Использование технологий, способствующих совершенствованию техники чтения в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Использование технологий, способствующих совершенствованию техники чтения в начальной школе
Выполнила: Баженова Лариса
Александровна,
учитель начальных классов
Березники, 2013
Использование технологий, способствующих совершенствованию техники чтения в начальной школе.
Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризует слияние техники чтения и понимание текста. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством погружения ребенка в мир литературы, культурных традиций, развивает его как личность. Навык чтения – залог успешного учения как в начальной школе, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которой приходится сталкиваться современному человеку.
Определена минимальная скорость для изучающего чтения- 50-60 слов в минуту. Только при такой скорости начинает осуществляться достаточно полное понимание текста.
Чтение вслух в школьном обучении способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и тем самым – совершенствованию устной и письменной речи школьника. При чтении вслух активно действуют зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Но темп зрительного восприятия, умственной переработки информации, звуковой перекодировки читаемого вслух текста зависит напрямую от возможностей речедвигательного канала.
При чтении молча темп зрительного восприятия возрастает в 2 раза, снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, то есть формированию навыков параллельного мышления. Отсюда следует, что в начальных классах важно сформировать изучающее чтение в двух его формах – вслух и молча.
В процессе работы передо мной встал вопрос: почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Поэтому 3 года назад я выбрала для себя тему самообразования «Использование технологий способствующих совершенствованию техники чтения». Мне предстояло познакомиться с достижениями своевременной психолингвистики в области чтения как коммуникативной деятельности и теории текста, с практическим опытом работы учителей. Организуя обучение с 1 класса, я сочла необходим усилить мотивационную сторону обучения, сочетала обучение чтению в процессе многократного целенаправленного перечитывания со специальными заданиями, активно влияющими на становление чтения и развитие способов овладения этой сложной учебной деятельностью.
Для овладения техникой чтения я использовала систему тренировочных упражнений, которые проводились в 1 и во 2 классах как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут. Он включал в себя 4 последовательно выполняемых упражнения:
1). Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
2). Чтение блоков слов.
3). Отработка дикции.
4). Развитие оперативной памяти, зрительного восприятия.
В основу были положены рекомендации из газеты «Начальная школа» № 8 за 1997 «Хотеть недостаточно, надо действовать» (автор Л. Игнатьева, учитель школы № 1065 г. Москвы). Последовательное выполнение упражнений обеспечило высокий уровень участия и работоспособности детей.
Дыхательная гимнастика.
Для формирования навыка владения дыханием и голосом я взяла упражнения из методического пособия М. В. Котельниковой «Как детей учить чисто говорить» (г. Соликамск, 1995г.), а также журналов «Начальная школа» (Приложение №1). В 3 классе упражнения на регуляцию дыхания в основном включаю в физминутки на любых уроках.
Чтение блоков.
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. В русском языке практически все слова складываются из 19 структурных типов слогов (Львов М. Р. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М. Академия, 2000, стр. 55)
Материал распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному (Приложение №2). Различные варианты расположения слов для чтения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Дети по мере выставления или написания читают блоки про себя, а затем блок прочитывается хором. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.
В 3 классе чтение блоков слов перенесла и на уроки русского языка и математики. На русском языке читаем слова из «Словаря» по учебнику, индивидуальным карточкам, из картинного словаря, слова на изучаемые правила, таблицы со стенда «Говори правильно», на маематике – математические термины, изученные математические правила, определения (Приложение №3).
Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна. В 1, 2 классах читали все хором, а в 3 и 4 классе добавила чтение или рассказ по памяти скороговорок с индивидуальных карточек по цепочке (Приложение №4).
Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечёткости произношения, я параллельно с чистоговорками, скороговорками включала упражнения по отработке сочетаний гласных. Начала с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались их сочетания (Приложение №5).
Развитие оперативной памяти.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. На уроках чтения в 1 классе давались упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям. Воспитывалось внимание к окончанию слова (вода-водный, белый-бельё), к корню слова (чистота-частота, девушка-дедушка) (Приложение №6).
Во 2 классе практиковалась целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения мы использовали приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие 2 абзаца.
На уроках русского языка во 2 классе работа над развитием оперативной памяти велась с помощью зрительных диктантов И. Т. Федоренко (Приложение №7).
Для расширения фиксационного поля до размеров слова средней длины эффективно упражнение «Фотоглаз». Учитель показывает детям 6 слов на изучаемое правило по очереди, каждое в течение 1 секунды, затем дети по памяти записывают их в тетрадь. После проверки с этими словами ведётся работа по теме урока (Приложение №8).
На уроках математики для развития оперативной памяти пользовались карточками Шульте (в 1 классе цифры до 10 разного цвета) (Приложение №9). На каждом уроке в 1, 2 классах проводились занимательные упражнения, тренирующие зоркость, внимание (Приложение №10).
В 3 классе уделяю особое внимание обучению чтению молча. В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводила упражнение «Губы». К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
Для развития смысловой догадки с момента перехода к чтению связных текстов вводилось упражнение «Угадай». В текстах затушевывались отдельные буквы, окончания, части слов (Приложение №11). Умение антиципировать развивалось с помощью постепенно усложняющихся тренировочных упражнений. У детей таблицы с согласными буквами (Приложение №12). Тренировка происходит в парах. Задача заключается в восстановлении возможных слов на основе заданных таблицей комбинаций согласных. Соответствующие гласные и мягкий знак обучаемые добавляют произвольно. Поиск гласных, сочетаемых с заданной, осуществляется по горизонтальной и вертикальной матрицам.
В 3 классе мы начали использовать дидактическое тренировочное средство «Решетка» (Приложение №13). Она служит для развития предугадывания при частично перекрытом тексте. Ученики, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается непрерывно не более 5 минут. Решетку надо сменить, когда появится ощущение легкого чтения. Параллельно с упражнениями в чтении с «решеткой» практикую чтение с «помехой». Это способствует развитию подвижности зрения, расширению поля чтения (Приложение № 14).
Результаты свидетельствуют о целесообразности использования специальных приёмов и упражнений для обучения чтению вслух и молча. При этом главным условием успеха должны быть каждодневные упражнения в чтении.
Кроме специальных тренировочных упражнений все годы велась работа в другом направлении: применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М. И. Омороковой в методическом пособии для учителя «Совершенствование чтения младших школьников», а также описанного В. Г. Горецким и Л. Ф. Климановой в своих методических пособиях.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения. При этом цель учителя такова: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом (Приложение №15).
Программа по чтению, предоставляя учителю некоторую свободу в выборе источников чтения, диктует необходимость тщательно их анализировать, прежде чем читать с детьми на уроке. Приступая к чтению нового произведения, можно воспользоваться следующими советами:
во-первых, определите жанровую разновидность произведения. Вспомните, какие основные признаки жанра влияют на методику чтения данного текста в целом. Например, в рассказе это наличие системы событий и действующих лиц, в басне – аллегория, мораль, сатира, в сказке – фантастический вымысел, разновидность и т. д.;
во-вторых, установите тему произведения, соотнесите её с проблематикой «похожих» произведений, подумайте, что нового несет в себе данный текст среди однотемных. Особое внимание обратите на заголовок;
в-третьих, восстановите сюжет: экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку, эпилог. Подумайте, что в нем понятно детям при первичном восприятии, а что необходимо уточнить. Если в произведении нет сюжета, т. е. системы событий, то выделите изображенные картины, последовательность рассуждений, те части, из которых состоит текст;
в-четвертых, раскройте композиционные особенности текста. Установите влияние построения и языка произведения на выбор видов чтения и пересказа. Например, диалогические композиции настраивают на чтение в лицах, драматизацию; последовательное повествование удобно для полного пересказа; повествование с несколькими сюжетными линиями требует выборочного и частичного пересказа;
в-пятых, составьте описание художественных образов произведения. О персонажах можно рассуждать по памятке: портрет, поступки, речь, отношения. Кроме персонажей, отмечаются образ, пейзаж, событие, интерьер и др.;
в-шестых, проведите анализ языка, авторского стиля. В лексическом составе текста выделите «словарные», «образные» и «ключевые» ряды. Наметьте трудные и легкие в чтении куски, что в основном зависит от интонационно- синтаксических особенностей текста;
в-седьмых, сформулируйте идейные выводы произведения, подчеркнув его воспитательную, познавательную и эстетическую значимость.
Пользуясь данной схемой целостного анализа, учитель интерпретирует произведение на свойственном ему литературоведческом уровне (Приложение №16).
Результаты моей работы доказывают возможность положительного решения проблемы овладения техникой чтения в начальной школе (Приложение №17).
Считаю, что следует продолжать работу в двух направлениях:
Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикулярного аппарата, регуляцию дыхания;
Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М. И. Омороковой и описанного В. Г. Горецким, Л. Ф. Климановой.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.
Список литературы
Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников./ Под ред. Васильевой М. С., Омороковой М. И., Светловской Н. Н. – М.: Педагогика, 1997.
Выгодский Л. С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лайда, 1994.
Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Просвещение, 1987.
Оморокова М. И., Постоловский И. З., Рапопорт И. А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. Пособие для учителя. – М.: Аркти, 1999.
Речь. Речь. Речь./Под ред. Ладыженской Т. А. – М.: Просвещение, 1990.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. / Под ред. Соловейчик М. С. – М.: Просвещение, 1993.
Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976.