научно-исследовательская работа Панфиловой Златы: Образ розы в творчестве современных поэтов
XXVI Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Секция: филология
Название работы « Образ розы в творчестве современных поэтов»
Автор работы: Панфилова Злата
Место выполнения работы:
г. Новоалександровск,
МОУ гимназия № 1, 8 класс
Научный рук.: Синицина Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 1
г. Ставрополь, 2015.
Оглавление:
Введение
Глава 1. Образ розы в литературе
1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе
1.2. Образ розы в русской литературе
Глава 2. Образ розы в современной поэзии:
2.1. Образ розы в творчестве Э.Асадова
2.2. Образ розы в творчестве Т. СмертинойЗаключение
Библиографический список
Вступление
Роза является символом красоты, совершенства, радости, любви, блаженства, гордости, мудрости, тишины, тайны. С нею связываются образы мистического центра, сердца, рая, возлюбленной, Венеры, красавицы, католической церкви, Богоматери. Этот цветок называют царицей, богиней утренней зари. Поэты всех времён и народов не устают воспевать её.
Роза — один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндусских сказаниях.
Образ розы привлекал писателей и поэтов разных эпох и стран именно как средство для раскрытия внутреннего состояние человека, его душевного мира, как самостоятельного образа.
Актуальность исследования обусловлена не угасающим интересом поэтов в своем творчестве раскрыть образ розы, показать его влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, раскрыть многообразие образа розы, показать выразительно-художественные средства, с помощью которых раскрывается образ розы. Оказывается, тема поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.
Объектом нашего исследования являются поэтические произведения современных поэтов Э. Асадова и Т. Смертиной.
Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа розы в каждом из представленных произведений.
Цель нашего исследования – исследовать образы розы в поэтических произведениях совремнных поэтов, выявить какие душевные качества раскрываются посредством розы, определить с помощью каких приемов раскрывается образ розы.
Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:
1. прослеживается эволюция образа розы, начиная с мифологии до сегодняшнего дня;
2. определяются основные средства, помогающие раскрыть образ розы, манера подачи, художественно-выразительные средства поэтического образа.
Метод исследования: метод контекстологического анализа, описательный.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Образ розы в русской литературе
1.1. Эволюция образа розы в мировой литературе
Символика розы в литературе вполне ясна и ординарна – по большей части это символ любви. В таком значении роза построила мостик объединения между литературой Востока и Запада: Шекспир, Конфуций и другие гении обращали свое внимание на этот цветок. Причем не просто обращали – у Конфуция изучению и созерцанию розы посвящено около 600 томов библиотеки.
Говорят, что своим происхождением роза - цветок любви, обязана иранской литературе. В поэмах существовал такой мотив, как роза и вино, символизирующий опьянение любовью и любовный аромат. Позже в любовном контексте роза перешла в литературу европейскую и проявилась в куртуазной литературе Средневековья и любовной лирике Новых времен. Использование символа розы в эротических образах в литературе восемнадцатого века ученые-литературоведы связывают с отображением чувственной страсти, как контрасте духовной любви, которую часто символизировал голубь.
Образ розы веками не стоял на месте, он эволюционировал вместе с литературным процессом. Символизм и романтизм любой литературы мира отмечены таким образом, в основном в поэзии, хотя встречается роза и в прозаических произведениях.
В XIII веке во Франции появляется "Роман о розе" в стихах Гильома де Лоррис о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Рукописный экземпляр этого романа хранится и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. "Роман о розе" вызвал много подражаний. Пьеса Екатерины II "Царевич Хлор" тоже явилась подражанием этому роману. Обычно на состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.
1.2. Образ розы в русской литературе
В русской литературе розы были упомянуты авторами всех литературных течений. В ХVІІІ в. поэт Тредиаковский написал стихотворение, посвящённое розе, «Ода в похвалу цветку розе»:
Красота весны! Роза, о прекрасна!Всей, о госпожа, румяности властна!Ты — во всех садах яхонт несравненный,Ты — из всех цветов цвет предрагоценный.
В 1834 Иван Петрович Мятлев пишет свое произведение «Розы» и это классицизм. Символизм это – «Розы тяжесть и нежность» Мандельштама. Кстати, мотивы Мятлева позже употребил в своей поэзии Игорь Северянин в своей эмиграционной поэзии «Классические розы». У каждого автора роза – своя. Если в вышеописанных произведениях она не является позитивным символом, как красноречиво об этом говорит название стиха Мандельштама, то, к примеру, у Брюсова это символ девичества – тонкий стебель, белые цветы нередко идут в параллели с рассказом о девических мыслях. В 1912 году Александр Александрович Блок пишет поэму «Роза и крест», выражая тем самым свою несбыточную мечту о счастье, суть которой лежит в словах ««Сердцу закон непреложный — Радость — Страданье одно!» и роза у него в этом произведении ни много ни мало черного цвета. Так вот с этой же поэмой Блок потом будет полемизировать в 1914 году, пытаясь все-таки отыскать свое счастье, и вновь вернется к этой теме в дальнейшем своем творчестве. У А.С. Пушкина это аллегория увядшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти. Увядшие розы – символ утерянной молодости и красоты. Роза для Пушкина - символ идеала женщины. Порой это образ чувственности и страсти, молодости и красоты. Для А. Фета образ розы олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви», красоту и совершенство.
Глава 2. Образ розы в современной поэзии:
2.1. Образ розы в творчестве Э.Асадова.
Образ розы представлен в творчестве Эдуарда Асадова, несмотря на то, что стихотворения Асадова написаны на военную тему. Его судьба уникальна, в ней есть и счастливые моменты, но много и трагических эпизодов, связанных с войной. Там он и потерял зрение, но это дало толчок к творчеству, к написанию стихотворений. Как он сам сказал:
Я так хочу свои стихи писать,
Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперед.
Такая песня будет побеждать,
Такую песню примет мой народ!
Эдуард Аркадьевич Асадов является почетным гражданином города-героя Севастополя, дважды награжден орденом «Знак почета». Он боец по своему внутреннему состоянию души. Но это не помешало Асадову приоткрыть нам образ розы в его неповторимом и уникальном восприятии. В стихотворении «Роза друга» (Приложение 1), посвященном комсоргу Бресткой крепости Самвелу Матевосяну. В самом названии поэт уже дает нам понять, что к этому цветку у него особое отношение – это напоминание о друге, которого нет рядом. Образ розы в понимании Асадова – это память, но окрашенная горькими воспоминаниями. Сразу понимаешь, что события или воспоминания очень дороги поэту, связаны с трагическими событиями Великой Отечественной войны, с событиями Бресткой крепости. Даже описание розы уже дает нам понять краски событий:
Громадная, гордая, густо-красная,
Благоухая, как целый сад,
Стоит она, кутаясь в свой наряд,
Как-то по-царственному прекрасная.
Роза – это частица друга, это его чудо, которое олицетворяет дружбу людей разных народов, которые готовы пожертвовать собственной жизнью ради спасения других.
Сказал: - Мы немало дорог протопали,
За мир, что дороже нам всех наград,
Прими же цветок как солдат Севастополя
В подарок от брестских друзей-солдат.
Прими, дорогой мой, и как поэт,
Этот вот маленький символ жизни.
И в память о тех, кого с нами нет,
Чьей кровью окрашен был тот рассвет -
Первый военный рассвет Отчизны.
Образ розы – это символ жизни, это память о тех, кто не вернулся с войны. Грусть и тоска пронизывают все стихотворение. Цвет розы – это цвет крови, чья была пролита в годы войны, а именно при освобождении Бресткой крепости. Образ розы ассоциируется у Асадова с маленьким факелом, навечно зажженным огнем. Пламенно-алый цветок будет постоянно напоминать о боевых товарищах, о героических поступках.
Иной образ представлен в стихотворении «Белые розы» - это признательность за творчество поэту, это благодарность за труд. Маленький букет белых роз каждый год приносит поэту в день рождения девушка не только от себя, а от всех поклонников. Привет из роз – это то, ради чего стоит трудиться, ради кого поэт приоткрывает частичку своей души, помогает замечать и ценить прекрасное. Не случайно образ розы белого цвета – цвета чистоты, невинности, - появляется в стихотворении. Поэт приносит в этот мир только чистоту и добро, и если хотя бы несколько людей помнят его и любят, значит, он оставил на земле заметный след – след своих стихов. Это и является оценка творчества каждого поэта.
Вспыхнет на миг, как пламя,Слова смущенно-тихи:- Спасибо вам за стихи! -И вниз застучит каблучками.
Образ роз представлен как что-то сказочное, связанное с самыми приятными и счастливыми воспоминания из детства, отголоски прошлого, такие желанные:Бутоны тугие, хрустящие,В каплях холодных рос.Как будто ненастоящие,Как будто бы в белой чащеИх выдумал дед-мороз.
2.2. Образ розы в творчестве Татьяны Смертиной Особое место образ розы занимает в творчестве Татьяны Смертиной, автора более 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике, автор книг переводов поэзии: с персидского, таджикского, башкирского, марийского языков. Лауреат Всероссийской Есенинской премии; лауреат Всероссийской премии Н.Заболоцкого; лауреат премии Ленинского комсомола; лауреат премий: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналов «Смена», «Крестьянка», «Мир женщины» и других. Ее стихи звучали на радио и телевидении в авторском исполнении. Ее поэтические произведения переведены на другие языки". Поэтесса создала свой Сиреневый сайт под названием «Розовые стихи», где помещены более 40 стихотворений о розах. Нашлось место и строкам о любви, измене, радости и счастье, ненависти, предательстве, времени. Стихи о жестокости и доброте, нежности, страсти... Как она сама пишет на сайте: «Милости прошу в мою лесную обитель, в мои виртуальные и реальные, фиалковые, сиреневые миры, на сиреневый, авторский сайт, где мои авторские стихи - стихи Татьяны Смертиной, современная квантовая поэзия и рассказы. Вы можете услышать крик марены в белом березнике и заглянуть в бездны омутной кувшинки…Или в бездны своей души? Серьезный смысл трагического Времени может быть скрыт вечерним туманом… Или раненой птицей Реальности брошен к Вашим ногам. Буду рада, если вас привлечёт свет моей печальной свечи. Россыпь лепестков... Татьяна Смертина - стихи о любви, поэзия о любви и не только». Темы, затронутые в творчестве поэтессы, так тесно переплетаются в ее поэзии, что создают какой–то единый образ современной женщины с ее болью и счастьем, страданиями и минутами успокоения, переживания и радости. Но какие бы темы она не поднимала в своем творчестве, образ розы, на мой взгляд, является основным. Каждое стихотворение поэтесса сопровождает картинами художников, где на первом плане женщина и роза, в разные эпохи развития человечества. То девушка средневековья, то в эпоху ренессанса, то в эпоху возрождения, то в современное время. Но везде это гимн женской красоте, совершенству, любви.
Необычно представлен образ розы в стихотворении «А рассвет – тучи рвет на клочки» (Приложение 2). Интонация стихотворения тревожная, предвещающая беду, даже сами строки как будто рвут на части строку:
А рассвет – тучи рвет на клочки, Он отеллово-гневен, суров... Роза белая вздрогнула вновь: Бледным веером в мрак – лепестки.
Поэтесса передает интонацией стихотворения последние минуты жизни розы, здесь образ розы представлен как самостоятельный герой, с его болью и страданиями. Каждое четверостишие заканчивается многоточием. Давая нам, читателям, возможность вставить свои мысли, продолжить поток мыслей поэтессы:
«Вмиг от ужаса, выбрызнув пламень, Головою расшибся о камень... »
Роза как беззащитная девушка «вздрагивает», глаголы, которые использует Т. Смертина, заставляют ярко и образно представить гибель розы « расшибся, скользит». У поэтессы образ розы – это беззащитная девушка (указанием на это служит эпитет «юный»), которая под влиянием окружающего мира, зловещего и жестокого, ничего не может сделать, чтобы предотвратить свою гибель. Лишь остается призрак убитой розы. Нам стоит лишь размышлять: почему мир так жесток и ужасен, почему так не ценятся простые, но главные вещи, как жизнь. Много вопросов, ответы поэтесса не дает, но нас не оставляет ощущение скорби, тоски.
Тут же юный бутон, взрыв огня, Тот, что кланялся розе три дня, Вмиг от ужаса, выбрызнув пламень, Головою расшибся о камень... Я поверила в странный обман! Потому-то душа и болит. Над травою плывет не туман – Призрак розы убитой скользит...
В стихотворении «Эта роза легко ломалась» представлены судьбы и характеры трех роз. Они также олицетворяет собой трех девушек с разными характерами: одна – податливая окружающему миру, вторая – твердая как кремень, имеющая сильный характер, не сдающаяся, третья – мечущаяся, но затем поддавшаяся соблазну, сожалеющая о своем поступке, выбрала страшный путь – уйти из жизни. В таком маленьком по объему стихотворении Т. Смертина смогла показать три разные судьбы девушки, воплощенных в образе розы. Глаголы прошедшего времени помогают нам понять избранные дороги: «ломалась, не давалась, бросилась».
Эта роза легко ломалась. А вторая – Совсем не давалась. Ну, а третья, Осыпав шелк, Ночью бросилась Под сапог.
Какое бы стихотворение Татьяны Смертиной мы не взяли, образ розы – это один миг из жизни девушки, печальный и трогательный. Поэтесса использует противопоставление: величественному, радующему взгляд людей цветку розы и трогательной судьбе юной девушки, которая либо борется за себя, либо сдается обстоятельствам, либо мечется, ища выход из трудной ситуации. Только женщина, может тонко чувствовать душу девушки, ее переживания, ее боль, ее утрату, ее любовь и счастье. Об этом стихотворения Т. Смертина. Ее образ розы – это образ борьбы, страданий, печали, счастья юной девушки. Сравнение розы с девушкой неслучайно. Девушкой, как и розой, восхищаются. А как только чувствуют опасность, защищаются. Только девушка при причинении обиды борется, а роза защищается шипами. Получается у Т. Смертиной, образ розы – это воплощение молодости.
Заключение
Образ роз занимает особое место в творчестве поэтов. Он многолик и неисчерпаем как творчество самих мастеров поэтического творчества. На протяжении существования русской литературы образ розы трансформировался. У одних поэтов – это позитивный символ, символ девичества, у других – это символ свободы, борьбы. У А.С. Пушкина это аллегория увядшей молодости, радости, счастья, а иногда и ранней смерти. Увядшие розы – символ утерянной молодости и красоты. Роза для Пушкина - символ идеала женщины. Порой это образ чувственности и страсти, молодости и красоты. Для А. Фета образ розы олицетворяет «необъятный, благовонный, благодатный мир любви», красоту и совершенство.
Для Э. Асадова образ розы – это человеческая память, печальное прошлое, солдатская дружба, признательность поэту за его творчество.
Для Т. Смертиной образ розы – это образ борьбы, страданий, печали, счастья юной девушки, это один миг из жизни девушки, печальный и трогательный, это судьба юной красавицы.
Роза – одно из чудес Божьего мира, наполняющее нас спокойной верой в мудрость мироустройства, радостным воодушевлением, праздничностью. Она самостоятельный носитель чувств и переживания человека. Какую бы роль не отводили в своем творчестве поэты образу розы, он непохожий, таинственный, до конца не раскрытый, то есть у каждого автора роза – своя.
Библиография
А. А. Фет Стихотворения русских поэтов и классиков
А. С. Пушкин. «Избранные произведения». Москва. 1987 год
Э. Асадов. Что такое счастье. Поэзия. Издательство Эксмо, 2013 г.
Русская речь. 6/2012 г. Роза в поэзии XVII – первой половины XIX века. Т.А. Трафименкова, кандидат филологических наук, стр. 2-9
Татьяна Смертина. 2009. Сиреневый сайт Татьяны Смертиной - авторский официальный сайт Татьяны Смертиной.
Приложение 1
Эдуард Асадов
"Роза друга"
Комсоргу Брестской крепости
Самвелу Матевосяну
За каждый букет и за каждый цветок
Я людям признателен чуть не до гроба.
Люблю я цветы! Но средь них особо
Я эту вот розу в душе сберег.
Громадная, гордая, густо-красная,
Благоухая, как целый сад,
Стоит она, кутаясь в свой наряд,
Как-то по-царственному прекрасная.
Ее вот такою взрастить сумел,
Вспоив голубою водой Севана,
Солнцем и песнями Еревана,
Мой жизнерадостный друг Самвел.
Девятого мая, в наш день солдатский,
Спиной еще слыша гудящий ИЛ,
Примчался он, обнял меня по-братски
И это вот чудо свое вручил.
Сказал: - Мы немало дорог протопали,
За мир, что дороже нам всех наград,
Прими же цветок как солдат Севастополя
В подарок от брестских друзей-солдат.
Прими, дорогой мой, и как поэт,
Этот вот маленький символ жизни.
И в память о тех, кого с нами нет,
Чьей кровью окрашен был тот рассвет -
Первый военный рассвет Отчизны.
Стою я и словно бы онемел...
Сердце вдруг сладкой тоскою сжало.
Ну, что мне сказать тебе, друг Самвел?!
Ты так мою душу сейчас согрел...
Любого спасибо здесь будет мало!
Ты прав: мы немало прошли с тобой,
И все же начало дороги славы -
У Бреста. Под той крепостной стеной,
Где принял с друзьями ты первый бой,
И люди об этом забыть не вправе!
Чтоб миру вернуть и тепло, и смех,
Вы первыми встали, голов не пряча,
А первым всегда тяжелее всех
Во всякой беде, а в войне - тем паче!
Мелькают рассветы минувших лет,
Словно костры у крутых обочин.
Но нам ли с печалью смотреть им вслед?!
Ведь жаль только даром прошедших лет,
А если с толком - тогда не очень!
Вечер спускается над Москвой,
Мягко долив позолоты в краски,
Весь будто алый и голубой,
Праздничный, тихий и очень майский.
Но вот в эту вешнюю благодать
Салют громыхнул и цветисто лопнул,
Как будто на звездный приказ прихлопнул
Гигантски-огненную печать.
То гром, то минутная тишина,
И вновь, рассыпая огни и стрелы,
Падает радостная волна,
Но ярче всех, в синем стекле окна -
Пламенно-алый цветок Самвела!
Как маленький факел горя в ночи,
Он словно растет, обдавая жаром.
И вот уже видно, как там, в пожарах,
С грохотом падают кирпичи,
Как в вареве, вздыбленном, словно конь,
Будто играя со смертью в жмурки,
Отважные, крохотные фигурки,
Перебегая, ведут огонь.
И то, как над грудой камней и тел,
Поднявшись навстречу свинцу и мраку,
Всех, кто еще уцелеть сумел,
Бесстрашный и дерзкий комсорг СамвелВедет в отчаянную атаку.
Но, смолкнув, погасла цветная вьюга,
И скрылось видение за окном.
И только горит на столе моем
Пунцовая роза - подарок друга.
Горит, на взволнованный лад настроив,
Все мелкое прочь из души гоня,
Как отблеск торжественного огня,
Навечно зажженного в честь героев!
1973 г.
Белые розы День моего рождения,Небо с утра занесло,А в доме, всем тучам назло,Вешнее настроение!Оно над столом паритОблаком белоснежным.И запахом пряно-нежнымКрепче вина пьянит.Бутоны тугие, хрустящие,В каплях холодных рос.Как будто ненастоящие,Как будто бы в белой чащеИх выдумал дед-мороз.Какой уже год получаюЯ этот привет из роз.И задаю вопрос:- Кто же их, кто принес? -Но так еще и не знаю.Обняв, как охапку снега,Приносит их всякий разДевушка в ранний час,Словно из книги Цвейга.Вспыхнет на миг, как пламя,Слова смущенно-тихи:- Спасибо вам за стихи! -И вниз застучит каблучками.Кто она? Где живет?Спрашивать бесполезно!Романтике в рамках тесно.Где все до конца известно -Красивое пропадет...Три слова, короткий взглядДа пальцы с прохладной кожей...Так было и год назад,И три, и четыре тоже...Скрывается, тает следТаинственной доброй вестницы.И только цветов букетДа стук каблучков по лестнице...
Приложение 2
Поэт Татьяна Смертина - краткая биография
Биография, из справочника: "ТАТЬЯНА СМЕРТИНА – русский поэт. Русская - родители крестьянских корней, русские. Фамилия Смертина - родовая, от рождения и по сей день. Родилась 2 декабря, в лютую метель, в вятской лесной глухомани. Детство – на лесоучастке Хомут. Грамотой овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно, стихи начала создавать и читать с деревенской сцены c 5 лет, первые публикации в прессе с 12 лет.Выросла и закончила школу в селе Сорвижи Кировской области,Литературный институт в Москве. Член Союза писателей России. В партиях и на службе никогда не состояла. Основное занятие в жизни - поэзия. Автор более 30 книг и около 700 публикаций в центральной периодике. Татьяна Смертина обладает уникальным даром чтения своих стихов. Кроме ярких выступлений в столице, известна благотворительными авторскими вечерами поэзии по многочисленным провинциям и городам России, на которые собиралось большое количество народа, и которые были самостихийны и очень эмоциональны. Таких подвижнических вечеров проведено ею по России сотни и сотни. Она их начала проводить с 14 лет. Татьяна Смертина автор книг переводов поэзии: с персидского, таджикского, башкирского, марийского языков. Лауреат Всероссийской Есенинской премии; лауреат Всероссийской премии Н.Заболоцкого; лауреат премии Ленинского комсомола; лауреат премий: «Литературная газета», «Литературная Россия», журналов «Смена», «Крестьянка», «Мир женщины» и других. Стихи звучали на радио и телевидении в авторском исполнении. Переведена на иные языки".
Розовые стихи
***
А рассвет – тучи рвет на клочки, Он отеллово-гневен, суров... Роза белая вздрогнула вновь: Бледным веером в мрак – лепестки. Тут же юный бутон, взрыв огня, Тот, что кланялся розе три дня, Вмиг от ужаса, выбрызнув пламень, Головою расшибся о камень... Я поверила в странный обман! Потому-то душа и болит. Над травою плывет не туман – Призрак розы убитой скользит...
***
Эта роза легко ломалась. А вторая – Совсем не давалась. Ну, а третья, Осыпав шелк, Ночью бросилась Под сапог.