Статья на тему Особенности организации исследовательской деятельности по русскому языку в начальной школе

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
О.В. Кондратьева (с.Месягутово)
В настоящее время в связи с введением стандартов нового поколения важной задачей образовательных учреждений заключается в формировании у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний.
Проблему организации исследовательской деятельности по русскому языку в начальной школе рассматривали такие ученые, как: Н. Н. Ушаков, Е.А. Шашенкова, С.В. Палецкий, И.А. Зимняя и др. Преобразования в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Мы хотим рассмотреть данный вопрос с позиции системного подхода.
Важной задачей учителя в процессе обучения - заинтересовать детей. Излагаемый материал должен быть доступным и понятным. Не мало важным является и то, что трудно решить те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. Уровень развития познавательной деятельности у многих детей, в наше время средний или даже слабый. А это значит, что у таких детей низкая познавательная активность, слабо развита речь, интеллектуальные умения не сформированы, кругозор ограничен. Деятельность детей непродуманна, к тому же непродуктивна. Дополнительная работа с такими детьми проводится, но пользы от этого мало, зато появляется негативное отношение к школе.
Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению составлять и задавать вопросы, навыкам общения при групповой работе, применение методов организации и планирования своей деятельности.
Исследовательская работа в начальной школе ведется поэтапно. Ученики самостоятельно выбирают тему, которая им интересна. Затем ведется работа над поиском информации и его переработке.
Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие качества и навыки: способность к самореализации; умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности; инициативность, изобретательность, смекалка, готовность и способность к придумыванию, нестандартность, самобытность мышления; чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению.
Главная цель - научить мыслить. Именно поэтому ученики стараются устно выражать свои мысли, а также в письменной форме, стараются анализировать ответы товарищей, с желанием принимают участие в дискуссиях по тем или иным вопросам. Детям нравится работать самостоятельно. Они не бояться допустить ошибку в ответе, так как они понимают, что находятся в окружении людей, всегда готовых помочь.
Сторонники исследовательского обучения отмечают, что учебный процесс должен быть похож на процесс научного исследования. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это такая организация работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его переработка, обобщение и выводы.
Таким образом, школа в будущем, которую мы создаём, не может быть без развития в ней проектной и исследовательской деятельности.
Во 2 классе учащимся предлагается работа над двумя проектами - «Как хорошо уметь грамотно писать» и «Мастерская слова».
Как научить детей грамотному письму, этот вопрос стоит перед учителем давно. Поэтому данный проект помогает учителю частично решать эту задачу, так как через проектную деятельность учащиеся понимают необходимость безошибочного письма.
Перед началом всей работы ученики с учителем ставят перед собой цель о важности грамотного письма. Во-первых, это им поможет в дальнейшей учёбе. В будущем это огромная помощь в профессии. Во-вторых, ученик должен понять, что стыдно написать письмо или поздравительную открытку с ошибками. Источники информации в подготовке проекта:
посещение библиотеки;
пользование словарями, справочниками, энциклопедиями;
помощь учителя в школе, полученные знания на уроке.
Приведу примеры упражнений на развитие умения классифицировать
Упражнение 1. Разбейте на три группы слова по числу слогов:
торт, карандаш, пена, рот, голова, гора, дом, молоток, кора, сон, молоко, зима.
Задание: закончите предложения.
а) В первом столбике слова, имеющие ___________________________
б) Во втором столбике слова, имеющие __________________________
в) В третьем столбике слова, имеющие ___________________________
Упражнение 2. Найдите лишнюю пару слов. Объясните, почему она лишняя?
Кон – конь, угол – уголь, галка – галька, пень – тень.
Упражнениена развитие умения обобщать
Упражнение 3. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее? Что общего у других слов?
Марка, маска, миска, мышь.
Итоговой работой могут быть:
написание сочинения о каком-либо событии своей жизни;
- полученная информация о историческом корне какого-либо слова;
написание стихотворения об изученном правиле на уроке.
Проект «Мастерская слова» заставляет учащихся поработать над значением слова, его использовании в языке, красотой русского языка в целом.
Источники информации в подготовке проекта:
чтение детских журналов и газет; изучение домашней библиотеки; наблюдение за окружающим миром, работа с различными календарями.
Итоговой работой служит проект «Художественный журнал», в котором дети сами придумывают название журнала и его разделов, пишут заметки, используя полученную информацию, и рисуют рисунки, подбирают стихи и поговорки, составляют словарик из местных слов, ребусы и кроссворды.
Проектная работа связана с тем, что возникает потребность перейти из ситуации, где есть проблема, в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения.
Положительные стороны выполнения проекта:
- Дети самостоятельно исследуют выбранную проблему;
- Они учатся задавать конкретные вопросы и моделируют проект по-своему;
Учатся планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.
Школьник приходит в школу, чтобы осваивать учебную деятельность. В начальной школе он осваивает позицию ученика. Ребёнок должен стать учеником, а на выходе - субъектом собственной учебной деятельности. То есть мы должны научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания и их применять.