Урок по биологии Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких.


муниципальное общеобразовательное учреждение «Комсомольская средняя школа Николаевского муниципального района Волгоградской области















Урок биологии в 8 классе «Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких»




Подготовила: учитель биологии
Волошенко О.Н.


















2016-2017 уч.год.

Урок биологии в 8 классе
Тема урока: Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких.
Цель урока:
Образовательная: содействовать формированию знаний о роли кислорода в организме человека; особенностях строения и функционирования органов дыхания и их взаимосвязи.
Развивающая: умение работать с таблицей, текстом, развитие речи.
Воспитательная: формирование культуры здорового образа жизни, уважительного отношения к достижениям российских пульмонологов.
Задачи:
развить умения обрабатывать, выделять главное из полученной информации, умение работать с таблицей.
создать условия для формирования познавательного интереса к теме урока и к предмету в целом.
развить умение выполнять самоконтроль и самооценку.



Этапы работы
Содержание этапа

I




















II
































III



А


























Б







В




































4








5




6







7














Организационный момент
Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель учителя: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесные.



Опрос учащихся по прошедшему материалу.

Цели учителя: продемонстрировать знания учащихся о строении и функционировании системы кровообращения, её значении в организме человека.




Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащихся о строении органов кровообращения, их функционировании и значении в организме человека.

Методы организации работы: словесный , похвала.



Изучение учебного
Материала.


Актуализация опорных знаний.

Цель учащихся: вспомнить органы дыхания, какую функцию они выполняют.

Цель учителя: организовать работу по повторению сведений об особенностях строения и функционирования органов дыхания, формирование здорового образа жизни..

Методы: Диалог, побуждающий от проблемной ситуации, словесно-иллюстрационный.


Постановка учебной задачи.

Формирование мотивации к изучению системы органов дыхания.

Открытие новых знаний.



Цель: содействовать формированию знаний о значении роли кислорода в организме человека, особенностях строения и функционирования органов дыхания.


Методы: диалог, словесно-иллюстрационный, побуждающий от проблемной ситуации (заполнение таблицы) .
















Закрепление.

Цель: осознание учащимися своей учебной задачи.




Подведение итогов урока.



Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной задачи.




Домашнее задание.

Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Цель учителя: научить свободно ориентироваться в строении и функциях системы органов дыхания, воспитание ЗОЖ.

Здравствуйте ребята! Приготовьтесь пожалуйста к уроку. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте сработаем чётко и плодотворно. Успехов всем нам.

















Ребята, мы с вами изучили систему кровообращения, её органы, их строение и функции.
Давайте с вами вспомним, какие органы относятся к системе органов кровообращения?
- Сердце и сосуды.
- А какие мы знаем кровеносные сосуды?
- Артерии, вены, капилляры.
- Какую функцию выполняет система кровообращения?
- Защитную, транспортную и.т.д.
-А с какой целью мы изучали эту систему органов?
- Кровь и сердце выполняют много функций в организме человека. Сердце- жизненно важный орган человека . При остановке сердца наступает смерть.
Ребята, а как вы себя оцениваете? Поднимите руки у кого изучение системы кровообращения вызвало затруднение?
А теперь те ребята, которые хорошо усвоили данную тему. Молодцы. Ну а те ребята у кого возникли затруднения, нам нужно будет с вами поработать над этой темой.









Друзья, сегодня мы с вами будем изучать систему органов дыхания.
Эпиграфом к своему уроку я выбрала слова Аристотеля «Могучее оружие человека в любой ситуации его разум».
-Ребята, а давайте вспомним какие органы вообще относятся к системе органов дыхания?
- Носова полость- ротовая полость- носоглотка- гортань- трахея- бронхи- лёгкие.
- А какую функцию выполняют органы дыхания?
-Газообмен между наружным воздухом и воздухом в лёгких.















А зачем мы изучаем эту систему органов?
- Чтобы разбираться в строении и функциях органов дыхания. Газообмен- важная особенность живых организмов. При прекращении поступления кислорода наступает смерть.


Чтобы решить нашу с вами учебную задачу давайте выстроим её алгоритм.


Разберёмся в значении процесса дыхания.
Изучим строение органов дыхания.

Работа клеток нашего организма связана с потреблением энергии. Энергия освобождается при окислении сложных органических веществ. На эти процессы постоянно расходуется кислород. В организме его запасов нет. Он получает его при дыхании.

Чтобы перейти к решению II задачи, нам понадобиться таблица. Она перед вами. К органам дыхания относятся воздухоносные пути( носовая и ротовая полости- носоглотка- гортань- трахея- бронхи) и лёгкие. Давайте соотнесём изучение нового материала с заполнением таблицы. (Таблица прилагается).

В настоящее время есть раздел медицины, занимающийся проблемами органов дыхания.
Пульмонология- раздел медицины, занимающийся изучением болезней органов дыхания и лёгких. Есть пациенты, которым успешно пересадили данные органы. В России этим занимается Московский НИИ трансплантологии имени В.И. Шумакова. Ведущими пульмонологами России являются Петруша Леонид Викторович, Амелютин Сергей Михайлович. Таким образом,. система органов дыхания одна из важнейших в организме человека.






Какое значение имеет дыхание для организма человека?
Какие органы относят к системе органов дыхания?
Зачем мы изучаем систему органов дыхания?




Ребята, какие цели мы с вами ставили?
-Изучить значение кислорода в организме человека. Строение и функции органов дыхания.
- А как вы думаете, это пригодится нам в жизни?
-Система органов дыхания одна из важнейших в организме человека. Эти знания важны для сохранения нашего здоровья. (оценки).


Друзья, как мы с вами сработали сегодня? Если вам понравилось, поднимите красные жетоны, а если не понравилось чёрные.





Домой параграфы 23-24.
Особое внимание обратите на значение, строение и функции органов дыхания.

Завершить сегодняшний урок, мне бы хотелось словами Философа Сенеки «Жить правильно доступно каждому, жить вечно- никому».

Будьте здоровы, надеюсь, сегодняшние знания помогут вам в этом.








Орган
Особенности строения
Функции









.





























.














.

Система органов дыхания

















Самоанализ урока.

Представляю вашему вниманию разработку урока по биологии в 8 классе. Данный урок относится к теме «Дыхание». Урок –изучение нового материала и первичного закрепления знаний «Значение дыхания. Строение лёгких» входит в основную часть данной темы. На этот раздел по программе отводится 5 часов с учётом этого урока.
Предложенный урок является первым. Поэтому я выбрала урок в форме изучения нового материала, помогающий решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Цели урока я определила следующие:
Образовательная: содействовать формированию знаний о роли кислорода в организме человека; особенностях строения и функционирования органов дыхания и их взаимосвязи.
Развивающая: умение работать с таблицей, текстом, развитие речи.
Воспитательная: формирование культуры здорового образа жизни, уважительного отношения к достижениям российских пульмонологов. Исходя из этих целей, мною были выбраны следующие этапы урока:
I этап –Организационный момент- эмоциональный настрой на урок.
II этап- Целеполагание и мотивация.
III этап – Актуализация опорных знаний.
IV этап- Изучение и первичное закрепление знаний.
V этап- Закрепление и осмысление учебной информации.
VI этап-Подведение итогов. Рефлексия.
Целью первого этапа моего урока было способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Создать положительный эмоциональный настрой. IV этап урока, изучения учебного материала, осуществлялся посредством словесного, наглядного, побуждающего от проблемной ситуации методов, метода использования ИКТ.В ходе урока активность учащихся поддерживалась работой с таблицей, учебником, текстом. Эти приёмы позволяют лучше мотивировать учащихся на изучение нового учебного материала. Помогают более открытому диалогу между учащимися и учителем. Способствуют формированию умений работать с текстом, таблицей, находить и вычленять нужную информацию.
Общей целью этого этапа урока является организация работы по повторению знаний о системе органов дыхания, изучение строения и функционирования данных органов у человека.
Данный урок имеет большую межпредметную связь с химией. Он очень важен и в плане новой итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов.
III этап Рефлексия ( подведение итогов). Основной целью этого этапа является формирование умений учащихся, направленных на осознание ими своей учебной задачи. Показателем эффективности проведенного урока можно считать удовлетворенное состояние учащихся, выходящих из урока.




Заключение.
При планировании данного урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Происходило чередование различных видов деятельности, осуществлялась межпредметная связь.
На уроке реализованы следующие принципы: системность, научность, доступность. Я стремилась к тому чтобы на уроке преобладал диалог, а не монолог. Дети активно отвечали на вопросы. Учащиеся были заинтересованы в течении всего урока и вовлечены в работу. Я думаю что ученики усвоили материал что подтвердил итог урока. На уроке действовал принцип комфортности. В классе была создана и поддерживалась атмосфера доброжелательности, увлеченности, позволяющая раскрыться и поверить в силы каждому ученику. Результатом данного урока можно считать повышение интереса учащихся к изучению биологии, стимулирование их учебной активности.


15