Сердечный дар художника В.И. Степаненко


Ефременко Е.В., преподаватель литературы, ГОУ СПО
«Мариинский многопрофильный техникум»
«Сердечный дар художника
В.И. Степаненко»
Красиво жить - не просто звук пустой,
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой,- тот жизнь красиво прожил,
Воистину увенчан красотой!
Иоганесса Бехер
Искусство - одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности.
Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный вид людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, будит творческие фантазии.
Город Мариинск и его окрестности дают вдохновение многим мастерам.
В нашем городе выросли такие известные художники как Владимир Баженов, Сергей Поползин, А.С. Миняйло только что в художественной школе открылась экспозиция члена Союза художников РФ Геннадия Горенского, последние годы жившего и работавшего в нашем городе и маленький росток большой живописи-Елена Леонова. Так почему бы нам не иметь свою картинную галерею? Очень проблематично, дорого? Но для тех, кто хочет, нет ничего невозможного. Ведь так?
- Я знаю, что в Мариинске очень много талантливых людей,--говорит наш земляк художник Степаненко В. И. - Если в городе будет картинная галерея, какой-то художественный фонд, школа, здесь вырастут многие великие люди. Если будет картинная галерея, я смогу привозить сюда свои новые работы и стану «рупором» для других художников – кемеровских, новосибирских. В Новосибирске я часто организую выставки различного плана: и монументальные, и декоративные, и графические, и тематические. Такая галерея для города – это перспектива, это развитие. Ведь одной выставкой ничего не изменишь, нужно, чтобы было движение. Это как когда камень падает в воду и расходятся волны, но через некоторое время все выравнивается. Движение должно продолжаться, подпитываться, развиваться.
Город стал формироваться, и я вижу, как он растет. Мне приятно, ведь это мой город, моя земля. Может, оттого, что мне всегда хотелось гордиться этим городом, говорить, что я из Мариинска, --сказал Валерий Степаненко, член Союза художников РФ, лауреат премии Губернатора Новосибирской области с сфере культуры и искусства, Почетный работник культуры Новосибирской области.
На счету Валерия Степаненко более ста выставок - всесоюзных, республиканских, региональных, областных, в том числе более двадцати персональных. Полотна художника есть в частных коллекциях и галереях Великобритании, Германии, Франции, Голландии, США, Италии и других странах. Но в Мариинске их будет больше, чем за рубежом. Своим поступком наш земляк неожиданно открыл новые перспективы.
Пришло время для Мариинского музея изобразительного искусства или картинной галереи.
Сердечный дар художника Валерия Степаненко.
Трудно сказать, что наталкивает людей на выбор профессии. Призвание? Окружение? Случай? Иногда все вместе, иногда что-то одно.
Валерий Иванович Степаненко родился 28 июля 1948 года в г. Мариинске Кемеровской области.
- Мариинск – это особый период в моей жизни. С одной стороны, очень трудный, послевоенный. Можно сказать словами Чехова: «В детстве у меня не было детства». Девять человек в семье: родители, бабушка с дедушкой и пятеро детей. Когда все ребята бегали летом купаться, отдыхать, надо было и за хозяйством, и за младшими братьями смотреть – я ведь самый старший. Не видел ничего хорошего, и Мариинск для меня тогда был чуть ли не проклятием. Начиная с того, что я родился в Мариинской тюрьме и провел там первые дни (маму обвиняли в недоносительстве, но оправдали), и кончая тем, что уехал в пятнадцать лет, еще не состоявшийся, птенец, в большой город учиться, где мне тоже было очень нелегко. Отца мы никогда не видели отдыхающим, он все время работал и нас через все это провел. В ноябре 1943 года на него пришла похоронка: погиб в бою под с.Старая Лугава Полесской области. Как оказалось, при осмотре места боя его, присыпанного землей, посчитали погибшим, забрали документы и направили в Мариинск похоронку. Но когда место боя осматривали санитары, Иван Андреевич чуть шевельнул ногой, и это движение заметили. Полгода он пролежал в госпиталях, а вернувшись домой, до конца дней своих трудился на лесокомбинате, заработав непрерывный стаж более 42 лет.
Бабушка художника, не верила в то, что ее сын погиб, постоянно молилась, и он действительно вернулся с войны. В семье не без оснований считают, что она спасла его силой своей молитвы. И еще долго потом 9 Мая отец ходил к городскому мемориалу, где его фамилия числится в списке погибших). А вот браться Екатерины Яковлевны Михаил и Семен не вернулись с полей сражений (стр.431 Всекузбасская Книга Памяти).
Но такое воспитание, пусть оно выражалось в несколько грубой форме, сформировало нас именно теми людьми, которые могли выжить, которые понимали, что такое труд, как достается копеечка, а самое главное – научились уважать людей.
Пятнадцатилетний мальчишка, не расстававшийся с карандашами и красками, когда окончил восемь классов (учился в седьмой школе), поступил в педагогическое училище только потому, что здесь работал необыкновенный человек, Петр Игнатьевич Цаплин. Проучился год. Опытный педагог разглядел в мальчишке талант художника и стал дополнительно заниматься с ним. Однажды Петр Игнатьевич вызвал меня и сказал: «Не знаю, какой из тебя получится педагог, но художник может получиться. Поэтому ты давай-ка езжай, попытайся поступить. Знаешь, не закапывай свой талант и не теряй время, - сказал он ему, посмотрев в очередной раз выполненное задание. - Это может быть твоя судьба». Другие ребятишки играми занимаются, а ему лишь бы рисовать. Сколько я себя помню, столько и рисовал. Отец говорил: «У нас в роду ничего подобного не было. Были там строители, плотники, но это откуда?» «Валерию было еще годика три, так он, едва проснется, сразу спрашивает: а где мой «кандараш?» В школе был редактором стенгазеты, и вот стал членом Союза художников России. Я считаю, что этот дар у него от Бога...»
Моя мама, несмотря на всю нашу бедность, покупала мне кисти, бумагу, краски, приносила журналы с красивыми иллюстрациями, которые я срисовывал. А потом мама – она дитя природы. Я ребенком маленьким был, и мы с ней ходили на луга. Она сорвет цветочек: «Смотри какой!» Она не ставила цель сделать из меня художника, она просто этим говорила: «Посмотри, сынок, несмотря на то, что мы живем в тяжелое время, а в мире столько прекрасного существует!»
Будущий художник по совету педагога решил учиться рисовать.
А как «не закапывай талант»? В семье Степаненко-- пятеро детей. Он, Валера, самый старший, главный помощник отца-фронтовика.
К счастью, летом к Степаненко приехали погостить родственники из Ростова-на-Дону. Узнав о мечте Валеры, тетя сказала: «Ну и пусть он едет с нами». И мама, она всегда поддерживала увлечение сына, согласилась...
В Ростове-на-Дону жил родной брат отца, и он как любимый племянник к нему и приехал.
В Ростовском художественном училище им. М. Грекова уже шли вступительные экзамены. Однако работы юного Степаненко к рассмотрению приняли. А на другой день предложили ему поступить на подготовительные курсы. Полгода занимался на курсах в художественном училище. Подготовительные курсы были платными - сорок рублей в месяц. Валера устроился на завод «Совэлит». Училище окончил с отличием.
«В училище нам вбивали в голову социалистический реализм как единственно верное направление в искусстве, отступление от которого жестко пресекалось, студенту, рискнувшему «видеть» иначе, грозило исключение. Предметом строжайшей тайны у студентов был добытый в порту альбом репродукций Шагала, Пикассо или Клее... И вдруг авторитетный в училище человек говорит: «Забудь всё! Если хочешь стать художником, ищи свою дорогу». Но очень скоро я понял, насколько он прав. Училище заложило мощную профессиональную базу, а в творчестве каждый идет своим путем...»
От советского сурового реализма студенческих лет, совершенно органично и легко перешел к формальному, беспредметному жанру; от зарисовок «земной» бытовой жизни к монументальным «космическим небожителям».
В 1968 году окончил с отличием театрально-декорационное отделение художественного училища в Ростове-на-Дону. Учился у Е.Я. Покидченко, Т.Ф. Теряева. Повышенной стипендии хватало на скромное пропитание в студенческой столовой - хлеб с чаем и какой-нибудь борщок. «Пройти до училища четыре-пять трамвайных остановок для меня был вообще не вопрос. Проезд на трамвае стоил три копейки и столько же стоил калачик». На краски, бумагу, холсты Валера зарабатывал с такими же студентами, разгружая вагоны.
«Всяк по-своему попадает человек из захолустья в большой город. Один по семейным обстоятельствам, другой по служебным, третий сам зачем-то рвется с родины на чужбину, и когда в новых местах складывается жизнь хорошо, плохо или средне, то есть так, как она складывается, мы говорим — «судьба», зная, что невозможно разобраться в бесконечной стихии чем-то таинственным детерминированных случайностей, определяющих судьбу, и что ни один еще смертный не прочел загодя слов, написанных на его роду…»
Окончив театрально–декорационный факультет, Степаненко В.И. получил направление в ленинградскую академию художеств имени И. Репина, но распорядился своей судьбой по–иному — предпочел жениться, затем был призван в армию и вновь оказался в Сибири — проходил срочную службу в Новосибирской области. В театре Валерию Степаненко так и не довелось поработать: он занимался прикладным дизайном и наружной рекламой, чтобы содержать семью, а творческой отдушиной для него стала живопись. Успехи молодого художника заметил Николай Грицюк, в 1976 году рекомендовавший принять Валерия Степаненко в Союз молодых художников.
Начал выставляться с 1974 года. В 1976 году был принят в члены ВТОО молодежного объединения Союза Художников СССР. Работал художником - оформителем, дизайнером в Новосибирском отделении Художественного Фонда России. Занимался оформлением промышленных выставок, праздничных площадей и улиц, интерьеров учебных и промышленных помещений. С 1971 года работает и проживает в Новосибирске.
До 1992 года работал проектировщиком и исполнителем в Новосибирском творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР. С 1974 года участвовал на более чем 104 художественных выставках - региональных, республиканских, всесоюзных и областных, в том числе 24 персональных.
Работы художника находятся в галереях и частных коллекциях Германии, Греции, Италии, Израиле, США. Финляндии, Франции, Польше и России.
Возможно поэтому презентация «Угловорота» в галерее «Chernoff» вызывала колоссальный интерес. В галерее буквально яблоку негде было упасть, более того, несколько картин оказались куплены через несколько минут после церемонии открытия выставки. Одним из покупателей стал дирижер из Бельгии Меир Мински, другим — коллега Валерия Степаненко, маститый пейзажист Леонид Хусточко, громко выражавший восхищение новыми полотнами и заявивший, что автор превзошел самого себя.
Есть художники - наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий. Сам художник, комментируя корреспонденту «Ъ» концепцию своей коллекции, обошелся без превосходных степеней. «Существует круговорот — бесконечное движение круга, которое навевает спокойствие. А острые углы в картинах всегда создают напряжение, способствуют концентрации внимания зрителей. Как вы видите, мои работы разножанровы, разностильны и, я бы даже сказал, разностихийны: среди них и пейзажи, и натюрморты, портреты и сцены из жизни, абстракция, но углы в них не явны, а словно скруглены и запущены в движение, во вращение от негативного к позитивному, от печали и до радости. Я считаю, в этом направлении и происходит движение жизни, развитие, эволюция, и стремился, чтобы зритель почувствовал динамику, чтобы изображения вызывали волнение, пробуждали бы желание расшифровывать мои углы и знаки», — пояснил Валерий Степаненко.
Всего в коллекции «Угловорот» 35 полотен, выполненных насыщенными, сочными красками, по колористическому и композиционному построению зачастую опровергающих каноны живописи. Выделяются философские композиции «Трудные времена» и «Красное дерево», в которых автор заставил конфликтовать материю и дух, не отвергая, впрочем, возможности их единения. Очень привлекательны лирические пейзажи и сцены, такие как «Двое» и «Ссора». По общему мнению первых посетителей выставки, Валерий Степаненко этой коллекцией не просто подтвердил свою репутацию самобытного живописца, но значительно расширил личный творческий горизонт.
«И где бы я ни был, даже за рубежом, когда я работал над картинами – вспоминал мариинские пейзажи, картины из детства, какие-то факты, казалось бы, не настолько замечательные, чтобы о них можно было говорить и писать. Но они «сработали» через годы, и настолько эффектно, что говоришь спасибо, что было так, а не иначе. Просто там, в сознании, лежит, что нужно всегда быть благодарным тому месту, которое дало тебе жизнь, где ты понял, что ты художник, где ты стал человеком. Поэтому я не считаю каким-то своим подвигом, что дарю картины, просто отдаю долг, отдаю с благодарным сердцем».
19 августа 2008 в Новосибирском государственном художественном музее прошла выставка, посвящённая 60-летнему юбилею новосибирского художника Валерия Ивановича Степаненко. Экспозиция «Перекрестки: земные и космические», представила зрителям новые полотна Валерия Ивановича Степаненко. Выставка была посвящена 60-летнему юбилею новосибирского художника. На выставке художника было показано около 180 работ.
«Перекрестки: земные и космические» - живописные рассуждения о вечности. Все пути человека - это долгий путь к намеченной цели, которая кажется достигнута…. Глядишь, а это перекресток, маленькая остановка перед выбором нового пути и новой цели. Порой эти перекрестки мучительнее долгих и трудных дорог. Ответственность выбора тяжелее физических усилий. Не похож Валерий Иванович на васнецовского витязя, изучающего на распутье маршрут - на право пойдешь…, на лево?…, а может, была не была - прямо!
Кредо художника Степаненко – не стоять на одном месте. Не ограничиваться одной темой или одним стилем. Только поиск. Все так и есть, - подтверждает Валерий Степаненко. - Я искал и продолжаю искать себя всю жизнь.
Это бесконечная дорога, на которой немало развилок и перекрестков и на которой нельзя остановиться.
Русский художник Павел Чистяков говорил своим четырнадцати студентам: «Если перед вами кошка, и вы напишете ее до блеска в глазах, до волосинки, то получится 15 кошек (14 картин и одна живая) и ни одного произведения искусства; поэтому вкладывайте в нее свое видение, восприятие, отношение, чтобы я чувствовал, что ее писал художник, а не ремесленник». Работы Степаненко по темам, по стилю и технике разные. Он постоянно ищет что-то новое. Если художник стоит на одном месте и у него нет роста, нет изменений, художник считает это творческой смертью. Он никогда не оставляет зрителя в грустном состоянии, всегда исходит из того, что любая работа, будь она только черной краской написана, должна нести позитивность и надежду, прозвучать оптимистическими нотами.
Он работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетной и абстрактной композиции. Экспериментируя с различными техниками и направлениям, ищет своё. Свойственное только ему видение и восприятие мира, среды обитания, только своё отношение к изображаемому предмету или объекту.
Иногда бывает такое, когда зритель не может чего-то понять. В таких случаях Валерий Иванович просто советует сходить еще раз на выставку. Если хочешь понять художника, ты должен обязательно посмотреть и подумать, чтобы картина стала родной и близкой, чтобы она тебе помогла в чем-то. Ведь работа художника – не для того, чтобы он прославил сам себя.
Горячий цыганско-казацкий темперамент Валерия Степаненко заставляет его принимать решения быстро, порой не задумываясь, но интуитивно естественно. Это видно по графическому рисунку, по цветовым сочетаниям колорита, темам, мотивам и сюжетам композиций.
--Чем больше работаешь, тем больше растешь, тем больше чувствуешь себя слабым. Сколько я работ резал, сколько их сжег… Мне казалось – все, больше я не сяду, не получается то, что хочу высказать. Но живопись, если ты ею заболел, то от нее уже не уйдешь. Чьими силами, не знаю, как, но снова поднимаешься и потом благодаришь за это. Тогда по-другому воспринимаешь мир, людей. Художник, если он будет замыкаться в своем мировоззрении, долго не протянет. Если нет понимания другого человека, ситуации, если ты не видишь выхода, то ничего не сможешь, ничего…
Его картины звучат. Звучат не только мелодией, но и аккордами, даже отдельными звуками. Как будто кто-то нажал на клавишу рояля, рванул струну гитары, провел смычком скрипки или коснулся неведомого инструмента.
В мастерской художника всегда звучит музыка. Начиная с произведений эпохи Возрождения и кончая симфоническими произведениями, джазом и даже «попсой».
«Особое впечатление на меня произвела музыка Игоря Стравинского. Когда я начал искать свой путь в творчестве, Стравинский был для меня потрясением», - русский новатор в музыке, смешавший все представления о стиле и направлениях, был близок Степаненко по духу.
Творчество всегда мучительно, потому что с ним в душе рождается что-то новое. Отзвучать в картине на ту же ноту, которая звучит внутри, невероятно трудно. Он пробовал понять себя и мир через философию и духовные практики. Гностики, Дидро, Декарт, Кант, Шопенгауэр, Бердяев, Ницше, йога, Порфирий Иванов, буддизм... Казалось, вот, нашел. Вот она, истина. Но она ускользала, оставляя в душе смятение. Пока не открыл Библию. В буквальном и переносном смысле. И понял, что искать больше ничего не нужно: Христос - «есмь Путь и Истина и Жизнь» и «нет другого имени под небом сим, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Спастись, по убеждению Степаненко, значит остаться человеком, быть таким, каким ты создан...
Интересны истории создания некоторых работ. Так, картина «Похоронка» имеет биографическую подоплеку. Во время Великой Отечественной войны бабушка художника получила похоронку на сына. Она не верила в то, что ее сын погиб, постоянно молилась, и женское сердце не обмануло – он действительно вернулся с войны. И для художника это очень символичный пример: для всех ты не существуешь, но есть другая сила, есть любовь, есть что-то такое, что может поднять, воскресить, дать силы и заставить жить. Эта работа заставила его пересмотреть свои взгляды, отношение к людям и поверить в себя. Он понял: если у тебя в запасе есть хотя бы один день, то еще не поздно начать все сначала.
Или, например, триптих «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи». За него предлагали большие деньги иностранные коллекционеры. Но художник не продал работу, считая, что подобные им - боль и страдание России - должны оставаться на Родине.«Я решил подарить свои работы Мариинску, во-первых, потому, что это мой родной город. Во-вторых, я могу сюда приехать и посмотреть их. Потому что для каждого художника его работы выношены как дети. Иногда бывает, что работа продана, но она стоит перед тобой как живая. Хочется с ней встретиться, посмотреть, пообщаться, хотя бы на мгновение вернуться в тот период, когда она создавалась», - делится Валерий Степаненко. Помощник председателя регионального отделения Союза художников России, отец пятерых детей готов сотрудничать с творческой интеллигенцией города, давать мастер-классы детям, помогать в организации выставок художников Сибири...
Основные выставки:
республиканская молодежная выставка (1976, Москва), республиканская молодежная выставка (1977, Ленинград - Москва),
отчетная выставка молодых художников (1979, Ленинград),
зональные художественные выставки (Барнаул, Красноярск),
«Голубые дороги Родины», республиканская художественная выставка (1987, Ленинград),
групповая выставка в Sharpsburg, Georgia, США (1998),
групповая выставка, галерея Mario Romanini, Италия (1999),
персональная выставка «Внешторгбанк», г. Новосибирск (2000),
региональная выставка «Мини-графика», Новосибирская картинная галерея (2002),
IX региональная художественная выставка «Сибирь-9» (2003, Иркутск - Томск),
Республиканская выставка современного христианского искусства «В свете твоем узрим свет», г. Красноярск, (2004),
персональная выставка «Угловорот», галерея «Chernoff», г. Новосибирск, (2005),
персональная выставка, представительство Президента РФ в Сибирском Федеральном Округе, г. Новосибирск, (2006),
персональная выставка в торговом центре «Зеленые купола», г. Новосибирск (2007),
персональная выставка, Художественный музей, г. Новосибирск (2008),
X юбилейная региональная художественная выставка «Сибирь-10» (2008, Новосибирск),
персональная выставка «Мои натюрморты», галерея «Лары», г. Новосибирск . Вторая Областная «65 лет Победы», Новосибирский художественный музей, г. Новосибирск (2009),
Выставки в галерее «Галерея №1», галерея «Декарт», г. Новосибирск. Академии Художеств, г. Красноярск (2010).
Работы художника неоднократно отмечались дипломами и грамотами. За участие в выставке "Моя Сибирь" награжден Дипломом Российской академии художеств (2003). Участие в X региональной художественной выставке «Сибирь» отмечено Дипломом и медалью Лауреата выставки. Валерий Степаненко является лауреатом премии Губернатора Новосибирской области 2008 года в сфере культуры и искусства, дипломантом других конкурсов и фестивалей.
22 февраля 2011г. в культурно -досуговом центре «Юбилейный» состоялось открытие персональной выставки новосибирского художника Валерия Ивановича Степаненко «Родному городу. С признанием». Мариинцы впервые увидели работы художника (часть работ коллекции художника), подаренные Валерием Ивановичем городу. Для жителей и гостей города это событие не просто яркое и знаменательное, но и знаковое. К 155-летию г. Мариинска музей-заповедник «Мариинск исторический» стал обладателем коллекции живописи из более 60 полотен.
Он и сегодня бывает в нашем городе, где живет его мама и стоит родительский дом (ул. Центральная. Екатерина Яковлевна – вдова фронтовика, труженик тыла, 42 года проработала в системе Сбербанка. У ветерана труда пять медалей. Но самая большая ее гордость – пятеро детей, которые все стали достойными людьми. Трое из них, включая дочь Ангелину, перебрались в Москву, но задержались в столице недолго: Алексей в Нью-Йорке, а Николай в Варшаве работают в российских посольствах. Устроена жизнь Ангелины. А Валерий и Александр обосновались в Новосибирске.
Каждый человек имеет день рождения, отмечает и юбилеи, но не художник. У художника нет возраста, пока он ищет, работает, удивляется, плачет и, конечно, любит. Об этом повествуют новые полотна художника Валерия Степаненко.
Заключение
18 и 19 апреля 2011г. Валерий Иванович был гостем в нашем учебном заведении. Мы не упустили возможность и взяли у художника интервью.
Жизненные ценности: на первом месте-любовь (к жизни, людям, врагам) , затем-порядочность, пунктуальность и доброта.
Три желания: 1. Чтобы были живы и здоровы родители.
2. не было войны, горя
3. чтобы исполнились желания.
Ненавижу в людях: ложь, воровство.
Хобби: рыбалка и грибы.
Любимые актеры: Е. Леонов, Евстигнеев, О. Янковский
Любимые школьные предметы: литература и история.
Знаменательное событие в жизни: когда пошел в 1-й класс.
Любимые блюда: салаты.
Спорт: 2-й разряд по вольной борьбе.
Не смогли удержаться от соблазна и взяли автограф.
На нас он произвел сильное впечатление: известный художник не только у нас, но и за рубежом, без тени зазнайства, какого-то высокомерия, чванства. Это доброжелательный, обаятельный, щедрый, эрудированный человек, интересный собеседник. А самое главное—любящий сын своих родителей.
Искусство играет важную роль. Оно помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует развитию личности.
Библиографический список
Газета "Вперед" 21 июля 2003г. №92; 03.02.2006г., №9; 19.10.2007г, №83; 26 ноября 2010 г. №90; 10 декабря 2010г. №94; 11 июня 2010г. №43
Интернет-ресурсы
«Курьер», 03.03.2011, №10
Интервьюирование художника и его матери.
Фотодокументы из личного архива.