Доклад дифференцированный подход в преподавании физической культуры
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
.
Одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе физического воспитания - учет индивидуальных особенностей школьников.
Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. В средних классах нужно учитывать, на какой стадии полового созревания находится тот или иной школьник. И конечно, следует принимать во внимание половые и возрастные различия обучающихся. Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значат, что эффективна лишь индивидуальная работа. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д.
Для них мною разработаны карточки по различным направлениям: развитие гибкости, силы, ловкости, выносливости и т.д. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха. Создать ситуацию успеха помогает работа по индивидуальным карточкам. Приведу несколько примеров.
Карточка № 1
И. п. – с. с. возле стула. Поставить правую ногу на стул, наклониться вперёд, коснуться пальцами прямых рук ступни левой ноги. То же с правой ногой. 10-15 раз.
И. п. - о. с., руки согнуты в локтях. Резко поднимая левое колено, дотроньтесь до локтя правой руки. Примите и. п. Затем правым коленом коснитесь левого локтя. 10-15 раз каждой ногой.
И. .п – о. с., руки на поясе. Поднимите левое колено под прямым углом. Выпрямите ногу и снова согните. 10 раз каждой ногой.
Карточка № 2
И. п. – о. с., ноги на ширине плеч. Наклонитесь, обопритесь выпрямленными руками о пол. Скользящими движениями раздвиньте ноги как можно шире, перенеся тяжесть тела на руки. Вернитесь в и. п. Следите, чтобы при выполнении упражнения ноги не сгибались в коленях. Повторите 7-8 раз каждой ногой.
И. п. – о. с., ноги шире плеч, руки вытянуты вперёд. Глубоко присесть на правую ногу, левая на внутренней стороне стопы. Не вставая, переместиться на левую ногу, правую выпрямить. 10-15 раз.
Карточка № 3 (для укрепления мышц внутренней стороны бедра)
И. п. – сидя на полу, опираясь сзади прямыми руками, зажмите между ступнями какой-нибудь предмет. 10-15 секунд.
И. п. – о. с. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Полуприсед на левой ноге, одновременно отставьте правую ногу в сторону на носок. Выпрямляя левую ногу, постепенно подтягивайте правую, сильно упираясь носком в пол. 5-6 раз каждой ногой.
Карточка № 4. (для укрепления мышц ягодиц)
И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Глубокие выпады вперёд с тремя пружинящими покачиваниями (нога, стоящая сзади – на полной ступне) Примите и. п. 8-10 раз каждой ногой.
И. п. – лёжа на животе. Упражнение «лягушка». Возьмитесь за носки согнутых ног и сильно потяните их на себя, прогнитесь. Медленно опустите руки и ноги на пол. 6 – 8 раз.
Карточка № 5 (для укрепления мышц груди)
И. п. – лёжа на полу, подложив под лопатки упругий валик, гантели в выпрямленных руках над грудью. Разведите руки в стороны (вдох), вернитесь в и. п. (выдох).
И. п. – лёжа на полу, с валиком, гантели в выпрямленных руках над бёдрами. Поднимите прямые руки вверх и опустите их за голову (вдох), вернитесь в и. п. (выдох).
Карточка № 6 (для укрепления связок и развития подвижности суставов)
И. п. – лёжа на спине, руки разведены в стороны. Ноги согнуты. Опустите согнутые в коленях ноги слева от себя, вернитесь в и. п. То же вправо. 8-10 раз в каждую сторону.
И. п. – о. с. Мах левой ногой назад, руку вверх. Вернуться в и. п. 8-10 раз каждой ногой.
Опираясь на требования ФГОС, я разработал карточки-задания разного уровня сложности для уроков физической культуры по теме: «Баскетбол».
Карточка низкого уровня сложности.
Условные обозначения:
смайлики - нападающие, треугольники - защитники.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Игрок 1владеет мячом на чужой половине. Какое надо принять решение?
1 – бросить мяч в кольцо;
2 – передать мяч игроку 2;
3 – подождать игрока 3.
Ответ: игрок 1 находится под кольцом, не имея перед собой соперника, бросает в кольцо.
Карточка среднего уровня сложности.
Игрок 1 владеет мячом на чужой половине. Какое надо принять решение?
1 – атаковать самому;
2 – передать мяч игроку 2;
3 – передать мяч игроку 3.
Ответ: передать мяч игроку 2, так как его никто не атакует, он ближе всего к кольцу.
Карточка высокого уровня сложности.
Игрок 1 владеет мячом на своей половине. Какому играку лучше передать мяч?
1 – игроку 2;
2 – игроку 3;
3 – игроку 4;
4 – игроку 5.
Ответ: игроку 4 в отрыв, организовать атаку без противодействия соперников.
Задания, представленные на карточках предполагают три уровня сложности. 1 уровень – базовый (выполнение по алгоритму); 2 уровень – повышенный; 3 уровень – высокий.
Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Педагогическая общественность всё больше осознает, что учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Применение современных педагогических технологий на уроках физической культуры и создание психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья жизненно необходимо.
2
3
1
3
1
2
3
1
2
4
5