Учебная программа по основам экономики и финансовой грамотности в 4-11 классах
Учебная программа для 4 класса: «Введение в экономику и финансовую грамотность» Общий объём времени – 17 часов (Курс, интегрированный в предмет «Познание мира»)
№ Познание мираТемы Финансовая грамотность Основные понятия Кол-во часов
1 «Человек – частица общества» Кто решает глобальные проблемы (роль государства). Ролевая игра. Государственный бюджет, общественные блага, налог, доходная и расходная часть государственного бюджета 3
2 «Природа Земли» «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и их экономии. Страна, государство, глобальные проблемы человечества 2
3 «Полезные ископаемые» Национальное богатство страны. Чем богат ваш регион. Ресурсы, государство, природные ресурсы-товар1
4 «Вода» Экономим воду. Решение финансовых задач «Как капли унесли в океан мамину зарплату». Энергия, энергосбережение, экономия, источники энергии 1
5 «Воздух и погода» Экономим тепло Теплопотери, энергосбережение 1
6 «Растительный и животный мир Казахстана» Красная книга Казахстана Редкие животные и птицы, охрана животных, Красная книга 2
7 «Земля – космическое тело» Экономим электроэнергию. Как одна лампочка экономит деньги. Энергия, экономия энергии и ресурсов, энергетическая услуга 1
8 «Общество» Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра Бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия 2
9 «Школа» Экономим время. Режим дня Режим, распорядок дня, расписание 1
10 «Наш аул» Мой дом – моя семья. Поколение, традиции, обычаи, обряд 2
11 «Родная страна. Отечество» Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом. Бартер, импорт, экспорт, валюта 1
Итого: 17 ч
^ Учебная программа для 5 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности»Общий объём времени – 17 часов
№ ТехнологияТема ^ Финансовая грамотность Основные понятия Кол-во часов
1 Техника и технология сельскохозяйственного производства плодовоовощных культур Участники экономики. Ресурсы Казахстана. Экономия ресурсов.Производство и производители. Потребитель, фирмы, государство.Капитальные, человеческие, природные ресурсы. Экономия экономия в быту.Домашнее хозяйство. Производство товаров и услуг 5
2 Художественная обработка материалов. История денег. Бартер. Товарные деньги. Металлические деньги. Бумажные деньги. Электронные деньги. 2
3 Культура дома. Техника в быту. Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. Государственный бюджет. Источники доходов семьи. Планирование доходов и расходов семьи. Составление бюджета семьи. Сбережения. Доходы и расходы государства Игра «Как экономно накормить семью». 5
4 Проект «Финансовое планирование семейного бюджета», «Я открываю предприятие», «Хочу купить машину» и др. 5
Итого: 17 ч.
^ Факультативный курс для 5 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Общий объём времени – 34 часа
№ Тема Основные понятия Кол-во часов
1. Республика Казахстан-часть мирового экономического сообщества. Государство. Независимость. Природные ресурсы Казахстана. Казахстан и его соседи. 2
2. Республика Казахстан – участник международной торговли. Торговля. Международная торговля. Мировой рынок. Импорт. Экспорт. 3
3. Какая бывает экономика. Три главных вопроса экономики. Традиционная. Командная. Рыночная. Смешанная. 2
4. Государство и экономика. Как государство участвует в экономике. Общественные блага. Охрана окружающей среды. Государственный бюджет. 4
5. Деньги.История возникновения денег
Национальная валюта РК
Что умеют деньги?
Какими должны быть деньги?
Способы хранения денег.
Бюджет государства. Инфляция
Практическая работа. Бартер. Виды денег. Качества денег. Сбережения. Способы хранения денег. Источники доходов и расходов в государстве. Бюджет государства. Инфляция 101111222
6. Понятие финансов. Финансовые инструменты в Казахстане. История появление банков. Как работают банки. Кредит. Условия выдачи кредита. 2
7. Выбор. Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. Сбережения. Источники доходов семьи. Планирование доходов и расходов семьи. Составление бюджета семьи. Способы зарабатывания денег. Сбережения. Игра «Сбалансированный бюджет семьи». 6
8. Творческий проект «Финансовое планирование семейного бюджета», «Я открываю предприятие», «Хочу купить машину» и др. 3
9. Итоговое занятие. Урок-игра «Экономический КВН». 2
Итого: 34 ч.
Учебная программа для 6 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности»^ Общий объём времени – 17 часов
№ Технология
Тема Финансовая грамотность Основные понятия Кол-во часов
1 Техника и технология сельскохозяйственного производства плодовоовощных культур Основная проблема экономики.Производство- источник экономических благ Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений. Производство. Производительность. Деловая игра «Книжная фабрика» 4
2 Художественная обработка материалов Без чего не может обойтись рынок. Частная собственность. Государственная собственность. Конкуренция 2
3 Культура дома. Техника в быту Предприниматель в экономике. ПрибыльЗнакомство с бизнес -планомПотребитель в экономикеЗакон спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Рыночное равновесие. Формы организации бизнеса. Составление бизнес-плана. Предприятие «Моя фирма». Расчет прибыли.Спрос. Предложение. Рыночная цена. 8
4 Проектная деятельность Исследование «Рынок конфет в нашем городе»Составление бизнес-плана «Открываем свой бизнес» Потребитель, покупатель, спрос, предложение, деньги, цена, доход, расход, прибыль 3
Итого: 17 ч.
Факультативный курс для 6 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» ^ Общий объём времени – 34 часа
№ Тема Основные понятия Кол-во часов
1 Основная проблема экономики. Выбор средств в соответствии цена- качество. Альтернативная стоимость. Сетка принятия решений. 3
2 Без чего не может обойтись рынок. Частная собственность и конкуренция 2
3 Формы организации бизнеса. Организация фирмы. Основы предпринимательской деятельности 4
4. Знакомство с бизнес-планом. Составление бизнес-плана. Предприятие «Моя фирма». Расчет прибыли. 6
5. Ты - потребитель! Конкурс на самое экономное использование ресурсов. 4
6. Закон спроса и предложения на рынке потребительских товаров. Закон спроса и предложения. 4
7. Рыночное равновесие. Равновесная цена, дефицит. 2
8. Возникновение банков. Банковские услуги: кредит, депозит, заем, виды займов. 2
9. «Потребитель финансовых услуг» Банковские услуги: кредит, депозит, заем, виды займов. 2
10. Профессии банковской сферы Банкир, менеджер, инкассатор, кассир и т.д. 2
11. Проектная деятельность «Бизнес-план мой фирмы» «Открываем свой бизнес» 3
Итого: 34 ч.
^ Учебная программа для 7 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Общий объём времени – 17 часов
№ ТехнологияТемы Финансовая грамотность Основные понятия Кол-во часов
Технология художественной обработки материалов и изделий Причины появления международной торговлиКакие деньги участвуют в международной торговле Мировой рынок, экспорт, импорт, таможня, пошлины, квоты. Общественные товары и услуги, конкуренция, инфляция, безработица Государственный бюджет. Платёжный баланс государства. Управление бюджетом. Государственный долг 6
Культура дома. Техника в быту и технология приготовления пищи Личные сбережения.Пенсионная система РК. Налоговая система РК. Виды сбережения, депозиты, пластиковые карты. Налоги и социальная защита населения, пенсии, пособия, бесплатное образование, медицинские услуги. Накопительный пенсионный фонд, акционеры, расходы, сбережения, 6
Проектная и исследовательская деятельность «Экономический рост и проблемы экологии Казахстана», «Зависимость роста населения и благосостояние страны», «Исследование рынка валют», «Бизнес-истории» Валюта, обменный курс, обменный пункт, мировые деньги. Мировая экономика, рост населения, проблемы города, благосостояние страны. 5
Итого: 17 ч.
Факультативный курс для 7 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» ^ Общий объём времени – 34 часа
№ Тема Основные понятия Кол-во часов
Налоги и социальная защита населения, пенсии, пособия, бесплатное образование, медицинские услуги Общественные товары и услуги, конкуренция, инфляция, безработица 2 ч.
Налоговая система РК. Подоходный налог, пенсионные отчисления 2 ч.
Пенсионная система Казахстана Накопительный пенсионный фонд, акционеры, расходы, сбережения, 2 ч.
Личные сбережения Виды сбережения, депозиты, пластиковые карты 1 ч.
Семейный бюджет (проектная деятельность). Составление бюджета семьи. Заработная плата, пенсия, стипендия, доходы, расходы 2 ч.
Управление доходами Депозит, накопительное страхование жизни, экономия коммунальных расходов 2 ч.
Управление расходами Управление комунальными расходами, налоги, транспорт, детские расходы 2 ч.
Участие Республики Казахстан в международной торговле Мировой рынок, экспорт, импорт, таможня, пошлины, квоты. 2 ч.
Причины появления международной торговли. История торговли Мировой рынок, экспорт, импорт, таможня, пошлины, квоты. 2 ч.
Какие деньги участвуют в международной торговле Валюта, обменный курс, обменный пункт, мировые деньги 2 ч.
Валютные курсы Валюта, валютный курс 2 ч.
Мошенничество на финансовом рынке Финансовые пирамиды, мобильные и Интернет-мошенничество 1 ч.
Государственный бюджет. Платёжный баланс государства. Управление бюджетом. 3 ч.
Государственный долг. Дефицит, заем, Международный валютный фонд 2 ч.
Экономический рост и проблемы мировой экономики Мировая экономика, рост населения, благосостояние страны. 2 ч.
Проблемы роста городов, населения Рост населения, демографические проблемы, мегаполисы 2 ч.
Экономический рост и экологические проблемы Экология, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды 2 ч.
Бизнес-истории 1 ч.
Итого: 34 ч.
Учебная программа для 8 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности»^ Общий объём времени – 17 часов
№ ТехнологияТемы ^ Финансовая грамотность Основные понятия Кол-во часов
1 Основы домашней экономики и предпринимательства Производство. Факторы производства.Принятие финансовых решений. Рынок труда.Трудовые ресурсы.Развитие предпринимательства в РК. Формы бизнесаПланирование. Бизнес-планЗнакомство с бухучетом Факторы, влияющие на принятие финансовых решений. Риски. Заработная плата.Безработица. Малое предприятие. Затраты. Себестоимость. Калькуляция себестоимости. 12
2 Проектная и исследовательская деятельность «Рекламные обещания. Скидки. Ловушки для потребителя», «Начни свой бизнес», «Презентация идей бизнеса в РР» 5
Итого: 17 ч.
Факультативный курс для 8 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности»^ Общий объём времени – 34 часа
№ Тема Основные понятия Кол-во часов
1. Введение. Планирование бизнес-карьеры. Финансы, финансовая грамотность. Карьера. Работа. Профессия. 1
2. Рынок труда. Заработная плата. Принятие финансовых решений.Личное финансовое планирование. Основные стратегии принятия обоснованных решений. Факторы, влияющие на принятие финансовых решений. Риски. 2
3. Трудовые ресурсы. Безработица. Циклы деловой активности. Инфляция. Личные финансовые цели. Приоритеты. Планирования достижения целей. 2
4. Покупки с умом. Рекламные обещания. Скидки, Ловушки для потребителя. 2
5. Налоги. Права и обязанности налогоплательщиков. 1
6. Пенсионное обеспечение. Государственная и частные программы. 1
7. Зарабатывание денег. Карьера, трудовой договор. Зависимость зарплаты от образования. 2
8. Другие способы получения денег Деньги. Валюта. Обмен. Аренда, депозит, игра на бирже. 2
9. Финансовые услуги Кредит и его виды. Получение кредита. Кредитная история. Займы, внешние и внутренние. Образование в кредит. 1
10. Биржа. Виды. Игра на бирже. 1
11. Сохранение финансовых накоплений. Инвестирование. Преимущества и недостатки сбережений. Виды сбережений, виды инвестиций. 1
12. Страхование. Страхование жизни и имущества. Виды страхования. 1
13. Предпринимательство как специфический вид деятельности. Что такое малое предприятие. Предпринимательство. Индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество 4
14 Планирование. Бизнес-план. Структура бизнес-плана Проектная деятельность. 4
15 Затраты. Себестоимость. Калькуляция себестоимости. Расчет себестоимости продукции. Прямые и косвенные затраты. 2
16 Азбука бухучета. Баланс. Счет. Бухгалтерская проводка. Актив. Пассив. Дебет. Кредит. 4
17 Основы маркетинга Творческая работа учащихся. Макро и микросреда для компании. SWOT-анализ. Маркетинговые исследования. 3
Итого: 34ч.
Учебная программа для 9 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Общий объём времени – 17 часов
№ Тема Финансовая грамотность Основные понятия Кол-во часов
Области общественного производства и услуг, экология и профориентация История экономики. Главные вопросы экономики Экономика как общественная наука. Три вопроса экономики 1
Экономика РК. Приватизация и разгосударствление Национальная валюта. Приватизация. Способы приватизации. 1
Ограниченность ресурсов и проблема выбора Ресурсы. Факторы производства: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательство. Ограниченность. Выбор. Потребности 2
Финансовые услуги и потребитель финансовых услуг: Банковский счет, платежные карты, депозиты, кредиты, сейфовые хранения, Интернет-банкинг Финансирование. Банк. Банковский счет. Депозит. Кредит. Платежные карты. Банковские услуги. Интернет-банкинг. 2
Защита потребителя в финансовом секторе. Страхование. Потребитель. Права потребителя. Финансовый сектор. Страхование. Виды страхования. 2
Закон спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения Рынок. Цена. Спрос. Шкала спроса. Величина спроса. Предложение. Шкала предложения. Рыночное равновесие. Дефицит. Избыток. 4
2. Проектная деятельность Исследование работы банковского сектора.Профессии банковского сектора. Общество защиты прав потребителя. Карьера. Профессия 5
Итого: 17 ч.
^ Учебная программа для 9 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Общий объём времени – 34 часа
№ Темы Кол-во часов
1 Основы экономических знаний. Зачем нужно изучать экономику? Ресурсы. Главные вопросы экономики. 2
2 История развития экономических отношений в различных странах. Развитие экономики в РК. 4
3 Экономика Республики Казахстан. Этапы экономических реформ. Приватизация и разгосударствление. 4
4 Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Три вопроса экономики. Компромиссный выбор. 2
5 Потребитель в экономике. Рациональное поведение потребителя. 2
6 Банковская система РК. Банковские услуги. 2
7 6. Финансовые услуги и потребитель финансовых услуг: Банковский счет, платежные карты, депозиты, кредиты, сейфовые хранения, Интернет - банкинг. 4
8 Защита потребителей в финансовом секторе. 2
9 Закон РК о защите прав потребителей. Страхование вкладов. 2
10 Виды рынков. Фондовые рынки. Валютные рынки. Биржа. Игры на бирже. 4
11 Профессии банковского сектора. 2
12 Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Построение графиков. 3
13 Бизнес-истории1
Итого: 34 ч.
^ Учебная программа для 10 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Общий объём времени – 34 часа
№ Темы Основные понятия Кол-во часов
Рынок труда Республики Казахстан. Трудовые ресурсы. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата. Закон Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан». Трудовые ресурсы. Заработная плата. Безработица. Виды безработицы. Профсоюзы. 6
Деньги и финансовые институты. Банковская система республики Казахстан. Уравнение денежного обмена. Бартер. Функции денег. Стоимость денег. Банковская система. Национальный банк. Банки второго уровня. Инфляция. 4
Роль государства в экономике. Налоги и налоговая система Республики Казахстан. Государственное регулирование экономики. Косвенное (административное) вмешательство. Прямое (экономическое) вмешательство. Трансфертные платежи. Виды налогов. Кривая Лаффера. Государственный бюджет. Дефицит. Профицит. 6
Экономическая стабильность. ВВП и ВНП. Циклы деловой активности. ВВП. ВНП. Номинальный ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Экономический рост. Экономический спад. Антикризисная политика. 6
Интеграция Республики Казахстан в мировое хозяйство. Глобализация. Интеграция. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Инфраструктура рыночной экономики. Специализация. Сравнительное преимущество. Конкурентоспособность экономики. Стагнация. Кластеры. Технопарк. ВТО. 6
Основы бизнеса и предпринимательства в республике Казахстан.Организационные формы бизнеса Предприниматель. Формы организации бизнеса. Предприятие. Конкуренция. Акционерный бизнес. Акция. Акционеры. 6
Итого: 34 ч.
Учебная программа для 10 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Профильный уровень (лицеи, гимназии, профильные школы).^ Общий объём времени – 68 часов
№ Темы Кол-во часов
Основы экономических знаний. Зачем нужно изучать экономику? Ресурсы. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. 2
История экономики. Западноевропейская экономика. Великие географические открытия. Развитие экономики в Азии. История развития экономических отношений в Англии. Развитие экономических отношений в России. 2
Экономика Республики Казахстан. Этапы экономических реформ. Приватизация и разгосударствление. 2
Ограниченность ресурсов и проблема выбора.Факторы производства. Необходимость выбора. Рациональное поведение. Компромиссный выбор. Кривая производственных возможностей. 2
Спрос. Эластичность спроса. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса. Эластичность. 3
Предложение. Ценовая эластичность предложения. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения по цене. 2
Взаимодействие спроса и предложения. Неравновесные ситуации. Дефицит. Избыток. Изменение рыночного равновесия. 3
Потребитель в экономике. Источники доходов. Сбережения. Расходы потребителей. Реклама. Планирование потребительского бюджета. Потребительский кредит. Страхование. Защита потребителей 4
Производство. Фирмы. Конкуренция.Что такое производство? Основные формы организации бизнеса. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Концентрация производства. 4
Издержки фирм. Закон убывающей отдачи (эффективности). Общие, средние и предельные издержки фирмы. Выручка и прибыль. Правило максимизации прибыли. 4
Рынок труда Республики Казахстан. Трудовые ресурсы. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата. Безработица. Виды безработицы. Закон Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан». 4
Деньги и финансовые институты. Бартер. Что такое деньги? Банковская система республики Казахстан. Инфляция. Уравнение денежного обмена. 4
Роль государства в экономике. Налоги и налоговая система Республики Казахстан. Кривая Лаффера. Государственный бюджет. 5
Экономическая стабильность. ВВП и ВНП. Циклы деловой активности. Экономический рост. Антикризисная политика. 4
Интеграция Республики Казахстан в мировое хозяйство. Глобализация. Инфраструктура рыночной экономики. Интеграция. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Специализация. Сравнительное преимущество. Конкурентоспособность экономики. Стагнация. Кластеры. Технопарк. ВТО. 6
Учебная практика 14
Проведение срезов знаний 3
Итого: 68 ч.
^ Учебная программа для 11 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Общий объём времени – 34 часа
№ Темы Основные понятия Кол-во часов
Основы бизнеса и предпринимательства. Сущность и среда предпринимательства. Предприниматель. Предпринимательство. Деловая этика. Модель бизнеса. 3
Предпринимательство как составляющая рынка. Формы рынков. Рынок. Спрос. Предложение. Рыночная цена. Рыночное равновесие. 3
Организационные формы бизнеса. Типы индивидуального предпринимательства. Регистрация юридических лиц. Формы организации бизнеса. Физическое лицо. Юридическое лицо. Франчайзинг. Товарищества. Коммандитное товарищество. 3
Бизнес-план. Анализ рынка. Бизнес-план. Рынок. Производственный план. Маркетинговый план. Финансовый план. 3
Основные источники финансирования. Банковская система. Рынок ценных бумаг. Финансирование. Источники финансирования. Акция. Облигация. Инвестирование. 3
Бухгалтерия предприятия. Бухгалтерия. Активы. Пассивы. Баланс. Сальдо. Себестоимость. Калькуляция. Приход. Расход. Остаток. 5
Налоговая система в Республике Казахстан. Историческая справка. Налог. Прямые налоги. Косвенные налоги. Налоговая система РК. Индивидуальный предприниматель. Налогообложение. 2
Менеджмент в системе рыночной экономики. Менеджмент. Рыночная экономика. Менеджер. История менеджмента. Великие имена. Открытия. 2
Предпринимательство и менеджмент. Фирма. Структура предприятия. Менеджмент фирмы. Принципы менеджмента. 2
Планирование в системе менеджмента. Решение проблем. Управление ресурсами. Планирование. Мониторинг менеджмента. Мотивация в менеджменте. Контроль в менеджменте. 2
HR- технологии. Трудовые ресурсы. Тесты. Мониторинг. Управление персоналом. Оценка работы персонала. 1
Себестоимость единицы. Себестоимость. Прямые затраты. Косвенные затраты. Цена. Прибыль. 2
Основы маркетинга. 5 «П» маркетинга Маркетинг. Реклама. Маркетинговый план. Стратегия. Финансирование рекламы. 1
Реклама. Реклама. Виды рекламы. История рекламы. Стратегия рекламы. 2
Итого: 34 ч
Учебная программа для 11 класса: «Основы экономики и финансовой грамотности» Профильный уровень (лицеи, гимназии, профильные школы). ^ Общий объём времени – 68 часов
№ Темы Кол-во часов
Основы бизнеса и предпринимательства. Сущность и среда предпринимательства Функции и модель бизнеса. 4
Предпринимательство как составляющая рынка. Формы рынков. Теория спроса и предложения. Рыночная цена. 4
Организационные формы бизнеса. Понятие «физическое лицо». Типы индивидуального предпринимательства. «Франчайзинг». Регистрация юридических лиц. 4
Практика предпринимательства. Предпринимательские операции. Риски. Конкуренция. 3
Бизнес-план. Анализ рынка. Производственный план. Маркетинговый план. Финансовый план. 4
Основные источники финансирования. Банковская система РК.Рынок ценных бумаг. Инвестирование 4
Бухгалтерия предприятия. Баланс. Отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ денежных потоков. Калькуляция себестоимости. 3
Налоговая система в Республике Казахстан. Историческая справка. Корпоративный подоходный налог. Налогообложение индивидуального предпринимателя. 2
Менеджмент в системе рыночной экономики. История менеджмента. Великие имена. Открытия. Менеджмент фирмы. Принципы менеджмента. 4
Планирование в системе менеджмента. Решение проблем. Мотивация в менеджменте. Контроль в менеджменте. 2
HR- технологии. Управление персоналом. Оценка работы персонала. 2
Себестоимость единицы. Косвенные затраты. Установление цен. 2
Продажи. Основы менеджмента в реализации товаров. 1
Основы маркетинга. Что такое маркетинг? Маркетинговый план. Маркетинговая стратегия фирмы. 5 «П» маркетинга 3
Реклама. История рекламы. Стратегия рекламы. Виды рекламы. 5
Практикум 8
Мониторинг итоговых знаний 3
Итого: 68 ч.
Список использованной литературы:1. Наш дом. Методическое пособие для учителя 4 класс. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы - 2008;2. Программа и методические рекомендации по курсу «Введение в экономику: Наша страна» 5 класс. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы.3. Основы профориентации. Знакомство с профессией. ЦАО «Достижение Молодых», Алматы - 2008.4.Познание мира. Методическое руководство. 4 класс. Алматы. «Атамура» 20005. Технология. 5 класс. Учебно-тематическое планирование, Алматы. «Атамура»6. Технология. 6 класс Учебно-тематическое планирование, Алматы. «Атамура»7. Азбука финансов. Москва – 2007 г.8. 9-11 класс «Менеджмент и экономическое моделирование», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»9.10-11 классы «Банки в действии», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»10. 10-11 классы «Мой финансовый бизнес», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»11. 8-10 класс «Школьная компания», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»12. 5 класс «Наш мир», изд. ЦАО «Достижения молодых»13. 6 класс «Начала бизнеса», изд. ЦАО «Достижения молодых» 14. 7 класс «Мировая экономика», изд. ЦАО «Достижения молодых»15. 7-8 класс «Мировая торговля», изд. ОФ «Джуниор Эчивмент Казахстан»16. 8 класс «Бизнес-карьера», изд. ЦАО «Достижения молодых»17. 9-10 класс «Казахстан в современном мире», изд. ЦАО «Д