Статья на тему Формы взаимодействия учитель-учитель, ученик-ученик


Выступление на педсовете
10.04.2013 года
Формы взаимодействия «Учитель-учитель», «Ученик-ученик».
Учитель Тинькова Л.В.
В настоящее время воспитание культурного человека по-прежнему остается одной из главных задач школы. Так, по мнению доктора пед. Наук, профессора, академика РАО Бондаревской Евгении Васильевны, цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка.
«УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»
Для того чтобы понять, что именно требуется для педагога, обратимся к словарю. Слово «культура» в переводе с латинского языка означает «воспитание, образование, развитие, возделывание, почитание.Существует еще одно понятие – это понятие «культура школы». Под культурой школы понимают ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом классе. Уровень культуры школы во многом зависит от уровня культуры педагогов и учащихся. Школа не может постоянно транслировать, т.е. навязывать ребенку некие вечные культурные истины, нормы и идеи, ценные с позиции педагогов, поскольку это принуждение к усвоению, в рамках которого учеба никогда не станет основанием.
Система образования до сих пор устроена так, что в школе искусственно определена роль жестко организованного учебного заведения, а не культурно-образовательного учреждения.
Как показывает школьная практика, понять мир эмоций ребенка может лишь педагог, который умеет устанавливать прочные эмоциональные контакты с детьми, активно, выразительно проявляет свои чувства, умеет быть непосредственным, т.е. обладает эмоциональной культурой.
Отсутствие эмоциональной культурой у педагога нередко бывает причиной конфликтов между учителем и учеником, а также в среде коллег.
Эмоциональная культура и культура пед. коллектива в целом формирует пласт его психологического климата (его также образовывает стиль руководства, интерьер помещения, внешний вид учителей и т.д.). В свою очередь атмосфера в коллективе учителей во многом сказывается на эффективности образовательного процесса.
Одним из важных моментов является наличие или отсутствие сплоченного социального окружения, которое может оказать поддержку.
К сожалению, эмоции и переживания, вызванные контактом «учитель-учитель» иногда носит отрицательный характер.
Далеко не все педагоги осведомлены о том, что их усталость, мысли о собственном несовершенстве, отсутствие желаний, страх ошибок, болезненная реакция на успех коллеги и убежденность в своей области – это симптомы профессионального заболевания, одной из серьезных проблем современной школы. Речь идет об эмоциональном выгорании педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет.
Получается, что к тому времени, когда накоплен достаточный пед. опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. В стрессовой ситуации учителю необходимо оказать должную поддержку и своевременную помощь. Существуют естественные приемы регуляции, позволяющие управлять своим организмом с целью предупреждения утомления и вытекающих из него стрессовых последствий:
* Смех, улыбка, юмор;
* Размышление о хорошем, приятном;
* Наблюдение за пейзажем за окном;
* Рассматривание цветов, фотографий и др. приятных или дорогих для человека вещей;
* Вдыхание свежего воздуха;
* чтение стихов;
* Высказывание похвалы, комплиментов.
С другой стороны, есть ряд форм работы с учителями, которые стимулируют позитивное отношение педагогов друг к другу, а значит, формируют благоприятный психологический климат в коллективе:
Система публичного поощрения педагогов;
Вывод классного руководителя на доверие;
Ежегодные съемки видеороликов об учителе;
Коллективные выезды, вечера, конкурсы;
Беседы-релаксации за столом;
Совместное пение.
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
Учитель постоянно находится в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на его взаимодействие с учеником в частности и классом в целом. При этом отбор осуществляется с учетом 3 основных сфер воздействия:
*Урок
*Воспитательное дело
*Индивидуальная беседа.
Ребенок на подсознательном уровне в некоторой степени опирается на тип учителей и стиль его взаимодействия с учениками.
Рассмотрим типологию, согласно которой все учителя условно делятся на семь типов. Это психологическая характеристика необходима для понимания причин появления недостатков и предостережения от грубых воспитательных ошибок.
«НАПОЛЕОН». Неприязненное отношение к детям здесь сочетается с откровенным использованием их в собственных целях. Такой учитель напоминает полководца, для которого солдаты – это просто «пушечное мясо». Обладая прекрасными творческими способностями, он может блистать чудесными методическими находками и, возможно, высоко ценится руководством. За его абстрактными построениями человека не видно.
«САМОДУР». Это яркий представитель агрессивных обывателей, оказавшийся в школе из-за неблагоприятного и стихийного стечения обстоятельств. Этот тип разрушителен и страшен для детей.
Неспособность к творчеству и неприязнь к детям выливаются в жесткий контроль над ними, в стремлении ограничить учеников твердыми рамками запретов.
«НАРЦИСС». Этот тип характеризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими, с концентрацией на себе и своей творческой работе. Такой учитель похож на лектора, вдохновенно читающего лекцию и внимательно следящего за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать его профессионализм. Но на самом деле он совершенно равнодушен к тому, каково их истинное мнение. Его же интересуют слушатели как личности. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение.
«НАБЛЮДАТЕЛЬ». Педагогическая деятельность в этом случае превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. Отсутствие творчества делает такого человека неспособным даже к манипуляциям. Такие люди совершенно не расположены к пед. профессии.
«ШТАМПОВЩИК». Это самый распространенный тип учителя. Он любит детей, но из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований работает по готовым рецептам одинаково со всем классом и со всеми детьми. Поэтому такой учитель осуществляет насилие по отношению к детям.
«КОТ – ЛЕОПОЛЬД». Этому типу свойственна слабость творческого начала, застенчивость, уважение и любовь к ребенку. Эти характеристики приводят к боязни не навредить, к полной пассивности. Такой учитель напоминает садовника, который настолько любит деревце, что опасается даже поливать его, окапывать, обрезать веточки, надеясь, что лучше всего оно разовьется само, без всякой помощи. Подобная позиция порой может привезти к гибели деревца.
«ДОКТОР ФАУСТАС». Учитель лепит ученика в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Он формирует личность. Многие талантливые учителя поднаторели в этом, и для многих это единственный путь.
Пед. труд представляет собой единство трех пространств – пед. деятельности, пед. общения и личности учителя.
Наверное, каждый из нас сейчас отметил в себе определенные черты, зимствованные сразу из нескольких типов учителей. Вполне естественно, что работая с разными классами, на разных по типу уроках и по ряду других причин тип и стиль взаимодействия может и должен варьироваться. Однако необходимо отслеживать свой стиль, который вы используете в определенной ситуации при работе с конкретным ребенком, чтобы не вывести ситуацию на конфликт.
Для эффективного взаимодействия с детьми ему необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:
Урок должен быть освобожден от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога.
Приемы:
*Начало урока: «Добрый день (утро), ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами».
*Актуализация, вочеловечивание материала, т.е. объяснение актуальности сухой лекции через жизненный пример.
2) Создание ситуации успеха на уроке с целью формирования положительного отношения к учению. Примеры-установки:
*Опрос – выяснение позиции или мнение по проблеме. «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».
*Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».
*Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится». «Я уверена вы с этим справитесь и справитесь хорошо».
*Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…» «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали весь триместр».
*Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…».
*Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорой для ребенка в исполнении заданного). «Тут главное, как ты помнишь…»
*Оценивание (акцент на детали). «Особенно удалось вам вот это…». «Вот эта часть не плохо…»
Фактически полученная оценка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе, устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям об-ся, то во взаимоотношениях в системе «учитель-ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителем. Среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы уч-ся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки.
*ситуация неуспеха. «Все как прежде. Ни шагу вперед! Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…».
3) Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока:
*Контрольная (самостоятельная ) работа. Автономность и изолированность каждого ученика с целью с целью его индивидуальной сосредоточенности.
*Контроль домашнего задания (Учитель сидит с детьми, он среди слушателей).
*Решение учебной задачи (учитель в стороне направляет дискуссию).
Каждый учитель характеризуется определенным стилем общения с ребенком. Однако, учитель не владеет за частую нужными приемами общения. Такие стили общения как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, очень опасны, т.к. могут укорениться в творческой индивидуальности учителя, стать штампом.
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, т.е. первым шагом – умение видеть в любом ребенке что-то хорошее.