Разработка занятия по обществознанию на тему Развитие современного общества (10 класс)
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Развитие современного общества.
Мотивация изучения темы:
Мы все живем в постоянно меняющемся обществе. В нём идёт множество процессов. Важно знать термины, связанные с ним, уметь разбираться в понятиях по теме.
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «современное общество», «индустриализация», «урбанизация» и т.д.;
дать представление о различных процессах, идущих в современном обществе;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) повторение изученного.
4)изучение нового материла;
5) закрепление изученного материала ;6) инструктаж д/з;
7) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Проверка домашнего задания.
1) Что такое цивилизация?
По каким признакам можно отнести к определенной цивилизации какую-либо страну или группу стран?
2) Россия: Восток или Запад? Каково Ваше мнение? Какие существуют варианты ответа на этот вопрос у специалистов?
3) Что повлияло на развитие Российской цивилизации? Что влияет сегодня? Что такое менталитет?
Повторение.
«Цивилизация и общество»
Задание – выбрать верный(е) вариант(ы) ответа.
1. Общество – это…
А)Направленное развитие от менее совершенного к более совершенному;
Б)Способы взаимодействия и формы объединения людей .
2. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование?
А)Экономическую
Б)культурную;
В)Политическую .
3. В отличие от природы, общество…
А)находится в развитии;
Б)выступает в качестве творца культуры;
В)не развивается.
4. Примером влияния природных факторов на развитие общества является…
А)создание «Повести временных лет»;
Б)введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;
В)активное развитие цивилизаций в благоприятных климатических условиях.
Изучение новой темы.
Современное общество-Это высшая точка развития человеческого общества.
Охватывает небольшой отрезок времени (последние 200-300 лет).
Стадии развития человеческого общества:
Общество охотников и собирателей;
Аграрное общество;
Индустриальное общество;
Постиндустриальное общество.
Закон ускорения истории - Каждую последующую стадию развития общество проходит быстрее, чем предыдущую.
Урбанизация-
Рост городов
Распространение городского образа жизни .Задание – заполнить таблицу, используя §5.
Стадия развития общества Характерные черты стадии
1. Общество охотников и собирателей …
2. Аграрное …
3. Индустриальное …
4.Постиндустриальное …
Модернизация - обновление, усовершенствование .
Обсуждение вопроса о модернизации.
Модернизация в технике , одежде и т.д.
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание – лекция, §5, доклад на выбранную тему.
Темы для рефератов:
«Тойота»,
«Дженерал Моторз»,
«МакДоналдс»,
«НАТО»,
«ООН»,
«Большая восьмёрка»,
«АСЕАН»,
«БРИКС»,
«Теория Золотого миллиарда».
Использованная литература:
1. Введение в обществознание: 8-9 кл./ Под ред. Боголюбова Л.Н.,.- М., 2007.
2. Иоффе А.Н Методические материалы по гражданскому образованию.- М., 2003.-240 с.
3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе.-М.,2004.-224 с.
4. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. Н.Воскресенской и С. Шехтера.-М.,2005
5. Пронькин В.Н. ,Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права.-М.,2000.-512с
6. Любимов А.П.Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах.-М.,2004.-176 с.
7.Сборник материалов по повышению правовой культуры молодых избирателей под редакцией О.А. Абанина.- Биробиджан, 2005.
8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения)
9.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. - М.,2001.
10.Лозанский Э.Д., Муштук О.З. Общество. Власть. Политика: Учебное пособие по курсу “Политология” для системы открытого образования, - М.: МЭСИ, 2003 .
11.Мухаев Р.Т.Политология.10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.,1997
12.Политология: Курс лекций. Под ред. Марченко М.Н. -М.,1999.