Методическая разработка по совершенствованию техники чтения

Тема педагогического опыта: «Работа по совершенствованию техники чтения
Горбунова К.А. учитель начальных классов МОУ «Сугоякская СОШ»»

Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир, самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения, без достаточно высокого уровня которых, невозможно дальнейшее качественное образование младших школьников. Наблюдения за учащимися показали, что некоторые не способны воспринимать должный объём информации, у них наблюдается неустойчивое внимание, малый запас слов, не все умеют читать про себя, допускают ошибки при чтении, слабо развит артикуляционный аппарат. Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? Ребёнок, который не умеет читать, испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий, ему неинтересно на уроках, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Учёные и педагоги сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна. Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Для решения этой задачи я стала вести работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Провожу мониторинг техники чтения. После чего данные заношу в таблицу (на примере 4 класса ):
месяц
09
10
11
12
01
02
03
04
05

Норма чтения
75 – 80 слов
85 – 90 слов

Число уч-ся
8 учащихся (из них 2 уч-ся по учебному плану 8 вида)

Читают:


выше нормы
2
2
2
3
3
3
3
3
3

норма
1
1
2
1
1
1
2
2
2

ниже нормы
3
3
2
2
2
2
1
1
1


Скорость чтения с сентября по май возросла с 50% до 83%.
Улучшению техники чтения помогают и индивидуальные графики: ребёнок видит результаты собственной работы в течение 4 лет обучения в начальной
школе.
Динамика техники чтения с 1 по 4 класс Саши П.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

При наблюдении за качеством чтения необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это необходимое средство для решения учебных, познавательных задач. У учащихся развивается сила воли, стремление к победе, увеличивается словарный запас, неплохо развивается артикуляционный аппарат, формируется устойчивость внимания.
В результате контроля за формированием навыка беглого чтения у учеников исчезают страх и неуверенность, они начинают больше читать, а чтение является одним из факторов сближения детей, родителей и учителя. Для развития следующих компонентов техники чтения (способ чтения, его правильность и выразительность, скорость или темп чтения) в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок литературного чтения. Внесла разнообразие в виды деятельности на уроке с помощью системы упражнений. Дети с удовольствием читают « в парах», «цепочкой», «за диктором», «хором». Систематически проводимые на уроке слуховые и зрительные диктанты, чтение с убыстрением, быстрое чтение до скороговорки – эти и другие задания помогают детям осознать, что от них требуется и как это нужно делать. Используемые мною упражнения направлены на формирование у ребёнка интереса к процессу чтения, они помогают им научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее. Урок обычно начинаю с игровой разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
«Часики»: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик – так». Повторить 10 раз.
«Вырасти большой»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у – х – х – х – х». Повторить 5 раз.
«Насос»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища в сторону влево, левая рука скользит вверх, правая – вниз; выдох – возвращение в исходное положение, произнося «сссс!». То же в другую сторону с произношением звука. Повторить 7 раз.
«Паровозик»: встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения руками, приговаривая «чух – чух – чух». Повторять в течение 30 секунд.
«Гуси летят»: сменить направление движения по кругу. Медленно двигаясь друг за другом, на вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произношением длительного звука «гу – у – у – у». Повторять в течение 2 минут.
«Задуйте свечу»: Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленькие свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
«Обрызгайте бельё водой»(в один приём, три, пять): Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
«Выдох со счётом»: Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Работа с таблицей согласных.
Ребята делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р
Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж
Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П
Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С
К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т
Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В
Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К
Чтение согласного с гласными с использованием этой же таблицы.
Чтение ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Чтение скороговорок, чистоговорок.
Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.
Упражнения для пальцев рук:
Медленное и плавное сжатие пальцев в кулак с одновременным проговариванием слов в скороговорке (темп постепенно увеличивается, потом вновь снижается).
Постукивание подушечками пальцев медленно. Затем быстрее и вновь медленно, сопровождаемое проговариванием скороговорки (удар подушечками пальцев обеих рук – слово скороговорки).
Поочерёдное загибание пальцев руки с помощью указательного пальца другой руки, сопровождаемое проговариванием скороговорки (загнутый палец – слово скороговорки).
«Маятник». Согнутая в локте рука стоит на парте. На одно слово скороговорки – рука опускается на парту, на другое – возвращается в исходное положение.
Чтение «зашумленных слов».
Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью её злой силы.
ТЕТРАДЬ
Расширение поля чтения и безошибочного восприятия слов, предложений при чтении вслух и про себя.
Работа по созерцанию зелёной точки. На карточке или картинке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
Работа со словарными блоками по вертикали, у которых спрятано слово:
сок Света
носки место
сам каток
(оса) кукла
магазин
(ветка)
дети читают слова, а сами следят по буквам, над которыми стоит точка.
Складывание слов из половинок.
Составить слова, прочитать сначала медленно, затем нормально, потом в темпе скороговорки. Стараться читать без ошибок.
ДРУЖ ЛЕКТИВ
ВЕР НЫЙ
КОЛ ЛИВЫХ
ПРА НАЯ
МОРОЗ ШЕБНИК
КРИК ВИЛЬНО
ВОЛ ХУШКА
СКАЗОЧ ДУНЬЯ
КОЛ НЫЙ
Прохождение словесных лабиринтов.
Найти слова на тему «Школа».

Д
И
Р
А
Н
О
Ч
И
Т

У
Р
Е
К
Е
Ц
Т
Е
Е

Ч
Е
Б
Т
О
Р
Р
Т
Л

Ш
М
Н
П
Е
Н
А
Д
Ь

Т
А
И
К
Л
А
У
Ь
К

Е
М
А
Т
И
К
Р
И
С

О
З
А
У
Р
А
О
К
Т

В
А
К
Ч
Л
Я
И
Р
О

У
Ч
А
К
Н
Е
Ц
У
А


Работа с таблицами Шульте.
Учащиеся считают, указывая карандашом цифры или буквы.
В работе с таблицами использую памятку:
Как можно быстрее назови все числа или буквы по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение двух – трёх следующих друг за другом чисел или букв.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Ж
Г
К
Д
И

Л
Е
З
Б
М

Т
А
О
Ч
Р

В
И
Е
С
Ц

У
Х
Н
П
Р


6
19
8
18
5

12
2
16
23
11

17
13
21
24
3

20
4
7
10
15

9
22
14
25
1


«Зрительные диктанты».
Для развития оперативной памяти использую тексты, которые разработаны профессором И. Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.
Первое предложение содержит 2 слова (8 букв), последнее предложение состоит из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из 8 – 9 слов. Теперь он легко улавливает предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Работая над текстом на уроках литературного чтения, я использую следующие упражнения: «чтение – спринт», «чтение – разведка», чтение со счётом слов.
«Чтение – спринт».
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, ещё быстрей!», добавляя при этом: «Читать нужно всё!» Проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста.
При обучении «чтению – спринт» пользуюсь памяткой:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
«Чтение – разведка».
Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные перед чтением вопросы. Дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Использую памятку:
Плотно сожми губы и зубы.
Поставь пальцы на начало и конец строки.
Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Чтение со счётом.
Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные перед чтением вопросы. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – подсчётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст «про себя». Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению есть памятка:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
Ответь на вопросы к тексту.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т. д. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений и в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией (смысловой догадкой).
Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению:
Чтение по ролям.
Придумать своё окончание к рассказу, сравнить его с окончанием автора.
Составить вопросы к тексту.
Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребёнку закончить чтение.
Взрослый предлагает проблемный вопрос, для ответа которого у ребёнка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.
Одним из упражнений по технике чтения является следующее:
Ученик сам или вместе с родителями выбирает текст, просчитывает в нём количество слов. Несколько раз он читает один и тот же текст в течение минуты, каждый раз записывая количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую и так далее в таблицу отчёта, которую ученик сдаёт по мере заполнения через 7 дней от начала работы учителю. По тексту составляются вопросы, проверяющие осмысление текста.
Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее. Провожу ежеурочные пятиминутки чтения. Наиболее эффективными оказались упражнения (по системе И.Т.Федоренко):
- многократное чтение;
- чтение в темпе скороговорки;
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три упражнения провожу коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), вполголоса. После того как начало нового рассказа прочитано и осознанно, осмыслено детьми предлагаю начать чтение всем одновременно и продолжать в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста, при этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, сравнивает результаты. Естественно, во второй раз он прочитал больше. Это вызывает у детей положительные эмоции, им хочется читать ещё раз. Однако более 3 – х раз не следует читать один и тот отрывок, лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Это чтение в темпе скороговорки, при этом требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны чётко проговариваться. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем я останавливаю учеников, и начинаем третье упражнение: текст читается чуть медленнее, зато красиво и выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, переходя на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Чудо состоит в том, что ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 – 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.
Изучая навыки чтения учащихся, я обращаю внимание не только на то, как ученики читают вслух, но и как читают про себя. Чтение «про себя», молча – это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шёпотного чтения и шевеление губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением «про себя». Если темп чтения молча не превышает темп чтения вслух, значит, навыки чтения ещё не сформированы.
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил, быстрее овладели приёмами чтения, я отрабатываю способы действий, даю учащимся определённые ориентиры, составляю памятки.
Правила чтения для учащихся:
Читай ежедневно вслух и про себя.
Старайся понять, о чём читаешь.
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
Большую роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации:
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.
При выборе книг опирайтесь на желание ребёнка.
Начинать самостоятельное чтение книг надо с большими рисунками.
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно – фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка.
Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать детей, понять их увлечения и интересы.
Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко.
Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
После чтения важно завоевать доверие у ребёнка, чтобы он захотел поделиться собственными впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребёнка.
Невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребёнка любить книгу.
Используемые мною упражнения направлены на формирование у ребёнка навыков чтения целыми словами, интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. Они помогают научиться читать быстрее, правильнее, осмысленнее.

Урок литературного чтения в 3- м классе по теме:
В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
Цель:
продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
формировать нравственную позицию учащихся.
Задачи:
формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного стандарта по предмету;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, образное мышление;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.
Учащиеся должны:
Иметь представление о событиях, описанных в сказке.
Уметь:
читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
проявлять готовность к литературному творчеству,
рассуждать о прочитанном,
свободно делиться своими мыслями,
при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
отстаивать личную позицию.
Знать:
произведения русских писателей,
позицию автора при характеристике героя.
Оборудование: выставка рисунков учащихся к сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про Зайца»; учебники «Родная речь» Л. Ф. Климановой и др. 1 часть; портрет писателя.

Ход урока:
Организационно – мобилизующее начало.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране литературных сказок. Мы будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса:
Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку:
1. Вдох носом, выдох через рот (2 раза);
2. Вдох носом, задержка дыхания, выдох (2 раза);
3. Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2 раза).
- Работа по слоговой таблице:
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л
М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З
В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н
П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч
З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М
Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш
Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З
М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р
Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж
Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П
Ф Щ М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С
К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т
Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В
Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К

1. Жужжащее чтение;
2. Хоровое чтение (тихо, громко, медленно, быстро);
3. Чтение за диктором.
- Чтение бегущей строки: «Лягушка сидела в болоте и ловила комаров».
- Работа со скороговоркой: «Уточка – вострохвосточка
Вывострохвостила
Вострохвостят».
Проверка домашнего задания.
Выставка из рисунков, выполненных к сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про Зайца».
(Учащиеся пересказывают эпизод сказки запечатлённый на рисунке).
Зачем Д. Н. Мамин – Сибиряк придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?
4. Новый материал.
1. Формирование темы и цели урока.
- Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите самостоятельно, ответив на вопросы викторины и соединив указанные части ответов.
В единственном слове, которое произнесла ворона, глухой звук замените на парный ему звонкий. (Кар – гар).
Второй слог фамилии автора является последним в слове, которое дважды встречается в данной строке: «Ваши псы и ваши пастухи...». К нему надо прибавить последнюю букву имени великого русского баснописца. (Слог ши, буква н) (Гаршин)
Если вы правильно выполните моё задание, то узнаете, с каким
именно произведением В. М. Гаршина мы познакомимся.
Первое слово – Кто это? (показ картинки с лягушкой)
(Лягушка).
Второе слово – Как называют человека, который любит бывать в разных городах, странах; любит посещать новые места: горы, моря, пустыни, пещеры, водопады и т. д.; наблюдать за природой, за животными и растениями, исследовать их?
(Путешественник)
А теперь согласуйте эти два существительных.
(Лягушка – путешественница).
Отталкиваясь от темы урока, сформулируем её цель:
познакомиться ...
учиться ..., ... читать сказку «Лягушка – путешественница» и ... её.
2. Знакомство с жизнью и творчеством В. М. Гаршина.
В. М. Гаршин родился в семье военного. Грамоте он научился на пятом году жизни и принялся за чтение всех книг, которые попадались ему под руку. С раннего детства Гаршину пришлось много путешествовать, побывать в разных уголках России. Бывал он и у нас на Урале в Екатеринбургской губернии. Когда ему исполнилось 9 лет, с матерью он приехал в Петербург и поступил в 1 класс гимназии. Учился хорошо, у него было много товарищей, которые в нём души не чаяли. Всеволод Михайлович очень любил природу. Летом в деревне вечно возился с лягушками, ящерицами, жуками, собирал гербарии. В старших классах начал писать для рукописных журналов, которые издавались в гимназии.
3. Знакомство с произведением.
Чтение сказки учителем.
Почему путешествие лягушки закончилось так быстро?
4. Физминутка.
Я называю слова. Если слово характеризует лягушку, какой она была, вы наклоняетесь; если к лягушке не относится – приседаете.
Сообразительная, хвастливая, глупая, изобретательная, находчивая, трусливая, неунывающая, драчливая.
5. Чтение поговорки:
«Хвастовство само себя наказывает».
- Можно ли поговорку соотнести с прочитанной сказкой?
6. Словарная работа.
Коряга – суковатое затонувшее дерево или часть его.
Лакированная спинка – покрытая лаком.
Захватило дух – стало трудно дышать.
Присутствие духа – полное самообладание.
Достоинство – уважение хороших качеств в себе.
7. Чтение произведения учащимися цепочкой вслух.
8. Работа над сказкой. Деление на части. Озаглавливание частей. Составление плана.
1 часть – Как жилось лягушке в болоте? (Выборочное чтение).
2 часть – Почему лягушка решилась отправиться в дальние края? (Выборочное чтение).
3 часть – Что придумала лягушка?
Что чувствовала лягушка, вися на прутике?
4 часть – С какой просьбой обратилась лягушка к уткам? Почему?
5 часть – Когда лягушка забыла об осторожности?
9. - Вспомните басню И. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка? Почему вы так думаете?
5. Домашнее задание.
Стр. 188 – 195 читать, задание 7.
6. Итог урока.
Какой вывод по уроку можно сделать?
Прозвенел уже звонок,
Значит, кончился урок.
Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.





Урок литературного чтения в 4- м классе по теме:
С.Есенин «С добрым утром!».
Цели: познакомить с новым произведением С.Есенина; повторить литературные приёмы, используемые поэтом (эпитеты, олицетворения, сравнения). Задачи: показать красоту, напевность, задушевность поэзии С.Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать умение высказывать свои мысли; учить видеть красоту природы, прививать любовь к ней.
Оборудование: портрет С.Есенина, репродукция картины И.Шишкина «Рожь», учебник «Родная речь», книга 3,часть2(М.В. Голованова и др.).
Ожидаемые результаты: умение находить в произведении эпитеты, олицетворения, сравнения; пробуждение интереса к творчеству С.Есенина.
Ход урока:
1.Организационный момент(1 мин.)
2.Подготовка к восприятию текста(3 мин.)
Ребята, представьте себе раннее летнее утро.
А я хочу на зорьке встать,
Солнце первой повстречать,
Крикнуть: «С добрым утром, солнце!»
И оно мне улыбнётся.
Давайте и мы улыбнёмся друг другу. (3 слайд)
Доброе утро!-
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам-
Улыбчивым лицам.
Стихотворение, с которым я хочу вас познакомить, называется «С добрым утром!»
3. Знакомство с автором(3 мин.)
А написал его русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своём творчестве русскую природу. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей - у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы -у российских нив, мягкие кудри- у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России - глубокую и необъятную душу.
Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь на палец вяжи,
Я нисколько не чувствую боли
Подготовка к восприятию текста (продолжение).
-Давайте и мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Представьте себе, что рано утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?
(Прохладно. Очень тихо. Когда солнце встаёт, небо красное. Ещё не очень светло. Трава мокрая.)
-А как называют капельки воды, которые вы видите рано утром на траве?
(Роса). -Послушайте стихотворение и скажите, что увидел рано утром автор?
Физминутка: Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

4. Чтение стихотворения учителем. Проверка первичного восприятия.(6 мин.)
-Что описывал поэт в стихотворении?
-Какие эпитеты использовал поэт, описывая природу?(Записать в тетради) Звёзды-
Березы-
Росы-
-Объясните, почему эти эпитеты очень удачны?
- Какое настроение передаёт автор читателям? Воспользуйтесь словарём настроений. Подтвердите свои мысли строчками из текста.
5. Словарная работа(3 мин.) -Перечитайте текст, отметьте слова требующие пояснения.
6. Работа над образностью речи(12 мин.)
-А вам в стихотворении ничего необычного не показалось? А если я скажу, что в нём есть что-то сказочное? Чем вы это подтвердите?
(Неживые предметы показаны автором как живые существа).
-Вспомните, как называется такой литературный приём?
(Олицетворение).
-Какую берёзку увидел поэт? Опишите её, наделяя человеческими качествами.
-Звёзды?
-Крапива?
-Обратите внимание, что автор употребляет слово обрядилась,
т. е. надела на себя даже лишние украшения. Поэт применяет для образности речи и приём сравнения. Подумайте и выполните задания в тетради.
Затон, как
Небо, как
-Объясните, на основе какого сходства происходит сравнение?
-Сергей Есенин видел какое-то особое утро или мы могли бы такое увидеть?
Гимнастика для глаз.
7.Работа над выразительностью чтения(10 мин.)
Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно. Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт.
8.Итог урока, домашнее задание(5 мин.)
-Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном. (Звучит музыка Э.Грига «Утро».)
9. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.



Root Entry