидеть фотографии всех достопримечательностей нашего села и его панораму, а так же выписки из летописи села.
Перейдем к следующей экспозиции, которая поможет вам окунуться в условия жизни наших предков. К вашему вниманию представлена часть крестьянской избы, в которой собраны основные предметы быта 19 века.
Особенности климата региона определяли материал, из которого крестьяне строили себе жилище: на юге это были глиняные мазанки (из веток, обмазанных глиной), на севере дома строили из дерева. Помогали мазать избу родственники. Глину для этого брали красную или белую. В замес для крепости и тепла добавляли коровий навоз, солому. Воду носили в деревянных ведрах из ближайшего колодца или реки и выливали в середину замеса. Месили в основном женщины, им помогали дети-подростки. Глину разделывали на большие куски, и мужчины носили их к хате. Мазали женщины. Сначала «наваливали потолок» - сверху для утепления хаты потолок обмазывали толстым слоем глины с навозом. Затем приступали к мазанию стен хаты, сначала снаружи, потом внутри - потолок и стены. Через несколько дней, когда хата подсохнет, ее затирали щетками крутым раствором белой глины с водой. Щетки делали сами, из осоки. Заключительным этапом служила побелка хаты.
Раньше крестьяне жили большими семьями. Такая семья могла состоять из престарелых родителей, взрослых женатых детей со своими собственными детьми. Иной раз она насчитывала 15-20 человек – представителей трех-четырех поколений близких родственников. Тесновато бывало многочисленной семье в маленьком крестьянском доме. Так и родилась поговорка: «В тесноте, да не в обиде».
Чтобы легче было уберечь жилище от непогоды, сохранить тепло в зимнюю стужу, дом делали низким, наполовину врытым в землю, потолка в избе не было. Поэтому крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На бревна накладывали широкие полосы вываренной бересты. Сверху крышу накрывали плотным слоем соломы, которую заливали крутым раствором белой глины. Русская изба, как правило, состояла из одного помещения. Иногда сразу, но чаще - на следующий год, к избе приделывали сенцы, потому что сразу не хватало материала. Сенцы – это маленькая пристройка к избе, как правило, без окон. Они служили для сохранения тепла зимой. Крыльцо в то время не делали. Был просто невысокий порожек.
Таким образом, анализируя технологию постройки жилища в нашей местности, можно сделать следующие выводы:
Крестьяне стремились использовать природный материал, т. е. то, что было «под рукой»: камыш, глину – красную и белую, навоз конский и коровий, песок, солому, ветки вербы и тому подобное.
Жилье крестьянина было убогим, потому что крестьяне жили бедно.
В постройках нашей местности присутствуют украинские черты: само жилище называлось «хата», использовались элементы плетения: завалинка, печь, труба, сени.
Основной строительный материал - дерево: сосна, осина, верба, редко дуб.
В наших селах: а) не было плетеных хат;
б)не было крылец.
А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
В избе - изба, на избе - труба.Зашумело в избе, загудело в трубе,Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
Центральное место в каждом доме занимала печь. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи", «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил». Она давала тепло, в ней готовили пищу. После того как поставили печь, избу «святили». Глава семьи шел в церковь и заказывал молебен, во время которого священник освящал воду. Этой водой хозяин обрызгивал двери, стены, мебель хаты. Считалось, что это защищает семью от нечистой силы, злых людей и разных бед. Кроме освящения, было множество обрядов-оберегов жилища от злой силы. Так, в хату на ночь пускали петуха. Он первым обживал хату, то есть ночевал в ней, ранним утром кукарекал, там же его кормили. Если петух клевал зерно – к добру.
Топили печь кизяками. Их делали летом из коровьего навоза, сушили и хранили под навесом вместе с сухим хворостом, который собирали в лесу. Иногда использовали сухой камыш.
Угол возле печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался «бабий кут». В нем находились все приспособления для ведения домашнего хозяйства. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать коллекцию головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).
А вот это прялка! Девочки с детства должны были уже уметь прясть.
От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем. Здесь стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, чугуны, лоханка, дежка.
Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла чугуны и глиняные горшки и отправляла их в печь. Умение пользоваться ухватом приобреталось длительной практикой. У неумелой хозяйки и «щи опрокидывались…».
Деревянная лопата была необходима для вынимания хлеба из печи. А вот помелом выметали золу.
В бабьем куту на полках вдоль стен стояла посуда: горшки, ковши, миски, ложки, плошки. Большее количество посуды мастерил сам хозяин, в основном из дерева. Одной из главных обязанностей женщины по дому было приготовление пищи. Посуда для этого была и арсенале каждой хозяйки дома. Разнообразным было и меню, но обязательно варили борщ, в который клали варево. Питались кашей из тыквы, густухой (пшенной кашей с капустой), пшенной кашей с молоком. Почти в каждом дворе держали корову. Молоко и молочные продукты (кислое молоко, творог, сымок, сметана) были большим дополнением в питании.
Для приготовления круп из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи использовалась ступа. А еще крестьяне верили, что болезнь можно истолочь в ступе.
По диагонали от печи находился «красный угол» избы – самая цепная и почетная часть жилища. Красный угол ориентирован был па восток, он освещался больше других углов. В соответствии с ним находилось и все остальное в доме: на образа в этом углу молились, здесь же происходила трапеза, к красному углу были обращены изголовья постелей, головой к иконам клали покойника. Несколько позже в этом углу стали вешать фотографии умерших членов семьи. Под образами обычно сидел во главе семейства хозяин. Это было почетное место. На специальной полке стояли иконы с изображением Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, в некоторых хатах – Целителя Пантелеймона. Их покрывали белым узким холстом – божницей, здесь же хранились священные книги, горела лампадка. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился и низко кланялся образам, а только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. В обычные же дни это место принадлежало хозяину дома.
Шкафов в крестьянской избе не было, все вещи лежали на широких полках под потолком, которые назывались полати. На полках вдоль стен располагалась крестьянская посуда: горшки, миски, ложки. Битая посуда не выбрасывалась. Из неё делали обереги, вешая на забор вверх дном.
К стенам крепились широкие доски-лавки или ставились скамьи на ножках. Комнату в вечернее время освещала лучина или свеча. Вместо стекол использовались бычьи пузыри.
Мебель в избе была самодельная, простая и надежная. В кухне вдоль стен стояли лавки. Стол ставили поближе к печке. Его ничем не накрывали. По мере загрязнения вытирали и скребли ножом. Здесь же, около печки, находились деревянные лоханки и ведра. В лоханку собирали объедки со стола и наливали воду для скота.
У окна, поближе к свету, стояла прялка. Вдоль стен обычно приделывались лавки для сиденья или вот такие скамьи, которые можно было передвигать.
Отгадайте загадку: Стоит бычок, подбоченивши бочок,Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Самовары в русской деревне очень ценились, их наличие в семье говорило о благополучии и достатке. Хорошие самовары давались дочерям в приданое.
В свободное от полевых работ время хозяин занимался изготовлением кадушек, дежек, плел лапти, корзины, некоторые делали сундуки. Вы можете увидеть долбленное корыто, мастерами которых славилось село Долбино, и благодаря этому оно получило свое название.
В нашем школьном музее хранится сундук, который нам передали жители нашего села, он был сделан в 19 веке. Сундук на деревянных колесиках, для прочности оббитый полосками жести по углам, закрыт на маленький замочек. Изнутри крышка оклеена старыми открытками и фотографиями. Раньше в сундуках хранили женские наряды, которые надевали по большим праздникам; праздничное убранство избы.
Раньше говорили: «Где больше достаток в семье, так и сундучок больше» Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. В 18-19 веках сундуки являлись самой характерной мебелью крестьянского быта.
Для покрытия поверхности пола в избе служили половики и рогожи. Половики изготовлялись на ткацком станке или плелись крючком из грубых толстых ниток, веревок, полос старых тряпок.
Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник, он сопровождал его от рождения до смерти. Рушник с орнаментом является неотъемлемым атрибутом многих обрядов и обычаев. С ним всегда встречали дорогих гостей хлебом-солью. Свою особую роль играл он в родильных и крестильных обрядах, а также широко использовался в свадебном обряде. Не менее 40 рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Ткань для рушников ткали в домашних условиях на ткацких станках из конопляных нитей. Полотно, нитки, пяльцы имелись в каждом доме. Красители получали из растений, из ягод и коры деревьев. Вышивая рушники, украшая их узорами, вышивальщицы использовали свою богатую фантазию.
Ограниченность пространства избы заставляла крестьян иметь лишь самые необходимые вещи. Вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой – грубой тканью из толстой льняной пряжи. Из дерюги делалось одеяло, но чаще укрывались верхней одеждой.
Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемий. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела. А чтобы устранить неприятный запах, зажигали в избе веточку можжевельника. Летом пол усыпали соломой либо березовыми листьями, свежей травой, а зимой – сухим песком и ельником.
При небольших размерах изба всегда казалась просторной. Это говорит об умении расположить все необходимое, не загромождая помещение, разместить все так, чтобы в избе ничего не задеть, не опрокинуть, любую вещь найти с закрытыми глазами.
Когда в семье был маленький ребёнок, в избе вешалась колыбель. Вечерами мама сидела около нее и напевала колыбельные песни.
Баю-бай, баю-бай, Не вались, Коля, на край... Придет серенький волчок, Схватит Колю за бочок.
Во дворе были хозяйственные постройки: сараи, где держали скотину (овечек, коз, коней), но главной кормилицей в доме была корова.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я лъ-то ей крапивушки нарву!
Кушай в волюшку коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя!
А сейчас, ребята, я приглашаю вас пройти к витрине «Возращение к истоком», в которой собраны предметы быта крестьян 19 века. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на них. Это различные глиняные и чугунные горшки, деревянная и глиняная посуда, рубель, гребни, лапти, пяльцы, самовары различной формы и размера, утюги и т.д. Большую часть этих предметов крестьяне делали самостоятельно.
Крестьянский уклад жизни, привычки, традиции были очень крепкими и мало подвержены изменениям.
Что же такое дом? Это не только место, где едят и спят, где хранят вещи. Дом там, где жизнь, где от покойной бабки – расшитые рушники и веретено, где семейные альбомы и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Домовой – дух дома, его хозяин. Крестьяне были твердо уверены, что никакой дом не стоит без домового. Домовой был сторожем не только самого строения, но и людей, и скотины, и птицы.
В старину говорили: «Дом не велик, да лежать не велит», «Дом вести – не усами трясти».
Мудрые люди знали, что не углы, не мебель красят дом, а наполняет его теплом и радостью мир да лад в семье, забота о младших, чуткое внимание к старшим. Дом, сооруженный руками хозяина, воплощает идею семьи и рода, связи предков и потомков.
К сожалению, в условиях современной динамичной жизни русские люди забывают о своих корнях, о своих малых родинах. Культура России разнообразна и самобытна, она уникальна, и мы, новое поколение, должны сохранить её.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Веселолопанская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
Учебно-тематическая экскурсия для учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир»
«О прошлом память возвращая»
-5143567310
2013год
«Утверждаю»
Директор МОУ «Весёлолопанская СОШ»
А.С. Корякин
« » 2012 г.
Технологическая карта учебно-тематической экскурсии для учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир»
«О прошлом память возвращая»
Цель экскурсии: формирование духовной культуры обучающихся 8-10 лет через организацию экскурсионной деятельности.
Задачи:
познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
воспитывать уважение к людям труда – народным умельцам, мастерам;
воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
развивать память, логическое мышление, воображение.
Вид экскурсии.
По содержанию: тематическая.
По способу передвижения: пешеходная.
По месту проведения: музейная.
По составу и количеству участников: групповая.
Продолжительность экскурсии: 45 минут.
Категория экскурсантов: учащиеся МОУ «Веселолопанская СОШ»
Основные объекты показа:
1. Стенд «Моя малая Родина»
2. Часть русской избы19 века
3. Витрина «Возвращение к истокам»
Библиографический список.
1. Бардина Р.А. Изделия народных промыслов и сувениры – М., 1990.2. Древности славян и Руси. — М.: Наука, 1988.
3. Дудко А.И. Этноистория и этнокультура Белгородского края: учеб. пособие. - Белгород, ИПЦ «Политтера», 2004.
4. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. - Белгород, 2000.
5. Изобразительное искусство и художественный труд: кн. Для учителя: сост. Н.Н. Фомин – М., 1995.
6. Карагодин М.И. Белгородский край в древности.- Воронеж, 1982.
7. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: Экономика, 1993.
8. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., «Просвещение», 1981.
9. Машкин А.С. Быт крестьян Курской губернии Обоянского уезда: Этнограф. Сб. Вып.5. – СПб.,1 962.
10. Очерки русской культуры 18 века. — М.: Московский университет, 1985.
11. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия – Спб., 2001.
12. Селянинов А.Р. Изделия народных промыслов и сувениры – М., 1990.
13. Уткин Е.П. Старинная русская вышивка – Белгород, 1999.14. Этнография в истории моей жизни. — М.: Институт этнографии АН СССР, 1989.
123444012700
Оглавление
№ п/пСодержание
1. Технологическая карта учебно-тематической экскурсии.
2. Карта-схема маршрута учебно-тематической экскурсии.
3. Контрольный (сопроводительный) текст учебно-тематической экскурсии.
4. «Портфель экскурсовода».
5. Библиографический список.
146804109
Карта-схема маршрута учебно-тематической экскурсии для учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир»
Вход (выход) школьного историко-краеведческого музея
109700842817
Витрина «Возвращение к истокам»
Крестьянская изба 19 века
Стенд «Моя Родина»