Подходы к выявлению одарённых учащихся. В чём необходимость сопровождения одарённых детей?
Подходы к выявлению одаренных учащихся.
В чем необходимость сопровождения одаренных детей?
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детская одарённость как интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребёнком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми, интенсивно начинает проявляться именно в школьные годы – в период становления личности и бурных процессов в психике, уровень и широта которых характеризуют формирование и зрелость самого явления одарённости.
Развитие одарённости это всегда результат сложного взаимодействия природных задатков (наследственности) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, художественной, трудовой), а также личностной активности самого ребёнка, его способности к саморазвитию.
В соответствии с внешней деятельностью у ребёнка формируется внутренний план действия, т.е. возникает представление о тех творческих действиях, нормах поведения, ценностях, которыми он уже овладел.
Известный исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей.
1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
3. Дети с потенциальными признаками одарённости.
Применительно к школьникам можно выделить ряд признаков, позволяющих судить о возможной одаренности в той или иной сфере:
Ø легкость обучения и усвоения учебного материала;
Ø длительная концентрация внимания, богатый словарный запас, способность к абстрактному мышлению;
Ø склонность к дискуссии с учениками и педагогами, неприятие строгих требований дисциплины;
Ø любознательность, изобретательность, настойчивость, цельность, высокие идеалы;
Ø повышенное чувство юмора, острая реакция на несправедливость.
Признаки одаренности
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
2 .Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по- своему».
3. Умение видеть изучаемый предмет в системе и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту.
4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
5.Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.).
- Ярко выраженный интерес и чрезвычайно высокая увлеченность каким- либо предметом, погруженность в то или иное дело.
- Повышенная познавательная потребность, любознательность.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Работа с одаренными учащимися в школе
Должна включать несколько направлений:
1. Работа непосредственно с одаренными учащимися (отбор учащихся с высокими способностями; выявление их психологических особенностей для обеспечения условий обучения, позволяющих максимально реализовать имеющийся потенциал на каждом возрастном этапе; психологическое сопровождение процесса обучения, в котором каждый ребенок выступает как активный субъект собственного развития, осуществляемого во взаимодействии с окружением).
2. Работа с учителями школы (подготовка учителей для работы с одаренными учащимися; разработка принципов, программы работы с одаренными учащимися). Вместе с тем многие педагоги отмечают, что наличие в классе одаренного ребенка стимулирует учителя при подготовке к урокам и в целом положительно влияет на общий интеллектуальный фон класса.
Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности.
Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
Для того чтобы можно было полноценно развивать творческую одаренность учащихся, необходимо организовывать специальные занятия, на которых уделяется внимание личностным чертам, привязанности, суждениям, предпочтениям, человеческим мыслям, чувствам и действиям, межличностным отношениям и закономерностям развития мира.
Условно занятия можно разделить на четыре блока:
— «Я — Я» (Я в общении с самим собой).
— «Я — другой» (Я в общении с другими).
— «Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами).
— «Я — мир» (как Я исследую этот мир).
На занятиях могут использоваться такие методы, как тестирование и самотестирование, минилекции, имитационные игры, экскурсии, наблюдения и др.
Для того чтобы ученик смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ученика не следует оценивать с позиций общепринятых нормативных стандартов. Педагог, школьный психолог должны особо отмечать индивидуальные достижения ученика, при этом оценочный фокус должен быть перенесён с самого ученика на то дело, открытие, которое им сделано.
Следует особо подчеркнуть, что в процессе обучения одаренных детей к педагогам и психологам предъявляются особые требования. И при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений:
Ø формирование знаний о том, что такое одаренность и одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития;
Ø изучение методов выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;
Ø формирование личностного отношения к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;
Ø обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам практической работы с одаренными детьми в различных образовательных учреждениях и образовательных средах;
Ø практическое знакомство с работой образовательных учреждений, в которых обучаются одаренные дети.
Работа с одаренными учащимися
В данном вопросе существует несколько составляющих:
- выявление одаренных и талантливых детей;
- анализ особых успехов и достижений ученика; создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб; -
- помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание; включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;организация научно-исследовательской деятельности; организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников, то есть тематический контроль знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
- поощрение одаренных детей.
Это может быть: Публикация в СМИ; Премия администрации ОУ «Ученик года»;Увеличение каникулярного времени; Стенд «Лучшие ученики школы»
- включение родителей в процесс развития их ребенка также является важным фактором.
Эта работа включает:
- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместную практическую деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержку и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета и региона;
- взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности ребенка.
Сопровождения одаренных детей
Понятие сопровождения одаренных детей, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у школьника способностей и нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера.
Индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий, с одной стороны, распознавание и развитие одаренности, а с другой -дифференцированное отношение к одаренным детям в зависимости от имеющегося у них потенциала.
Технология педагогического сопровождения одаренных детей
Этапы
Изучение учащихся (анкетирование, беседы с ними, их родителями, педагогами, внеклассные мероприятия; организацию турниров и олимпиад; включение заинтересованных учеников в работу очных и заочных специализированных школ; создание специализированных классов; организацию работы сезонных профильных школ - лагерей; профессиональное определение (старшеклассников).
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Е.И. Щебланова выделяет семь диагностических этапов:
- имена кандидатов в одаренные;
-выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
-изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
-оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
-самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
-оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
-психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.
С какого возраста, на Ваш взгляд, лучше начинать работать с одаренными детьми?
В настоящее время и родители, и педагоги, и руководители ОУ понимают, что с одаренным ребенком необходимо работать с раннего детства.
Родители организуют дошкольное и внешкольное воспитание и развитие ребенка. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка в учебном учреждении.
Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» — это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Кроме того, успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Технологиям работы с одаренными детьми необходимо учиться. Для этого проводятся обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми, повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию, а также создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика.
Формы и методы лучше использовать при работе с одаренными детьми
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется использование разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам.
Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д. Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня.
В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий (видео, аудиокниги, интерактивные и аудиодиски, DVD, ресурсы интернета), Различных видов исследовательской работы.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение олимпиад по иностранным языкам;
научно-практические конференции;
система факультативных и кружковых занятий ;
летняя школа для одаренных детей;
проведение творческих конкурсов совместно с вузами.
Нельзя забывать слова выдающегося психолога С. Л. Рубинштейна: «Общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности».
Важнейшее качество педагога — «желанию жить в ученике».
Задача педагогов и психологов при работе с одаренными детьми — не пассивное наблюдение за их ростом, а создание условий для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовной личности.
Соответственно все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог.
Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности.