Выступление на городском семинаре-практикуме по теме: Формирование регулятивных УУД


Общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №1
отдела образования администрации города Кировское
Выступление на городском семинаре-практикуме по теме: «Формирование регулятивных УУД»
Подготовила Петренко Л. А.,
учитель высшей категории,
учитель-методист, отличник образования
2016
Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). (СЛАЙД 1)
Понятие «универсальные учебные действия» (СЛАЙД 2)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
Выделяют 4 группы УУД. (СЛАЙД 3) Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
[‹ лат. regularis равномерный, правильный] – направление, в котором что-то приводится в порядок или устанавливается планомерность совершения действий, а планомерность диктует последовательность осуществления необходимых связей для достижения конкретной цели. (СЛАЙД 4)
Основой регулятивного существования является единение всех единичных составляющих. Регулятивность относится к управляющим состояниям и принадлежит общей Системе Управления как некоторый её частный элемент"
К регулятивным УУД относятся (СЛАЙД 5):
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль в форме сличения с заданным эталоном
Коррекция
Оценка
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Что же представляет каждый компонент регулятивных УУД? (СЛАЙД 6)
-  Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Учебные действия Типовые задания
Целеполагания Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»
Планирование «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»
Прогнозирование Регулятивные прогнозирования
«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»
Контроль и самоконтроль Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».
Коррекция Регулятивные коррекции
«Установи правильный порядок предложений в тексте»
Оценка Регулятивные оценки
«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»
Саморегуляция Регулятивные саморегуляции.
«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика
По замыслу авторов стандарта «в сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение».
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий целеполагания и планирования. (СЛАЙД 7)
ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло… Такая игра в "кошки-мышки" порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи… Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, на, заваленный многочисленными школьными делами, забудет. Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Формула: перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.
ОБСУЖДАЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Формула: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён?
При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается. Сильный учитель не даст манипулировать собой при таком обсуждении, но всегда учтет и мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з.
Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды д/з, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Поэтому далее мы рассмотрим группу приемов организации д/з.
РЕЗЮМЕ
Формула: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражавших их отношение к уроку, учебному предмету, учителю…. Резюме дается раз в неделю или в месяц.
Некоторые типовые вопросы:
Что нравится на уроках?
Что не нравится на уроках?
Можешь ли ты, учится лучше по предмету?
Что мешает учится лучше ?
Поставь отметку учителю по десятибалльной системе. Обоснуй её.
Но по крайней мере один раз в месяц в каждом классе используйте резюме обязательно. Иногда можно услышать довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.
ВХОД В УРОК
Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. Некоторое количество лет назад распространенным входом в урок был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох, - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и недостаточный.
Формула: учитель начинает урок "с настройки".
Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема для повторения)"
Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет музыкальная фраза. Она может быть мажорно - возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатруяна или "Болеро" Равеля, или минсоно-успокаивающей, как романс Глинки. Можно начинать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса – простого опроса, ибо его основная цель – настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.
Мордашки : Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС
Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономили время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на "5"? (Ученики поднимают руки.) На "4"? На "3"? Спасибо?
Говорят: хорошего понемногу. А идеального еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют не часто.
Светофор
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»
 «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.
 Зеленый сигнал — «Знаю!»
ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ
Формула: учитель приучает детей – особенно это касается младших классов – между заданным творческим вопросом и ответом ученика – пауза 30 секунд
Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос – ответ) иногда допустим, но чаще он способствует "забивает" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос – пауза 30 секунд – ответ.
Диалог: - А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить?
Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
ВОПРОС К ТЕКСТУ
Формула: перед изучением учебника текста ребятам ставится задача: составит к нему список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число – например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. В целом технология применения этого приема та же, что и предыдущего.
ЛОВИ ОШИБКУ!
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ
Формула: ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.
ЗНАКОМЬТЕ С КРИТЕРИЯМИ
Мало того, что учитель оценивает справедливо. Надо, чтобы и ученик был с ни согласен. Достичь этого не сложно.
Формула: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки.
Не так важно, прочтете вы их вслух или вывесите на стене. В первые дни работы в новом классе обсудите проблему оценки. Первые отметки произносятся вслух, обосновываются, а в журнал и в дневник попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы сам ученик оценил свою работу и сравнил свою оценку с вашей. Могут оценить работу и одноклассники.
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Формула: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.
Внимание? В традиционном виде ответ у доски – это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечают, остальные как бы слушают.
И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос стоит не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками.
Упражнения на формирование регулятивных УУД
С целью формирования регулятивных УУД – действий контроля, проводятся самопроверка и взаимопроверка текста. Обучающимся предлагаются тексты для проверки содержащие различные виды ошибок (орфографические, пунктуационные, графические, стилистические, лексические). А для решения этой задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все обучающиеся справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание обучающимся выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действий контроля и осознать его содержание.
Хочу Вам показать, как я использую в работе приёмы для формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые часто использую в работе.
Задание 1. (СЛАЙД 8)
Цель: формировать умения определять цель и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Предмет: русский язык
При изучении темы «Разделительный мягкий знак» предлагаю детям вписать в предложения пропущенные слова. Например: «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Во время проверки выясняется, что задание одно, а результаты разные. Почему? Мы приходим к выводу, что ещё не всё знаем о написании разделительного мягкого знака. Задаю вопрос: «Какова же цель нашего урока и нашей работы? (научиться правильно писать разделительный мягкий знать, определить роль его в словах). Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова)». Так через создание проблемной ситуации обучающиеся сформулировали тему и цель урока.
Задание 2.(СЛАЙД 9)
Чтобы активизировать деятельность обучающегося на уроках чтения я часто использую приём «Лови ошибку». Он эффективен на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении, на уроках внеклассного чтения.
Цель: формировать умения быстро ориентироваться в тексте, находить ошибки, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия
Предмет: литературное чтение
На уроке при проверке по теме «Русские народные сказки» обучающихся объединила в 4 группы. Каждая группа получает фрагмент сказки, где допущена ошибка. Задание детей - найти ошибку. (Приложение 1)
Можно организовывать эту работу в группах, парах, четвёрках. Можно оговаривать о количестве ошибок, допущенных в фрагменте; можно, чтобы дети сами установили количество ошибок. Можно дать один текст каждой группе, можно (при обобщении материала) дать разные тексты.
Чем хорош этот приём:
- позволяет проверить готовность детей к уроку,
- развивает внимание, память, мышление;
- исправляют ошибки, устанавливают последовательность, находят пропущенную часть;
- развивает взаимопроверку, взаимоконтроль;
- развивают самооценку.
Задание 3. (СЛАЙД 10)
Этот приём интересен на любом уроку. Нравится моим детям и на уроке математике. При закреплении в 1 классе темы «Задача» использую этот приём и в парах, и в группах, и самостоятельно.
Цель: формировать умения быстро находить задачи и их составные, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Предмет: математика
Задание: Все ли высказывания являются задачей? Докажи почему?
На ветке сидело 8 воробьёв. 3 птицы улетело.
На ветке сидело 8 воробьёв. Сколько воробьёв осталось?
На ветке сидело 8 воробьёв. 3 синицы улетело. Сколько воробьёв осталось?
На ветке сидело 8 воробьёв. 10 птиц улетело. Сколько воробьёв осталось?
На ветке сидело 8 воробьёв. 3 воробья улетело. Сколько воробьёв осталось?
Задание: Установите соответствие. (СЛАЙД 11, 12, 13)
У Вовы было 7 солдатиков, а у Саши 7 – 2= 5 (с.)
на 2 солдатика меньше. Сколько всего
солдатиков у мальчиков?
У Вовы было 7 солдатиков, а у Саши 7 – 2 + 7 = 12 (с.)
на 2 солдатика больше. Сколько
солдатиков у Саши?
У Вовы было 7 солдатиков, а у Саши 7 +2 = 9 (с.)
2 солдатика. На сколько солдатиков
у Вовы больше, чем у Саши?
7 + 2 +7 = 16 (с.)
- Какое решение лишнее?

Таким образом, сегодня, на мой взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных  условиях. (СЛАЙД 14, 15)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Колобок
(Русская народная сказка)
1. Жили-были старик со старухой.  Вот однажды старик говорит:
- Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.
- А из чего испечь, муки-то нету?
- А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.
Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.
Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на крылечко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку, а по дорожке – прямо в лес.
Ошибка – на крылечко (на окошко)
2. Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц, я тебе частушки спою:
Я колобок, колобок,По амбару скребен,По сусеку метен,На сметане мешан,В печку посажен,На окошке стужен.Я от дедушки ушел,Я от бабушки ушел,От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге – только заяц его и видел!
Ошибка - частушки спою (песенку)
3. Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:
Я колобок, колобок,По амбару скребен,По сусеку метен,На сметане мешан,В печку посажен,На окошке стужен.Я от тётушки ушел,Я от дядюшки ушел,
Я от зайца ушел, От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге – только волк его и видел!
Ошибка – от тётушки ушёл, от дядюшки ушёл
- Какого следующего животного встретил колобок после волка? (медведя)
4. Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса:
- Колобок, колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я колобок, колобок,По амбару скребен,По сусеку метен,На сметане мешан,В печку посажен,На окошке стужен.Я от дедушки ушел,Я от бабушки ушел,Я от зайца ушел,Я от волка ушел,От медведя ушел,От тебя, лиса, нехитро уйти!
А лиса говорит:
- Хорошо поёшь, да вижу я плохо. Колобок, колобок, сядь-ко мне на головку да спой еще разок.
Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче:
Я колобок, колобок,По амбару скребен,По сусеку метен,На сметане мешан,В печку посажен,На окошке стужен.Я от дедушки ушел,Я от бабушки ушел,Я от зайца ушел,Я от волка ушел,От медведя ушел,От тебя, лиса…
Не успел допеть, спрыгнул и побежал дальше в лес.
Ошибка – да вижу… (да слышу), сядь мне на головку (на носик), не успел допеть… (лиса его ам – и съела)