Выступление на семинаре-практикуме для завучей Организация работы по формированию ЗОЖ с учащимися с ОВЗ
Выступление
на научно – практической межведомственной конференции
«Формирование здорового образа жизни.
Передовой опыт социально – педагогической работы с детьми и семьями.»
Подготовлено:
Учителем физкультуры МКС(К)ОУ
школы VIII вида «Надежда»
Шишовой Л.М.
Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с обучающимися в коррекционной школе VIII вида
Шишова Лилия Михайловна учитель физкультуры, педагог – организатор по спортивно – массовой работе
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда» г.Коломна
Школой поставлены следующие цели и задачи:
воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных условиях;
сохранение жизни и здоровья обучающихся;
создание оптимальных условий, способствующих развитию учащихся и повышению на основе этого уровня их воспитанности: воспитание в детях толерантного отношения к людям и происходящим событиям в мире;
создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ученика; развитие школьного ученического самоуправления, активной деятельности детей;
сохранение и приумножение школьных традиций; расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью привлечения специалистов в различных отраслях воспитательной деятельности.
Отличительными особенностями детей является неустойчивость характера и психики, акцентуации характера, свойственны детям определенного возраста. Вследствие своих интеллектуальных возможностей дети с умственной отсталостью очень часто бывают ведомы (легко поддаются негативному влиянию со стороны окружающих), в своей работе учителя и воспитатели образовательного учреждения обращают внимание на эти важные факторы и проводят работу по следующим направления с целью формирования ЗОЖ и профилактике вредных привычек:.
Направления работы по формированию ЗОЖ и профилактике привычек:
Работа с семьей по повышению знаний и формированию положительной мотивации к ЗОЖ.
Работа с педагогами по повышению компетентности в приобщения детей к ЗОЖ.
Информационно - пропагандистская деятельность по повышению уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на организм человека, возможностях его снижения и способах укрепления здоровья.
Физкультурно - оздоровительная деятельность и работа с детьми по формированию интереса к ЗОЖ.
Работа с семьей по повышению знаний и формированию положительной мотивации к ЗОЖ.
Взаимодействия школы и семьи строится по следующим направлениям:
информационное;
воспитательно - развивающее;
охранно - оздоровительное;
контролирующее;
бытовое.
Эти направления решают такие задачи как:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
активное участие родителей в воспитании детей.
Свою работу школа осуществляет посредством таких мероприятий:
лектории (о личной гигиене и распорядке дня, об организации двигательного режима школьников);
общешкольные родительские собрания; пропаганда культуры питания в семье;
консультации родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья;
приглашение родителей на школьные спортивные мероприятия, в которых взрослые принимают активное участие.
Из диагностики, проведенной по результатам анкетирования с родителями можно сделать выводы о том, что у большинства родителей изменилось отношение к вопросу воспитания детей и их здоровью, во многих семьях проведение бесед по ЗОЖ стало неотъемлемой частью жизни семейных отношений.
Работа с педагогами по повышению компетентности в приобщения детей к ЗОЖ.
Для того чтобы грамотно и правильно спланировать свою коррекционно - воспитательную работу, педагоги школы в первую очередь обращают внимание на работу с медицинской документацией, внимательно изучают личные дела вновь прибывших учащихся. Использование диагностических методик позволяет выявлять способности учащихся, акцентуации характера, нравственно – психологические особенности трудного подростка, психологический климат в коллективе, а проведение различных мониторингов (воспитанности, мотиваций), анкетирований помогает определить уровень воспитанности , мотиваций, выявить занятость учащихся вне школы, изучить познавательные интересы, отношение к школе, отношение к сквернословию, отношение к ЗОЖ, лучше узнать семьи подопечных.
Ответы на наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся здоровья учащихся, возможности вовлечения того или иного ребенка в спортивно – оздоровительное мероприятие или игру, организации и проведении спортивных часов и прогулок в режиме группы продленного дня, педагоги получают на консультациях у медицинского работника образовательного учреждения и педагога – организатора по спортивно – массовой работе.
На методических советах ежегодно составляется план оздоровительной и спортивно – массовой работы, на заседаниях методобъединений педагоги охотно делятся опытом своей работы.
Информационно - пропагандистская деятельность по повышению уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на организм, возможностях его снижения и способах укрепления здоровья.
К этой деятельности относится выпуск стенгазет о здоровье, вредных и полезных привычках, оформление стенда с отчетами о спортивных событиях в школе, лучших спортсменах школы. Сами учащиеся также принимают участие в творческих конкурсах рисунков и плакатов о здоровье и спорте. В городском конкурсе стенгазет о ЗОЖ наша школа заняла 2 место.
Традицией стало приглашение на Дни здоровья известных спортсменов: в 2011 году это был Кадулов Игорь Петрович, уроженец Сахалина, чьим именем назван трамплин для прыжков на лыжах на этом острове. В 2012 учебном организована встреча с Коляскиным Сергеем Викторовичем, чемпионом Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, Мастером спорта Международного класса, участником международных соревнований по академической гребле.
Оздоровительная деятельность и работа с детьми по формированию интереса к ЗОЖ.
В школе существует спортивная команда, в состав которой входят 10 человек, большинство из них это трудные дети и дети, относящиеся к «группе риска». Спортсмены принимают активное участие в различных соревнованиях, проводимых Федерацией спорта инвалидов Московской области и благотворительной организацией «Абсолют Помощь», где показывают совсем не плохие результаты.
Хотелось бы отметить, что в состав команды входят «трудные подростки» и «дети группы риска».
В школе работают три спортивных кружка: Бадминтон, Спортивный, Баскетбол. Занятия проводятся согласно расписанию. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей учащихся и направлены на развитие общефизических навыков: точности, выразительности, мелкой моторики, памяти, смекалки, мышления, гибкости, выносливости, ловкости, координации движений, укрепление здоровья.
Обязательная часть занятий – это инструктаж по технике безопасности, правилам поведения во время спортивных занятий, что позволяет сохранять здоровье во время занятий спортом. Благодаря творческой работе руководителей таких объединений, как «Орлята», «Звонница», «Занимательная математика» с учащимися активно проводится внеклассная работа в школе. Дети проявляют заинтересованность, желание участвовать в общешкольных и городских мероприятиях, проводимых в системе образования согласно общешкольному и городскому плану работы.
Большинство учащихся нашей школы охвачены занятиями в кружках не только в стенах нашего образовательного учреждения. Это воспитанники ДЮСШ по игровым видам спорта (Шебаршов Роман), по академической гребле (Смирнов Данила), ДЮСШ Олимпийского резерва по конькобежному спорту (Минкевич Станислав), ДЮСШ по тяжелой атлетике (Леднев Владислав), ДЮСШ по боевым единоборствам (Целых Алексей), военно – патриотического клуба «Святогор» (Пронин Дмитрий), Дети активно принимают участие и в Днях здоровья, где для них проводятся различные соревнования, по результатам этих соревнований они получают грамоты, что является стимулом для детей.
Классные руководители постоянно проводят тематические классные часы по формированию навыков ЗОЖ, интереса к занятиям спортом и ответственному отношению к своему здоровью.
На педагогическом совете в августе 2011 года было принято решение об организации работы по борьбе с курением, в результате которой было решено добиться отказа от курения в образовательном учреждении. На 70 % совместными усилиями всего коллектива школы эта проблема решена следующими приемами и методами: перемещение учащихся из школы в мастерские осуществляется под руководством учителей трудового обучения, пятница в школе объявлена Днем отказа от курения. Старшеклассники с пониманием относятся к данному положению дел.
По результатам анкетирования, проведенного среди учащихся среднего звена и их родителей, можно заключить следующее: отношение к здоровью у детей изменилось в лучшую сторону; дети стали более серьезно относиться к проблеме ЗОЖ; родители удовлетворены работой школы в данном направлении.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215