Научно-исследовательская работа «СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ»
XIX КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАУЧНЫЙ ОЛИМП»
Направление конкурса: «Гуманитарные науки»
научно-исследовательская работа
«СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: ПРОБЛЕМА,
КОТОРУЮ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ»
Исполнители:
Вернер Людмила Леонидовна
Бобырь Юлия Алексеевна
студентки 3 курса
экономического отделения
ГАПОУ СО КИК
Научный руководитель:
Дрожжина Альфиза Минигаяновна
преподаватель экономических дисциплин ГАПОУ СО КИК
Екатеринбург 2016
XIX КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НАУЧНЫЙ ОЛИМП»
Направление конкурса: «Гуманитарные науки»
научно-исследовательская работа
«СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО: ПРОБЛЕМА,
КОТОРУЮ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ»
Екатеринбург 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .
4
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА..
7
1.1.
Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления.................................................
7
1.2.
Состояние и динамика проблемы сиротства в России..
11
1.3.
Профилактика социального сиротства
19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОТУРЬИНСКА К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА.
22
2.1.
Социальное сиротство в Краснотурьинске
22
2.2.
Социологическое исследование сиротства в Краснотурьинске.
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..
32
ПРИЛОЖЕНИЯ
33
ВВЕДЕНИЕ
Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан.
В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало сиротство. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики. Несмотря на ряд позитивных тенденций, который стал заметен в последние годы, ситуация с сиротством продолжает оставаться крайне сложной, о чем свидетельствуют статистические данные.
Общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся в России без попечения родителей, на конец 2015 года на учете находились сведения о 73 тысячах детях-сиротах, что почти на 90 тысяч меньше, чем в 2009 году. Такие результаты стали возможны по целому ряду причин. В частности, в России почти в два раза увеличилось количество кандидатов в усыновители и приемные родители.
Основная причина роста социального сиротства объясняется сложной социально-экономической ситуацией в стране и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, а также отсутствием механизмов выявления «трудных» семей на ранней стадии, недостаточной профилактикой данной проблемы. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.
Однако решение проблемы сиротства зависит не только от государства. Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество.
Каково отношение населения города Краснотурьинска к проблеме социального сиротства? Какие причины сиротства выделяют краснотурьинцы? Как оценивают действия городской власти по решению данной проблемы? Готовы ли взять на себя ответственность за судьбы детей? Изучению этих вопросов и посвящено исследование.
Объектом исследования является социальное сиротство, как одна из главных проблем российского общества.
Предмет исследования – отношение населения города Краснотурьинска к проблеме социального сиротства.
Гипотезой исследования было определено следующее положение - решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества и каждого человека в частности.
Цель исследования - выявить динамику социального сиротства в городе Краснотурьинске, изучить отношение краснотурьинцев к проблеме социального сиротства и определить пути решения данной проблемы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть содержание понятия «социальное сиротство», выявить причины появления данного социального явления.
Охарактеризовать различные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявить отношение населения города Краснотурьинска к проблеме социального сиротства.
Определить основные пути решения проблемы социального сиротства.
В основе исследования проводилось анкетирование, разработанное кандидатом философских наук К.М. Южаниновым, заведующим кафедрой социальной работы философского факультета Томского государственного университета. Также проведены опрос специалистов отдела опеки и попечительства администрации города Краснотурьинска и анализ материалов официальной статистики города Краснотурьинска.
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия:
сирота (сиротство);
социальный сирота (социальное сиротство).
Сиротство – социальное понятие, которое отражает положение детей сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством, для оказания адресной помощи Федеральный Закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» используют несколько понятий детей-сирот.
Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.
В числе непосредственных причин сиротства назовем следующие:
добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
отказом родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны, находящимися в лечебных учреждениях, отбывающими наказание в местах лишения свободы и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
К условиям, провоцирующим социальное сиротство можно отнести следующие:
Социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи.
Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).
Педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку.
Снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги.
Неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
Исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства.
Развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности.
Рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения, как следствие разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи.
Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
За последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.
Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать.
По данным исследователей проблемы 90% бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40% наркоманами, 10% заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% способны к полноценной самостоятельной жизни.
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
Сегодня проблемы устройства детей-сирот находятся в центре общественного внимания, являясь одним из приоритетов в социальной политике государства. Президент Российской Федерации В.В.Путин в мае 2006 года в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации сделал акцент на необходимости разработки механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. В 2007 году стартовала Федеральная целевая программа «Дети России», состоящая из нескольких подпрограмм. Одним из направлений подпрограммы «Дети и семья» является – «Дети-сироты», задачи которого «профилактика социального сиротства, постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
1.2. Состояние и динамика проблемы сиротства в России
Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX века, обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющиеся в том числе в ослаблении родительских функций, в уменьшении ответственности многих родителей за содержание и воспитание детей. Отчуждение части родителей от собственных детей, произошедшее в последние десятилетия по причине алкогольной и наркотической зависимости все большего числа родителей, привело к широкому распространению беспризорных и безнадзорных детей, которые в основном относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С начала 1990-х годов и вплоть до середины 2000-х наблюдался ежегодный рост числа выявляемых детей-сирот, а также увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Покажем, как развивалась ситуация с сиротством в обозначенный период. Если в 1993 г. количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 81,4 тыс., то в 2005 г. 133 тыс.
В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приведены данные Росстата (формы 103-РИК), согласно которым в 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения 727,1 тыс. (в 2005–2006 гг. 726,6 тыс.).
Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве А. И. Головань в докладе, представленном на международной конференции во Франции в 2008 г., сообщил о 748 тыс. детей-сирот в России (по состоянию на 1 января 2007 г.).
В официальных статистических данных различных структур проявляются незначительные расхождения в оценках количества детей-сирот, что нельзя сказать об экспертных оценках, которые располагаются в диапазоне от одного до нескольких миллионов детей-сирот. В данной работе мы будем оперировать официальными статистическими данными, хотя очевидно, что они свидетельствуют только о выявленных случаях семейного неблагополучия. Реальное число детей, относящихся к категории социальных сирот, т. е. проживающих в семьях, где родители не выполняют свои обязанности по должному содержанию и воспитанию детей, гораздо выше.
Однако эти оценки крайне субъективны, поскольку отсутствуют критерии семейного благополучия/неблагополучия. Согласно российскому законодательству ребенок подлежит изъятию из родительской семьи в случае наличия угрозы жизни и здоровью ребенка. Крайне невнятная формулировка предоставляет возможности для волюнтаризма чиновников, принимающих решения об изъятии ребенка из семьи.
Так, различные проявления насилия по отношению к ребенку, употребления родителями алкоголя или наркотиков, семейных конфликтов, бедности семьи, в том числе плохие материальные, бытовые, жилищные условия, могут послужить поводом для изъятия ребенка из семьи. Если в одних ситуациях вопрос о семейном неблагополучии и, как следствие, необходимости изъятия ребенка из подобной семьи очевиден и однозначен, то в других эти вопросы представляются крайне сложными и неоднозначными. Поэтому в данном аспекте целесообразно использовать ресурс социальной экспертизы. Речь идет о снижении субъективизма в принятии крайне важных решений, затрагивающих жизнь и функционирование семьи, посредством экспертного обсуждения при принятии решений.
Вернемся к масштабу проблемы сиротства. Итак, мы остановились на том, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло чрезвычайно высокого уровня, что позволило многим экспертам заявлять о реальной угрозе национальной безопасности. Эта проблема не осталась не замеченной и высшими органами российской власти, что отразилось в комплексе мер, направленных на ее решение.
По данным в 2014 году было выявлено 61 621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в 2013 годом. В 2013 году - 68 770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом), 2012 году было выявлено 74 724 ребенка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом).
Несмотря на ряд позитивных тенденций, который стал заметен в последние годы, ситуация с сиротством продолжает оставаться крайне сложной, о чем свидетельствуют статистические данные. Общее количество детей, оставшихся без попечения родителей с 2007 по 2014 г. сократилось с 124384 до 61621 (Приложение 1).
За первый квартал 2015 года число сирот было снижено на 13% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
В начале второй декады XXI века основной причиной социального сиротства в стране является дисфункция родительства, обусловленная прежде всего нарастанием масштаба алкоголизации и наркотизации современных российских мужчин и женщин. Образ жизни, который ведут многие родители, вынуждает органы государственной и муниципальной власти ограничивать или лишать их родительских прав, а детям выбирать соответствующую форму устройства. Причем для большинства мужчин и женщин ограничение или лишение их родительских прав не являются поводом для изменения своего образа жизни. По сведениям доклада «Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем», представленного в 2013 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2012 г. 80% российских граждан, ограниченных в родительских правах, подвергнуты такой мере из-за своего поведения и в дальнейшем только 18% смогли вернуть свой статус родителя. Случаи восстановления родительских прав после их утери составляют только 2–3%.
По данным Рособразования, численность детей, родители которых были лишены родительских прав, в период с 1995 по 2008 г. выросла в 2,3 раза (с 31 403 до 74 492 человек). С 2008 г. начала происходить постепенная реструктуризация системы мер в пользу ограничения в родительских правах, однако на долю этой меры к 2013 г. приходится менее 10% от общего числа случаев выявления детей, оставшихся без попечения родителей. В 2013 г. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, составила 64,7 тыс. человек. Более 5,5 тыс. детей отобраны у родителей при непосредственной угрозе их здоровью и жизни.
Лишение родительских прав это крайняя мера, которая выносится судебным решением, когда другие (в частности, социально профилактические мероприятия или ограничение родительских прав) уже опробованы и не привели к изменению ситуации. Ограничение родительских прав предполагает комплекс мер по социальной реабилитации семьи. От ее результатов зависит выбор формы устройства ребенка, отобранного из социально дезадаптированной семьи: возвращение в родительскую семью, усыновление, опека (попечительство), приемная или патронатная семья, институциональное учреждение интернатного типа.
Отказ от новорожденного ребенка является еще одним источником социального сиротства. Оставление ребенка сразу после его рождения хотя и не является широко распространенным явлением, но может иметь не менее, а в некоторых случаях и более пагубное воздействие для ребенка, нежели его изъятие из семьи в старшем возрасте. По сведениям доклада «Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы», подготовленного в 2013 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ежегодно в России социальными сиротами становятся не менее 5% новорожденных (от 12 до 16 тыс.), от которых матери отказываются в родильных домах.
Каждый конкретный случай отказа от ребенка имеет свои собственные причины, наиболее типичные связаны с социально-экономическими и психологическими факторами, а также с различными зависимостями и заболеваниями. Некоторые из этих причин имеют региональную специфику. По данным благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», в среднем по регионам около 30% матерей страдают от серьезных зависимостей, что не позволяет им заботиться о своих детях.
В Москве и Московской области одна из основных причин отказов от новорожденного ребенка это трудовая миграция, а, например, в Томске очень большой процент отказов среди молодых студенток, не готовых к материнству. Женщина, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, зачастую хотела бы воспитывать ребенка, но сомневается в своих возможностях, особенно если проблема вызвана материальным фактором. Специалисты обозначенной общественной организации приводят данные , согласно которым процент матерей, оставляющих после профилактической работы ребенка себе, доходит до 50, а в некоторых случаях до 70%, что почти в два раза выше, чем соответствующие показатели в странах Запада (там же). Это еще раз подтверждает необходимость активного использования профилактического ресурса государственных и общественных организаций для предотвращения отказов от новорожденных детей.
Павел Астахов отметил при выступлении на XI Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, политика Уполномоченных, направленная на профилактику социального сиротства, расширение всех форм семейного устройства детей-сирот, поддержку семьи, возрождение традиционных семейных ценностей в области воспитания детей в Российской Федерации за период 2009-2014гг. привела к следующим результатам:
- на 40% сократилось число детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 2009 году было выявлено и учтено 106,7 тыс., то в 2014 году – 61,6 тыс.;
- на 30% сократилось количество учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А численность их воспитанников – более чем на 40%;
- на 21,9% снизилось число детских домов. Если в 2009 году их было 1095, то в 2014 стало году 819, а число проживающих в них детей сократилось более чем на 40%.
Что касается семейного устройства детей-сирот, то в 2014 году свои семьи обрели более 63 тысяч детей. 56 тысяч детей были переданы под опеку, 6,5 тысячи детей усыновлены гражданами России, а около тысячи иностранцами.
Однако российские граждане берут под опеку/усыновляют все меньше детей. Еще в 2007 году эта цифра составляла 124 тысячи, причем усыновлены были 14 тысяч детей. Год за годом количество детей, которые обрели новые семьи, неуклонно снижается. Так, в 2010 году их было около 74 тысяч, а уже два года спустя только 63 тысячи.
По словам главного детского омбудсмена России Павла Астахова за последние пять лет количество сирот в России сократилось на 40 процентов. Примечательно, что это происходит на фоне сокращения количества детских домов: пять лет назад их было 1095, а сейчас 819.
Увеличивается и количество детей-инвалидов, которые обретают семьи. В 2010 году их было 1329 а в 2014 году новую семью обрели 1749 детей.
Проживание детей-сирот в специализированных учреждениях непосредственно связано с определенным риском как для их здоровья, так и для их дальнейшей социальной адаптации.
Состояние здоровья современных российских детей оставляет желать много лучшего. Особую тревогу вызывает состояние здоровья детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Воспользуемся информацией по этому вопросу, приведенной в совместном докладе Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей», представленном в 2013 г. «По итогам всероссийской диспансеризации детей 2002 г. доля здоровых детей составляла 33,9%. К 2013 г., по данным ежегодной диспансеризации, среди 13,58 млн. детей, обучающихся в школах, только 20,8% имеют первую группу здоровья (практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска), а 20,7% детей имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. В критическом положении находится здоровье детей-сирот и детей в трудной жизненной ситуации. По результатам диспансеризации в 2007–2013 гг. 798,6 тыс. таких детей, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранении, образования и соцзащиты, в первую группу попали всего 4,1%, а в группу с хроническими и инвалидизирующими заболеваниями 62,4% детей.
Не менее актуальна проблема социальной адаптации выпускников специализированных интернатных учреждений для детей-сирот. Большинство таких детей недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни по завершении пребывания в учреждениях, что отражается в цифрах официальной статистики и результатах социологических исследований, согласно которым лишь немногим выпускникам сиротских учреждений удается полноценно адаптироваться к социальной среде. Причем ситуация не меняется на протяжении последних двух десятилетий.
На самом деле, разобраться в количестве сирот не так-то просто. А дело все в том, что статистика почему-то объединяет, как правило, и тех детей, что потеряли родителей в результате гибели, и тех детей, от которых родители отказались или у родителей которых их изъяли. К слову сказать, ежегодно в России лишают родительских прав 50 тысяч отцов и матерей, при этом 44 тысячи человек из обозначенных 50 тысяч теряют детей из-за собственного алкоголизма или наркомании.
Все эти десятки тысяч взрослых служат причиной того, что в современной российской действительности детские дома лишь разрастаются. Все эти алкоголики и наркоманы, производящие на свет детей и не способные их воспитать являются смертельным ядом для России. Потому как способствуют размножению в 90% случаев социально не адаптированных в будущем людей.
Чтобы изменить ситуацию, необходим ряд профилактических мер: разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни, а также пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих планировать беременность и вставать на учет в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин, брать детей под опеку и на усыновление. Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное - изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приемным семьям, детям-сиротам и собственным детям
1.3. Профилактика социального сиротства
Социальное сиротство – один из самых тяжелых симптомов болезни, поразившей современные российское общество и государство. Об этой проблеме нелегко говорить, но приходится, ведь речь идет о том, что важнее всего – о наших детях, о будущем нашей страны.
Один из наиболее распространенных социальных феноменов, непосредственно влияющих на статистику сиротства – материнское отказничество. Чаще всего оно обусловлено ранней или нежелательной беременностью, неготовностью к материнству или незавидной для матери перспективой – воспитывать ребенка в одиночестве. С отказницами должна проводиться серьезная психологическая работа, и, надо сказать, в большинстве зарубежных стран она давно и успешно проводится.
Так, программа предупреждения социального сиротства в Швеции, США и ряде других стран предусматривает наличие при роддомах специальных женских кризисных центров, где с матерями-отказницами работает целый штат опытных психологов и социальных работников. Посетительницы таких центров могут пользоваться их услугами до четырех месяцев. Кроме того, государство обычно предоставляет одиноким матерям крупные ежемесячные пособия, позволяющие им не работать и сидеть с ребенком от трех до одиннадцати лет.
В России же подобных методов профилактики раннего социального сиротства до сих пор не существует. Но это лишь одна из проблем. Кроме психологической реабилитации отказниц мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с неблагополучными семьями. Ведь тот факт, что родители не отказались от ребенка сразу и пытаются его воспитывать, еще ни о чем не говорит. Очень часто неготовность родителей к ответственности за своего ребенка проявляется не сразу, а только при столкновении с определенными проблемами: потерей работы, жилья, болезнью одного из родителей. Очень часто подобные кризисные ситуации приводят к грубости и насилию в семье, к родительскому алкоголизму. Дети оказываются на улице или в интернате, пусть даже самом лучшем, но, все же, не способном заменить им семью. Программа по профилактике социального сиротства должна включать взаимодействие с такими семьями на всех стадиях. И сегодня для этого уже делаются некоторые шаги.
Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются у нас органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работала эффективно. Доставшаяся нам в наследство еще с советских времен, она изначально не была рассчитана на тесное взаимодействие с семьей. Предполагалось, что на конкретную семью должны воздействовать такие общественные объединения как профсоюзы, комсомол, парторганизация – самые тонкие и чуткие (в кавычках) психологи советского государства. Создатели системы не сомневались, что неблагоприятные случаи будут единичными. Существовала даже норма: один инспектор на пять тысяч детей. Разумеется, ни о какой профилактике социального сиротства в подобных условиях и речи быть не могло. Основной акцент делался, и, отчасти, делается до сих пор не на профилактике сиротства, а на содержании и развитии специальных учреждений для детей-сирот, которые, как уже говорилось выше, по определению не способны заменить ребенку семью.
Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде наиболее инициативных общественных организаций, предпринимаются определенные попытки профилактики сиротства и безнадзорности, однако о полной ликвидации социального сиротства как явления говорить еще очень преждевременно. К примеру, не так давно правительством Москвы был принят проект о профилактике социального сиротства. Одно из основных положений этого документа предполагает тщательное выявление неблагополучных семей и оказание им адресной помощи, психологической и материальной. Выявление неблагополучных семей должно входить в обязанности сотрудников всех учреждений, работающих с населением – милиции, детского сада, школы. С департаментом семейной политики может связаться каждый, кому что-либо известно о таких семьях. Помимо государства в деле преодоления социального сиротства огромную роль играют общественные организации. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье или находящимся в условиях социальной депривации.
В 2010 году стартовала Общенациональная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми и нарушению прав ребенка. Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Однако, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно. Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, с недавних пор успешно действует такая практика возмездной опеки над детьми-сиротами как приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.
Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы или добровольно работает сегодня над решением этой острой проблемы. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас. Только от нас самих зависит, будут ли наши дети окружены лаской и заботой любящих родителей или вынесут из детства лишь тяжелую, никогда не заживающую психологическую травму. Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА КРАСНОТУРЬИНСКА К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
2.1. Социальное сиротство в Краснотурьинске
Для того чтобы узнать статистику сиротства по городу пришлось обратиться в ГАУ «Центр социальной помощи семье и детям» и в Управление социальной защиты населения города Краснотурьинска.
В соцзащите предоставили данные на 31.12.2015 года. Число детей-сирот на конец декабря составляло 348, из них 79 полные сироты, 269 без попечения родителей.
Проблема социального сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России и, в частности, города Краснотурьинска.
Для детей из неблагополучных семей в ГАУ «Центр социальной помощи семье и детям» предоставляют временный приют и оказывают реабилитационные услуги несовершеннолетним гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В Центре социальной помощи есть 14 койко-мест, на данный момент в центре официально проживает 4 человека со статусом – сирота.
В целях предупреждения социального сиротства формируется банк данных о социально неблагополучных семьях. В 2013 году таких семей в городе насчитывалось 269, в 2014 году наметилась тенденция к снижению: 263 социально неблагополучных семей.
Статистические данные об устройстве социальных сирот в Краснотурьинске за последние два года свидетельствуют об увеличении количества усыновленных детей, детей, помещенных в приемные семьи, о появлении новой формы семейного устройства детей – патронате. К сожалению, наблюдается рост количества детей, переданных в « Центр социальной помощи семье и детям»
2.2. Социологическое исследование сиротства в Краснотурьинске
Проблема социального сиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России и, в частности, города Краснотурьинска. В городе зарегистрировано детей-сирот 346 , из них 83 полные сироты и 263 дети, которые остались без попечения родителей. В 2014 году неблагополучных семей в городе насчитывалось 269, в 2015 году наметилась тенденция к снижению: 269 социально неблагополучных семей.
Основными причинами социального сиротства являются алкоголизм и наркомания родителей. Кроме того, среди причин были названы отсутствие жилья у родителей, низкие доходы, конфликты в детско-родительских отношениях, педагогическая несостоятельность родителей.
Детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей организуется отдых в каникулярное время, оплачивается санаторно-курортное лечение и проезд к местам отдыха и обратно, выплачивается пособие на приобретение одежды и обуви. Большое внимание уделяется социальной и психологической помощи семьям, которые принимают ребенка.
Как было отмечено выше, число социальных сирот в России, и, в частности, нашем городе возрастает с каждым годом. Государство проводит немало мероприятий, направленных на улучшение жизни детей в детских учреждениях, разрабатывает законодательство о новых формах устройства детей-сирот. Однако решение проблемы социального сиротства зависит и от активности всего общества и каждого человека в частности.
С целью выявления отношения населения города Краснотурьинска к проблеме социального сиротства было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом анкетирования, разработанное кандидатом философских наук К.М. Южаниновым, заведующим кафедрой социальной работы философского факультета Томского государственного университета (Приложение 2).
В исследовании приняли участие 100 человек: 59% женщин и 41% мужчин. Возраст респондентов 23 - 55 лет.
Чтобы определить точку зрения краснотурьинцев о причинах социального сиротства, респондентам было предложено выделить несколько вариантов ответа. Главными причинами социального сиротства 55% опрошенных считают распространение пьянства и наркомании, 49% - падение нравственности в семье и обществе. Значимых расхождений мнений у мужчин и женщин не наблюдается. На третье место в рейтинге респонденты поставили рост разводов, увеличение числа неполных семей. А вот рост социального сиротства в настоящее время связали с экономической ситуацией в стране 31% женщин и 10% мужчин. Но ведь можно вспомнить о том, что после Великой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизни населения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социального сиротства (не физического!) были минимальны по сравнению с современными.
Для выявления личных позиций по проблеме сиротства респондентам был задан вопрос: «Беспокоят ли вас судьбы детей-сирот?». Общий уровень обеспокоенности краснотурьинцев высок - 80%. Необходимо отметить, что в наибольшей степени озабоченность данной проблемой характерна для женщин (86%), что объясняется их эмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью, 5% опрошенных мужчин выбрали среди предложенных ответ «нет, это не мои проблемы».
Но можно предположить, что беспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующий вопрос: «Могли бы Вы взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».
Число людей, согласных взять ребенка на воспитание, достаточно велико - 70% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция «Да, но в том случае, если это мой родственник» (40% респондентов). Количество краснотурьинцев, выбравших ответ «да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в замещающие родители - это размышления следующего характера: «Я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте «Другое» фигурировали следующие ответы: «не позволяют жилищные условия», «не могу решиться», «не позволяет материальное положение». 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.
Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер. Большинство респондентов (85%) положительно относятся к семьям, воспитывающим приемных детей, при чем значимых расхождений между мужчинами и женщинами нет. 6% респондентов считают, что семьи обречены на трудности и разочарования, а 5% сделали вывод, что эти люди руководствуются корыстными целями. В варианте «Другое» были и такие ответы: «если ребенок попал в хорошую семью, то положительно», «положительно, если будут любить, как собственного ребенка».
На вопрос анкеты о «поддержке семей, принимающих к себе детей», респонденты могли выделить несколько вариантов ответа. Равное количество, 48% респондентов, считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи и улучшении жилищных условий. Среди тех, кто выбрал эти варианты ответа, преобладают женщины (62% и 60% соответственно), 36% женщин так же отмечают необходимость предоставления льгот. 49% опрошенных женщин обращают внимание на то, что семьям, принимающим к себе детей, необходима квалифицированная педагогическая, психологическая, правовая помощь, среди мужчин этот показатель почти в два раза ниже, 9% респондентов уверены, что вообще никакая поддержка не нужна, так как люди знают, на что идут.
На вопрос о наличии или отсутствии собственных детей у приемных родителей были получены следующие ответы: для 28% респондентов наличие собственных детей у приемных родителей (воспитателей) представляется желательным, при чем среди мужчин этот ответ встречается в два раза чаще. Наличие собственных детей у приемных родителей не имеет значения для 54% опрошенных, 11% считают, что собственных детей иметь нежелательно, так как приемным детям достанется меньше любви, заботы и внимания.
Что касается требований к наличию собственного жилья, то подавляющее большинство респондентов (72%) настаивает на его необходимости.
На вопрос «Как Вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?» ответы распределились следующим образом: значительное число респондентов (43%) исходит из того, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае, когда нет другого выхода. Такую точку зрения высказали большинство женщин - 54%, а вот 49% мужчин считают, что это необходимая мера. Вариант «Отрицательно, это губит ребенка, ломает его судьбу» выбрали лишь 8% респондентов. В варианте «Другое» высказывается мысль о том, что детский дом - это реальная помощь, средство спасения детей, но указывается необходимость улучшения условий жизни в детских домах.
Анализируя полученные ответы на вопрос о формах устройства социальных сирот, известных респондентам, можно сделать вывод о недостаточной информированности краснотурьинцев: большинству опрошенных известны не все формы устройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-то слышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентов волновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличается патронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть в приемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п.
Одним из наиболее сложных для респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествах потенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристик доброта - 49%, любовь к детям - 45%, терпение - 31%, ответственность - 23%, бескорыстие - 15%, понимание, порядочность, честность - 14%. Только 10% опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическая подготовка», «педагогические способности», «знание психологии».
В анкете было также предложено оценить деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства. Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и среди них преобладают женщины (процентный показатель в два раза больше, чем у мужчин). 10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают». Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные меры предпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такого мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Весьма широк спектр причин социального сиротства. В числе существенных факторов следует выделять кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях.
Обнаружилось качественно новое явление так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы, вследствие этого проблемы детей-сирот приобретают еще большую остроту и актуальность. Дети, лишенные постоянного контакта с родителями развиваются неблагополучно, отстают в физическом (лишь 4,7% детей-сирот квалифицируются как практически здоровые), интеллектуальном и психическом развитии (параутизм, затруднение в общении, нарастание пассивности), подвержены социальной депривации, психической аномии. Многим выпускникам сиротских учреждений присуща социально-психологическая неадаптированность, свойственны также инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и непризнание самого себя как личности, появляются криминальные настроения.
Проблемы сирот обширны, их решение видится лишь с помощью кардинальных изменений в законодательстве, реформирования системы государственного обеспечения. Основными реформами в области детей-сирот являются: жилищная реформа, реформа в образовании, военная, пенсионная и социальные реформы. Но не все проблемы решаемы. Проблема полной социализации и психологической нестабильности остаются неразрешимыми в течение всей жизни данной группы людей.
Для создания условий полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот предусматривается комплексное осуществление социальных реформ. К социальным реформам относятся следующие: развитие института приемной семьи, социальное проектирование, усыновление, опека, детский дом семейного типа.
На общефедеральном и региональном уровне принимается ряд программ по сокращению числа детей-сирот. Основную ставку наш регион делает на систему патронатного воспитания.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо пересмотреть социальные стимулы, которые бы позволяли в качестве профилактики: планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин; оставлять детей на воспитании в благополучных семьях, единственным недостатком которых является низкий материальный уровень; брать детей под опеку и на усыновление российскими гражданами. Дать долгосрочные социально-экономические гарантии приёмным семьям. Изменить отношение государства, а вместе с тем повлиять и на общественное мнение в отношении к приёмным семьям и детям-сиротам. Поддерживать инициативы граждан в деле опеки детей, привлекая к сотрудничеству неправительственные организации. Исключить возможность проживания, возвращения детей-сирот в асоциальные семьи.
Сделать детские государственные учреждения открытыми, предоставить детям-сиротам большую степень свободы: возможность учиться в обычных школах, выбирать образование и специальность.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Проблема социального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством среди первоочередных задач общефедерального уровня. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.
2. Никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности.
3. Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных краснотурьинсцев беспокоят судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.
4. Точку зрения о том, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае высказывают большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что это необходимая мера.
5. Большинство опрошенных считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее внимание уделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.
6. Несмотря на большую работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства, Краснотурьинский Центр помощи семье и детям, краснотурьинцы слабо информированы о деятельности этих служб, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Каковы же пути преодоления социального сиротства?
Для решения проблемы предусматривается комплексное осуществление реформ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В профилактике сиротства в России приоритетной является поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи.
Необходимо проводить ежегодный анализ государственной ситуации с семьями в Российской Федерации.
Расширить спектр услуг, и их шаговую доступность для семей, нуждающихся в государственной заботе.
Оказывать поддержку семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поддерживать многодетные семьи единой стандартизированной системой заботы: детские сады, трудоустройство, семейные специалисты, снижение времени ожидания и пребывания в различных социальных институтах.
Обеспечить семьям, утративших работу, качественную переподготовку и помощь их в трудоустройстве.
Информировать о деятельности службы Опеки и попечительства, Центра помощи семье и детям, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей на телевидении и радио (видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.
Также необходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью.
Сделать все вышеперечисленное весьма непросто, но это необходимо сделать, чтобы у каждого ребенка была семья.
По разным причинам люди берут детей из детского дома. Кто-то не может иметь своих, кто-то берет под опеку детей своих погибших родственников, кому-то просто нравятся большие семьи. Нам жалко тех детей, которые живут без родителей, ведь они не чувствуют самого главного: заботы, ласки, нежности и любви. Конечно призывать к тому, чтобы больше людей брали малышей невозможно, но если есть хоть какая-нибудь возможность, то почему бы и не решиться на это. Нужно сказать большое спасибо тем, которые считают, что чужих детей не бывает, это очень сильные люди.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 -2010 годы [Текст]: [федер.программа утверждена распоряжением Правительства РФ 26 янв. 2007г.]. //Официальные документы в образовании. – 2007.- №9. – С. 7-26.
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. [4-еизд.]. СПб.: Victory:Стаун-кантри, 2001.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Истоки социального сиротства в России/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Рыбакова Василия. Действует в интересах жителя Свердловской области.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Википедия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - BLYORU
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - научно-популярный журнал NovaInfo.Ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Детская психология. Журнал по психологии на PsyJournals.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Интернет-проект Министерства образования и науки РФ: «Усыновление в России». Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка
Приложение 1
Количество детей, оставшихся без попечения родителей,
выявленных в 2014 году
Приложение 2
Анкета кандидата философских наук К.М. Южаниновым, заведующего кафедрой социальной работы философского факультета Томского государственного университета
Господа! Вы принимаете участие в социологическом опросе, целью которого является изучение отношения к проблеме социального сиротства. Просим вас ответить на вопросы анкеты.
Укажите Ваш пол_______(м / ж) и возраст________
I. Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?
Да, беспокоят
Беспокоят, но не слишком
Нет, это не мои проблемы
Затрудняюсь ответить
II. С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? (возможно несколько вариантов ответа)
Экономическая ситуация в стране: рост бедности
Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи)
Военные конфликты, стихийные бедствия
Распространение пьянства, наркомании
Падение нравственности в семье, в обществе
Другое
Затрудняюсь ответить
III. Делают ли что-либо городские власти, с Вашей точки зрения, для борьбы с социальным сиротством?
Да, делают всё, что могут
Отдельные меры предпринимаются, но этого не достаточно
Ничего не делают
Другое
затрудняюсь ответить
IV. Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?
Положительно, это необходимая мера
Это можно делать только в крайнем случае
Отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу
Затрудняюсь ответить
V. Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?
Детский дом
Усыновление / удочерение
Опека / попечительство
Патронат
Приемная семья
Наставничество
Семейный детский дом
Затрудняюсь ответить
VI .Могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?
Да, конечно
Да, но только в крайнем случае и на короткий срок
Да, но только если это мой родственник
Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства
Нет, ни при каких условиях
Другое
Затрудняюсь ответить
VII .Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?
Положительно, эти люди достойны уважения
Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования
Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями
Другое
Затрудняюсь ответить
VIII .Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
Денежная помощь
Улучшение жилищных условий
Помощь педагогов, психологов, юристов
Предоставление льгот
Никакая, они знают, на что идут
Другое
Затрудняюсь ответить
IX. Возможно ли наличие собственных детей у приёмных родителей?
Желательно
Нежелательно
Не имеет значения
Затрудняюсь ответить
X . Обязательно ли наличие собственного достаточно просторного жилья?
Обязательно
Необязательно
Не имеет значения
Затрудняюсь ответить
XI. Какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно - психологические качества у потенциальных воспитателей?
Большое спасибо за участие в опросе!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Общественно-политическая газета
Шульга Т.И.,Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы. М.,2003. С. 99.
Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 -2010 годы [Текст]: [федер. программа утверждена распоряжением Правительства РФ 26 янв. 2007г.]. //Официальные документы в образовании. – 2007.- №9. – С. 7-26.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Интернет-проект Министерства образования и науки РФ: «Усыновление в России». Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.
Доклад «Дети» - Брынцева, 2013 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Семейный консультант
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Измени одну жизнь
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
%ђЗаголовок 1%ђЗаголовок 2%ђЗаголовок 315