Памятки для учащихся. Синтаксический разбор предложения (3-4 кл)
Синтаксический
разбор предложения
1. По цели высказывания:
- повествовательное (. или ...) (Повеств.)
- вопросительное ( ? ) (Вопр.)
- побудительное ( . или !) (Побуд.)
2. По интонации:
- восклицательное ( ! ) (воскл.)
- невосклицательное (. или ?) (невоскл.)
3. По наличию грамматическ. основы:
- простое [ - = ]. (простое)
- сложное [ - = ] , [ - = ]. (сложное)
4. По наличию второстепенных и
однородных членов:
- распрост.; нераспр. (распр./нераспр)
- осложнено однородн. чл./ без однор. чл.
5. Грамматическая основа:
- главные члены: подлежащ. и сказуемое.
6. Второстепенные члены: (словосочет.)
- определен., дополнен., обстоятельств.
7. Части речи (чем выражен каждый
член предлож.): сущ., прил., глаг., мест.,
нареч., пр. (предлог), с. (союз), ч. (частица).
Главные
члены предложения
Грамматическая основа:
подлежащее – обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что? (в И.п.)
сказуемое – показывает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы
что делает? что делают?
Второстепенные
члены предложения
Определение
М.р. какой? чей? который?
Ж.р. какая? чья? которая?
Ср.р. какое? чьё? которое?
Мн.ч. какие? чьи? которые?
Дополнение
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. доволен кем? чем?
П.п. думаю о ком? о чём?
Обстоятельство
Где? Куда? Когда? Откуда?
Как? Зачем? и Почему?
15