Человек становится личностью в процессе воспитания через воздействие родного языка, обычаев и традиций своего народа
Эссе
Ураанхай ууhуурун удьуордаан Кэлэр кэм кэриэhин кэскиллээ,
Саргылаах сахаҕын айхаллаан Сарсыннаах буоларын уруйдаа.
ДойдуунаЧеловек становится личностью в процессе воспитания через воздействие родного языка, обычаев и традиций своего народа. О значении родного языка в жизни человека прекрасно сказал К.Г.Паустовский: " Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. … Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа - усвоить его язык. Пока жив язык, до тех пор жив и народ". И следует помнить, что язык - это бесценное достояние народа.
. Вопрос выбора профессии передо мной никогда не стоял. С детства, сколько себя помню, я всегда мечтала стать учителем якутского языка и литературы. С 1979 по 1982 гг. училась в Вилюйском педагогическом училище имени Н.Г.Чернышевского, закончила с красным дипломом. С 1986 по 1992 гг. заочно училась в Якутском Государственном Университете, ФЛФ ЯО по специальности филолог, преподаватель якутского языка и литературы. Приоритетом школы является родной язык и национальная культура. При школе функционирует "Центр возрождения и развития национальной культуры "Аартык", с которым ведется совместная деятельность: мастера центра и учителя якутского языка и литературы принимают активное участие в образовательном процессе. Нами ведутся интегрированные уроки - занятия, на которых большое внимание уделяется ценностному миру национальной культуре, духовности и менталитету.
В формировании, как особого типа ментальности, так и картины мира важную роль играет язык, который отражает дух народа, его мировоззрение. Он формирует языковую картину мира, - "выражаемые в языке значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которые навязываются всем носителям языка" (Бердяев).
Педагогическую деятельность начала. Разработала программу. Для повышения интереса к изучению родного языка и литературы я в своей работе использую технологию педагогических мастерских, элементы развивающего обучения, возможности ИКТ.
Цель моей работы: пробудить у человека потребности и способности самостоятельно добывать знания, что в наибольшей мере будут обеспечивать его самореализацию, личностное неповторимое развитие. Я считаю, что моя главная задача - выработать положительные эмоции у детей в процессе учебного труда. Главное - умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребенке, отсюда и успехи учеников, и их победы в улусных и республиканских конкурсах, олимпиадах. Пусть с течением времени меняются подходы к образованию, но всегда основой нашего учительского труда будет гуманизм, доброе отношение к ученикам.
Мой долг - пробудить в душе ребёнка благородную любознательность, пусть осведомляется обо всём без исключения, но старается не только запомнить что-то, сколько судить о фактах, явлениях, людях. И эту свою ответственность не могу передать никому, ибо если мы выбрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнёмся под её бременем, только тогда наши дела увенчаются успехом.
Работа с родителями - неотъемлемая часть педагогической деятельности учителя. Родители, которые осознают всю полноту значения родного языка в воспитании ребенка, во всем поддерживают нас, помогают своему ребенку познать красоту и ценность родного языка, родной речи.
Исходя из вышесказанного, я основываюсь на том, что истинный учитель современной школы должен быть не просто педагогом, а еще и педагогом-исследователем.
Основным приоритетом в деятельности сегодня является повышения качества преподавания. Профессиональное благополучие зависит от двух факторов:
1) Профессиональной компетентности, качественных знаний и умений, педагогической социальной интуиции;
2) Социальной ориентированности, умения общаться, учитывать социально-психологические особенности индивидов в конкретной ситуации.
Я люблю свою профессию и изучаю разные новые технологии обучения. Одной из перспективных педагогических технологий является проектная деятельность, которая созвучна этнопедагогической основе якутской школы. Это технология "уhуйуу", которая опирается на объединение философских и психолого-педагогических основ в единую сеть, с целью апробации и внедрения якутского варианта проектной деятельности.
На мой взгляд, учитель родного языка несет большую ответственность, именно от его профессиональных и личностных качеств зависит сохранение и развитие нашего языка и литературы. Проблема обучения на родном языке сегодня волнует каждого, без родного языка сложно представить процесс формирования личности. Родной язык как память, как святыня, который остался нам от предков. Без него мы перестанем быть отдельным этносом и превратимся в маленькую толпу людей. Поэтому приобщение и обучение родному языку является важной составляющей частью процесса обучения и воспитания.
Учитель должен быть творческой личностью, который по своему опыту мог воспитать творческую личность учащегося. Душа ребенка - это как мозаика, состоящая из многих частичек, которую учитель должен собрать в одно целое. Люблю когда на уроке дети отвечают наперебой, когда пытаются высказать свои мысли, когда загораются в их глазах искры радости от полученной похвалы. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка за неправильный ответ, за плохое поведение, нужно выслушать и дать совет, оценку. Чтобы на уроке было интересно, надо научить ребенка трудиться. Мои выпускники - это во первых мои друзья. Некоторые из них учатся в высших, средних учебных заведениях, у некоторых сложились свои семьи, есть дети, многие работают. И я горжусь, что вырастила большое поколение людей, за которых не стыдно. Это и есть итог моей учительской работы, что мои выпускники , никогда не забывают и всегда помнят,и приходят за советом.
Каждый блестящий, захватывающий день полный надеждой и любовью, проведенный с детьми продлевает жизнь учителя на много лет.
Я верю, что воспитание нового ученика - дело счастливое и посильное для педагогики. Дети не рождаются плохими. Судьба детей, в какой-то степени в руках учителя.
Какой учитель заслуживает уважение народа? Только тот, у кого чистое сердце и честная душа. Быть всегда честным - и детям, и взрослым. Именно это чувствует чуткое сердце ребенка. А учитель отдает веру и любовь детей обратно им.
Умело готовиться к уроку - это только капля в море. А тайна учительского труда скрывается не в этом, а в чем- то другом. Я ищу это "другое" каждое утро, когда иду по школьной тропе, когда спешу на встречу с детьми. Ведь каждая встреча с детьми таинственность прекрасного.
Я благодарна судьбе своей за то, что стала учителем. Верю, что это счастье - быть им сегодня, завтра, послезавтра, до последнего дыхания.
Макарова М.П., учитель якутского языка и литературы