36 занятий для будущих отличников: Пятое колесо в телеге

Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя: Тесаловская Наталья Павловна
Класс: 2 а
Занятие: «36 занятий для будущих отличников»
Тема: «Пятое колесо в телеге».
Тип занятия: Открытие новых знаний.
УМК: Перспективная начальная школа.

Цель для учителя:
организовать работу по формированию умения находить лишнее.
Цель для обучающихся: учиться находить «пятое колесо в телеге», то есть лишнее.
Планируемый результат:
«умение находить пятое колесо в телеге», пользуясь алгоритмом.
Критерии оценки:
- правильность нахождения пятого колеса в телеге, то есть лишнего,
- умение объяснять и доказывать свою точку зрения.

Задачи для учителя:
1. Познакомить учащихся со значением понятия «пятое колесо в телеге».
2. Обучать планированию.
3. Помочь составить алгоритм действий по нахождению пятого колеса в телеге.
4.Предложить различные виды заданий для формирования умения находить лишнее.
5.Продолжить работу по формированию у учащихся умения объяснять и доказывать свою точку зрения.
7.Учить оценивать свою деятельность.
8.Развивать познавательный интерес к предмету через выполнение различных заданий.
9. Развивать внимание, мышление.
9.Воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников и друг к другу.
Задачи для обучающихся:
1.Узнать значение выражения «пятое колесо в телеге».
2.Спланировать свою работу на занятии.
3.Составить алгоритм по нахождению «пятого колеса в телеге», то есть лишнего.
4.Выполнить задания в рабочей тетради.
5.Оценить свою работу.





Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

2.Определение темы занятия

Организует класс на работу, создает благоприятный настрой

Учитель предлагает детям презентацию на тему: «Найди лишнее»
-Ребята, начнём наше занятие с небольшой игры, которая называется «Найди лишнее»
Ваша задача: найти лишний предмет и объяснить, почему вы так думаете.
- Молодцы. Вы очень хорошо справились с данным заданием. Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
- Ваши варианты верные, давайте посмотрим, как интересно сформулирована тема занятия в рабочей тетради.
Откройте тетради на стр.16., прочитайте тему занятия.
-Как вы думаете, почему авторы учебника именно так сформулировали тему данного занятия?
-Вы знаете сколько колёс в телеге? Правильно, четыре. А если, скажем, сзади ( сбоку или в каком-либо другом месте) прикрепить ещё одно колесо – пятое, что-нибудь изменится? Может быть, телега поедет быстрей? Или на ней можно будет положить больше груза? Совершенно ясно, что пятое колесо в телеге – лишнее, бесполезное.
Итак, пятым колесом в телеге называют какой-либо лишний предмет в группе других предметов.
Проверяют организацию рабочего места.

Дети выполняют задание учителя.
Находят лишнее в группах предметов.
(Ответы детей)



Примерные ответы детей: «Найди лишнее», «Лишний предмет» и т.д.


Дети открывают тетради, читают тему занятия: «Пятое колесо в телеге»
Ответы детей.
Познавательные УУД: общеучебные (контроль)


Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)
Коммуникативные УУД – высказывания детей (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

3.Целеполагание
-Тему занятия знаем, давайте сформулируем цель.

- Ребята, а зачем нам нужно учиться находить лишнее? Как вы думаете? Где на могут пригодится эти умения?
- Чтобы нам в будущем было легко справляться с такими заданиями, я предлагаю вам сегодня на занятии поупражняться.
Формулируют цель.
Ответы детей.
Цель: учиться находить «пятое колесо в телеге», то есть лишнее.
Ответы детей. Например: в выполнении различных заданий.
Познавательные УУД:(формулирование познавательной цели)
Регулятивные УУД: (целеполагание.)
Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация)

4.Планирование




Учитель предлагает восстановить план работы на уроке. (карточки с планом находятся на доске)
Организует работу по исправлению плана, помогает сформулировать критерии оценки деятельности.
-Ребята, давайте попробуем спланировать свою дальнейшую работу на занятии, на доске вы видите пункты плана, прочитайте их, и попробуйте восстановить их правильную последовательность.
План:1)Составить алгоритм нахождения «пятого колеса в телеге», 2)Поупражняться в нахождении «пятого колеса в телеге»,3)Оценить свою работу.
После того, как мы выполним все пункты плана, к чему мы придём? Что будет являться результатом? В конце урока каждый сможет оценить свой результат.
-Ребята, скажите, пожалуйста, по каким критериям будем оценивать свою работу?
Спрогнозируйте результат по данным критериям при помощи волшебной линеечки вверху странички.
















Восстанавливают план, определяют критерии оценки.





-К результату.
- Умение находить «пятое колесо в телеге».
Ответы детей: по критерию - правильность нахождения пятого колеса в телеге, то есть лишнего,
- умение объяснять и доказывать свою точку зрения. .
Дети чертят волшебную линеечку и оценивают себя на ней крестиком.
Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества
Личностные УУД: осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью.







Регулятивные УУД. – прогнозирование.

5. Первичное восприятие и усвоение нового материала
Итак, приступаем к решению первого пункта плана.
-Что нам нужно сделать? (Составить алгоритм нахождения лишнего предмета)
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На доске 5 иллюстраций, из которых одна лишняя.
Нам нужно найти лишний предмет, что мы сначала делаем со всеми предметами.
Итак, 1 действие?
-Что объединяет все эти предметы? Попробуйте сформулировать 2 действие в алгоритме по нахождению «пятого колеса в телеге»
-После того, как нашли общие признаки, можем найти лишний предмет? Сформулируйте 3 действие в алгоритме. После того как нашли лишний предмет, что вы должны сделать? Сформулируйте 4 действие алгоритма.
(Учитель обеспечивает восприятие информации, осмысление и первичное запоминание способов действий.)


Ответы детей.



Ответы детей. (Рассматриваем предметы)
(1.Внимательно рассмотреть предметы.)
(Ищем сходства, общие черты, признаки)
Ответы детей. (2. Найти общие сходства, признаки в группе предметов)
-Да, можем.(3. Найти лишний предмет)
Ответы детей. Объяснить своё мнение.
(4. Доказать свою точку зрения)
(Дети высказывают своё мнение и делают выводы.)
Познавательные УУД: наблюдения, сравнения, умозаключение, поиск и выделение информации.
Регулятивные УУД: удержание цели и задач урока.

Физкультминутка
6. Применение знаний в условиях выполнения упражнений.
- Пожалуйста, встаньте немножко отдохнём.
Можем ли мы приступить к следующему пункту плана?
- Сейчас мы поупражняемся в нахождении «пятого колеса в телеге», пользуясь алгоритмом.
Выполняем задания из рабочей тетради с. 16 – 18
Итак, первое задание. «Не из этой сказки». Читаем задание. – Что нужно сделать в задании?
Задание выполняем в группах. Ваша задача: найти всем вместе лишний предмет и объяснить ваше мнение. От группы отвечает один человек (Учитель распределяет задания по группам)
Второе задание. «Найди лишнюю пословицу» . Прочитайте задание. Это задание вы выполняете в парах. Ваша задача попытаться объяснить все пословицы и найти одну лишнюю.
Третье задание. «Абракадабра». Прочитайте задание про себя.
В этих словах буквы перепутались местами , чтобы они не были пятым колесом в телеге их нужно превратить в нужные вещи. Приступаем к самостоятельной работе.
Четвёртое задание. «Не из той компании». Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Задание выполняем самостоятельно, а потом проверяем в парах с доказательством своей точки зрения.


Да, можем. Алгоритм составлен.




Задание читает ученик.


Дети объединяются в группы. Готовят свой ответ.
Выслушивают и проверяют другие группы.
Ученик читает задание.
Дети выполняют задание в парах.
(Коллективное объяснение пословиц, заслушивание ответов)

Дети читают задание.
Самостоятельное выполнение задания.
Коллективная проверка по эталону.

Дети выполняют задание самостоятельно
Взаимопроверка с доказательством своей точки зрения.


Регулятивные УУД: умение слушать, удержание целей и задач урока, умение осуществлять проверку и контроль

Личностные УУД: оценка по содержанию материала.




Коммуникативные УУД: умение находить общее решение, договариваться.

Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, высказывать своё мнение.

7.Рефлексивно-оценочный
Прочитайте последний пункт плана. Что мы должны сделать?
По каким критериям будем оценивать себя?
-Оцените себя в конце задания на волшебной линеечке.
Кто может поделится своим результатом в начале и в конце занятия?

Ответы детей.
-Оценить себя.
По критерию:
- правильность нахождения пятого колеса в телеге, то есть лишнего,
- умение объяснять и доказывать свою точку зрения.
Оценивают результаты работы по критериям, высказывают свое мнение.
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль и оценку своих умений

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности .

8. Итог занятия.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какую цель мы для себя ставили в начале занятия?
- А как вы думаете мы достигли этой цели? Что нам помогло?
- Молодцы! Наше занятие закончено.
Ответы детей.
Цель: учиться находить «пятое колесо в телеге», то есть лишнее.
Ответы детей.
Регулятивные УУД: определение качества и уровня усвоения материала занятия)










13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 215