Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).


Эффективные формы и методы организации учебной деятельности одарённых детей (артистические интересы).
Красавина Е.В., МБОУ г. Астрахани «СОШ №1»
Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности;
каждый день они заново придумывают свою жизнь.
Они любят экспериментировать, и смотрят
на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом. 
П.Вайнцвайг
Основной формой педагогической диагностики является наблюдение. Однако результаты педагогического наблюдения необходимо сопоставить с результатами психологической диагностики. По результатам комплексного диагностического исследования большинство учащихся моего класса показали выраженные артистические интересы.
Для развития интересов учащихся класса мы составили план совместной работы с Областной детской библиотекой и назвали его «Золотой ключик страны Чтения». Целью совместного проекта стала: развитие интеллектуальных и творческих интересов и способностей учащихся, через приобщение к книге и чтению.
Большое место в нашей программе занимают современные арт-технологии. Они возниклина основе идей З.Фрейда и К.Г. Юнга как методы воздействия средствами искусства на эмоциональную сферу детей и взрослых. В последнее время эти методы стали применяться в образовательной практике. Артпедагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности. В артпедагогике заключен мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств артпедагогики дает возможность интегрировать научные и практические знания различных  дисциплин школьной программы, при этом снижают учебную нагрузку на детей, способствуют самопознанию, самовыражению учащихся. Все это, несомненно, способствует развитию способностей каждого ребенка и одаренных детей в особенности.
При реализации возможностей артпедагогики, строю свою работу следующим образом:
-поддерживаю желание одаренного ребенка работать самостоятельно;
- создаю ряд условий для воплощения их творческих идей;
- поощряю идеи проектов, предложенные самими детьми;
- созданию психологически комфортную обстановку в классе;
- осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку;
- создаю условия для проявления потенциальных возможностей учеников;
- поощряю высказывание собственного мнения каждого ребёнка;
- создаю условия для реализации потребности в признании каждого ребёнка;
- вовлекаю каждого ученика в общее дело.
В своей работе применяю следующие техники и приемы артпедагогики: музыкальные, театральные, изобразительные, фотоколлажи и другие. Особенно хочется остановиться на танцевально-двигательной технике. Здесь тело является инструментом, а движение – процессом, помогающим детям пережить, распознать и выразить свои чувства. На большой перемене под музыкальное сопровождение даю возможность детям послушать и выразить в движении услышанное на уроке. Во время уроков применяю тематические музыкальные паузы: «Школа», «Мы – дети твои, Россия», «Чему учат в школе», «Времена года» и др.
Очень нравятся учащимся моего класса театрализованные праздники, поскольку в них дети могут реализовать актерские и творческие способности. Дети придумывают сценарии постановок, проявляют способности к художественному чтению и литературному творчеству.  Все это способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и  кропотливой работе по самосовершенствованию.
В этом году провела урок-праздник «Здравствуй, осень!», где использовала сразу несколько видов арттехнологий. Дети дружно изображали овощные культуры в инсценировке «Спор овощей», а затем исполнили песню-танец «Урожайная». Каждый ребёнок смог проявить свой талант в декламировании стихов, танце, исполнении песен. У детей появилась возможность «пообщаться со зрительным залом». Были сняты барьеры и живое общение позволило преподнести учебный материал на более высоком уровне сложности.
Известная система упражнений - сценические этюды, позволяет развивать артистические способностей детей. Так, формирование пластической выразительности обеспечивается применением упражнений с воображаемыми предметами — «игра с мячом», «игра с зонтиком», «игра с воздушным шариком» и т. д.
Работа над выразительностью речи младших школьников ведётся на каждом уроке литературного чтения. С помощью игровых упражнений дети учатся интонационно передавать образы различных персонажей, например, из стихотворения К. И. Чуковского «Телефон», русских народных сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.
Без сомнения, занятия сценическим искусством положительно воздействуют на внимание, память, мышление, воображение, волю и чувства детей. Они помогают ребенку овладеть своим телом, освободиться от внутренних зажимов, воплотить собственные идеи и мечты.
Продолжение этой работы происходит на уроках-экскурсиях в Областную детскую библиотеку. Работники библиотеки проводят наши встречи с использованием познавательных фактов, интересных викторин, игр со словами. И обязательно дети показывают свои таланты в декламации, инсценировке, песне.
С помощью родителей на каждом таком уроке происходит видеосъемка, а затем монтируется видеофильм. Таким образом, у каждого ученика моего класса есть возможность посмотреть на себя со стороны, получить одобрение родителей.
На уроках изобразительного искусства предлагаю следующие задания: «Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои друзья» и многие другие. Обязательно знакомлю с различными изобразительными материалами и техниками. Использую разнообразные методы: индивидуальное, парное и коллективное рисование. Обсуждая рисунок с ребенком, обращаю внимание на его содержание и цветовое решение.  Вместе с детьми создаем тематические выставки рисунков, альбомы. Многие учащиеся выставляют свои работы и получают дипломы и сертификаты участников Всероссийских и международных выставок.
Уверена, что арт-педагогика способствует установлению благоприятных взаимоотношений между учителем и учениками, благотворно воздействует на эмоциональную сферу личности ребенка, содействует его самопознанию и самореализации. Уроки с использованием артпедагогических технологий дают большой развивающий и воспитательныйэффект.