Конспект классного часа на тему Вежливость каждый день
МБОУ СОШ № 10
Г. Гусь-Хрустальный
Методическая разработка
классного часа
"Вежливость на каждый день"
Баранова Наталья Владимировна
учитель ОБЖ
Гусь-Хрустальный, 2014 г.
Рекомендации по условиям проведения мероприятия:
Участники: учащиеся 6 кл, 32 человек
Время и место проведения: 7 урок, кабинет №36
Приглашенные: зам. директора по воспитательной, научно-методической работе, педагог-психолог.
Подготовка:
- за неделю до проведения классного часа педагог просит детей составить азбуку из слов либо входящих в лексикон вежливого человека, либо характеризующих вежливого человека;
- отобраны пословицы, соответствующие теме классного часа;
- подготовлена презентация, содержащая вспомогательный материал для проведения классного часа;
- место проведения классного часа компьютерный класс, обязательно оснащенный мультимедийным проектором, на каждом ПК должна быть установлена тестирующая программа (в данном случае использовалась MyTest), компьютерная сеть.
Цель: усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди.
Задачи:
- развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
- выявить уровень вежливости учащихся класса;
- учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.
Ход классного часа:
В начале классного часа учитель загружает презентацию.
1 этап. Вступление.
(Слайд №1.) Тема нашего классного часа "Вежливость на каждый день".
(Обращение к учащимся) А что такое вежливость? (ответы учащихся).
Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Сегодня мы с вами выясним, каким должен быть каждый человек и как нужно поступать в различных ситуациях.
2 этап. Работа в группах за ПК.
(Слайд №2.) Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называют вежливым? Какие слова обязательно должны быть в речи вежливого человека? Давайте составим с вами собственную азбуку вежливости. На каждую букву алфавита мы придумаем вежливые слова. Работа с этой азбукой поможет нам стать более культурными и воспитанными детьми. У вас было домашнее задание которое вам сейчас поможет сэкономить время и быстро справиться с заданием. ( Разбить учащихся на группы и рассадить за ПК, объяснить ход работы с презентацией «Азбука» - на каждом слайде указана буква алфавита, нужно приписать к ней вежливое слово или слово, характеризующее вежливого человека). Время на выполнение задания - 15 минут.
Подведем итог задания – сколько слов получилось в вашей азбуке? (похвалить тех, у кого получилась самая длинная).
3 этап. Работа с пословицами.
(Слайд №3.) Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета – правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах, например:
“В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”,
“Потчевать потчуй, а неволить не неволь”,
“К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”,
“Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”,
“В гости ходить – надо и к себе водить”,
“Умей в гости звать, умей и встречать”,
“Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте.
“У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.
Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета. (Ответы учащихся).
4 этап. Работа с тестом.
Очень хочется посмотреть, как вы знаете правила этикета? Предлагаю вашему вниманию тест – викторину. (объяснить как работать с тестом – программа предлагает вопрос и несколько правильных ответов, в нижней части программы нужно указать букву правильного ответа, результаты каждого ученика отправляются на компьютер учителя).
Итог этого задания вы видите на экране монитора. ( дети видят свои оценки, похвалить тех, у кого 5 и 4).
5 этап. Работа с рисунком.
Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?”У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они”. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или школу, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.) (Дети отвечают) ( Слайд № 5.). А сейчас нарисуйте с помощью графического редактора либо карикатуру на невоспитанного грубого человека, либо то, с кем вы могли бы сравнить вежливого человека и объясните почему, например: солнце - оно ласково здоровается со всеми, своими теплыми лучами, как словами согревает нас.
Время на выполнение задания - 5 минут.
6 этап. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, и вы вспомнили много хорошего, доброго и полезного. У вас на столах лежат мобильные телефоны. Нарисуйте на них СМС, которое покажет ваше настроение, а отношение к мероприятию - поставьте цифру. На экране можно посмотреть какая цифра или цифры соответствует вашему отношению. (Слайд №6).
Я очень надеюсь, что каждый из вас будет вежливым и воспитанным. А для этого, конечно, нужно быть ещё и добрыми. Ведь добрым жить на белом свете веселей. Так как добро остаётся добром всегда: в прошлом, настоящем и будущем. И поэтому хочется закончить наше занятие такими словами:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом вежливым
Двери открываются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова.
Список использованной литературы:
Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2, 2006г.
Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2003
Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция) 3-8 классы. / Сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
Приложение.
Тест "Знание правил поведения"
----1----
Кто первым здоровается при входе в помещение?
2
первым здоровается женщина.
первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.
первым здоровается всегда младший.
первым здоровается старший.
первым здоровается мужчина.
----2----
Закончите фразу "При знакомстве в гостях хозяйка (хозяин) представляет сначала......"
2
членов семьи.
новых знакомых.
----3----
На улице кто должен здороваться первым?
2
Стоящий.
Проходящий.
----4----
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?
1
Входит первой всегда дама.
Входит первым мужчина.
Кто шел впереди, тот и входит.
----5----
В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни?
2
С 5.00 до 23.00
с 8.00 до 22.00
с 7.00 до 21.00
----6----
Как должен именинник поступить с подарком?
2
Положить подальше от чужих глаз.
Обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем.
Уйти в другую комнату и развернуть его.
Отдать обратно.
----7----
Как едят торт?
2
Едят, держа его в руках.
Едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой.
Едят, разламывая его руками.
----8----
По улице шла женщина с покупками. Один сверток у нее упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?
1
Поднять сверток и отдать женщине.
Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.
Пройти мимо.
----9----
Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
2
Молча положить трубку.
Извиниться и уточнить номер.
Сказать: "Что ты трубку берешь, если позвонили не тебе? Положи сейчас же!"
----10----
Ты сидишь дома и с удовольствием пьешь чай с мятными пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?
3
Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.
Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.
Предложить ему выпить чай вместе с тобой.
Рефлексия:
Наберите (напишите) на телефоне цифру соответствующую параметру:
1 - мне понравилось потому что, было интересно;
2 - мне понравилось потому что, узнал новое;
3 - мне понравилось потому что, принял участие;
4 - мне понравилось потому что, меня похвалили;
5 - мне не понравилось потому что, было неинтересно;
6 - мне не понравилось потому что, не узнал ничего нового;
7 - мне не понравилось потому что, не принял участия;
8 - мне не понравилось потому что, меня не похвалили.