Статья «Место внеклассной работы по физике в развитии интереса учащихся к прикладной физике, в общем, и к робототехнике в частности»


Место внеклассной работы по физике в развитии интереса учащихся к прикладной физике, в общем, и к робототехнике в частности.
ЗКО, г. Уральск, учитель физики
высшей категории
СОШ № 25, отличник
просвещения Каз. ССР
Полулях В.М.
В последнее время усложнение программ по физике, несовершенство учебников и методических пособий, всё более отдаляют учащихся от осознанного изучения физики не для того, чтобы сдать ЕНТ, поступить в ВУЗ, а для того, чтобы полюбить физику, избрать её своей профессией, осознать её нужность и необходимость в повседневной жизни. Именно такие люди дали нам то, что мы сейчас имеем, чем мы сейчас пользуемся ежедневно, ежечасно.
При изучении физики упор делается на умение решать задачи (без понимания, зачем они нужны у основной массы учащихся), на натаскивание по тестам, на неоправданно усложнённую теорию.
Но большинство детей не станут физиками-теоретиками и «олимпиадниками», «взахлёб» решающими усложнённые задачи. В основной массе учащиеся будут применять свои знания в прикладной физике. Именно эта часть физики наиболее интересна учащимся, и особенно мальчишкам, где можно удачно применить голову и руки.
Более того, всё современное электронное оборудование в школе, дома, на производствах, на рынках развивает детей как пользователей и пугает сложностью исполнения. Даже в обычных дешёвых китайских игрушках они видят нечто сложное и непосильное для них. И здесь возникает вопрос: «Зачем учить все законы, формулы, правила, решать задачи, если этих знаний недостаточно для объяснения самого простого технического устройства».
Становится обидно, почему где-то, кто-то может разобраться, изготовить, причём очень низкого качества устройства и при этом заполонить ими наши рынки, а наши дети, что не способны разобраться и собрать пусть простейшие устройства? Могут, и ничуть не хуже (вспомните, как было развито радиолюбительство в советское время).
И когда дети собственными руками начнут паять, отлаживать, собирать электронные устройства, тогда у них и появится тысяча осознанных «а как?». Вот тогда они начнут учить законы физики, чтобы по потребности применять их на практике. Эти знания становятся осознанными, прочными и понятными для чего изучаются.
В этом случае детей не надо заставлять изучать физику, им нужно просто помогать понять её. В этом видится основная роль внеклассной работы по физике. И одним из примеров такой работы может стать занятие робототехникой, пусть самой простейшей, доступной, но практической. Ибо заставить устройство выполнить то, что ты от него хочешь в реальном железе – это и есть верх блаженства для мальчишки, это его самоутверждение, это его осознанный выбор.
Полезна эта работа и тем, что здесь не обойтись без реальных навыков пайки, сверления, расчётов схем, программирования, компьютера и интернета. Но это уже компьютер, не «сжирающий» время в играх «монстр», а помощник в добывании знаний, в расчётах схем, в комплектации радиодеталями и т. д. Более того, сегодня каждый осознано понимает, что в ближайшем будущем роботы прочно войдут в нашу жизнь как повседневная необходимость, как уже пришли многие электронные устройства, компьютеры, сотовые телефоны и другая умная техника. К тому, что прейдёт к нам через десяток лет готовиться нужно уже сейчас. А это значит, что уже в школе нужно отыскивать увлечённых, талантливых детей. Понятно, что это будут единичные дети, ибо к занятию робототехникой нужны предрасположенность и некоторые задатки.
Обидно и то, что на технических форумах по робототехнике Казахстан практически не представлен, а ведь есть потенциал и можно отыскать и готовить с техническими задатками детей. Причём это не всегда дети, знающие теорию на «отлично», они могут никак себя не проявлять при изучении фундаментальной физики, но стоит им заняться прикладной её частью, они «горят» и охотно идут к цели.
В рамках данной идеи в СОШ № 25 города Уральска, Западно-Казахстанской области был проведён семинар для молодых учителей физики по теме «Доступная практическая робототехника – как вариант внеклассной работы по физике». Проводил его учитель физики высшей категории СОШ № 25, отличник просвещения Каз. ССР - Полулях В.М. и учащийся 10 «В» класса СОШ № 25 города Уральска – Полулях С.В. В современном, хорошо оборудованном и оснащённом кабинете физики с применением интерактивного оборудования, с выходом в режиме «ON LINE» в интернет рассматривались вопросы:
1.Где взять информацию по данной тематике?
2. Как перейти к практическому воплощению мечты?
3. Как изготовить печатную плату?
4. Как изготовить мобильную платформу для робота?
5. Способы управления роботом.
6. Технические языки программирования.
7. «Форумное» общение.
8. Практическая демонстрация робота и другие вопросы.
Молодые учителя очень заинтересованно участвовали в работе семинара и было получено много положительных отзывов. Особенно интересна была демонстрация учеником своего, собранного своими руками, робота, как в автономном, так и в управляемом режиме.
Хотелось, чтобы педагогические ВУЗы, ведущие подготовку учителей физики, обратили внимание на прикладную физику и готовили учителей к работе с детьми в области перспективной робототехники. Тогда в наши школы будут приходить учителя, «горящие» желанием заниматься прикладной физикой, а они смогут увлечь за собой детей.
В помощь таким учителям мною будет разработана программа факультативного курса для учащихся 10 классов естественно-математического направления «Простейшая робототехника» рассчитанная на 34 часа, с тематическим планированием.