Спецификация и кодификация КИМ по разделу «Социальное развитие современного общества»
Спецификация и кодификация
контрольных измерительных материалов
для проведения текущей аттестации по обществознанию
в 11 классе по разделу «Социальное развитие современного общества»
Форма проведения текущей аттестации: тестирование
Цель текущей аттестации по разделу: определить уровень сформированности предметных результатов, умения и способы действий
Время тестирования: 40-45 минут
Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
Содержание работы:
Содержание работы определяется Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 года N 1089 (с изменениями на 23 июня 2015 года). КИМ составлен на основе «Примерной программы и рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, 10-11 классы» - М.:Просвещение, 2011)».КИМ состоит из 18 заданий разных уровней сложности. Задания направлены на проверку уровня подготовки учащихся. Элементы содержания, проверяемые умения и способы действий, уровни сложности заданий, ответы к заданиям, критерии оценки приведены в таблице.
Максимальный балл за выполнение всей работы — 25 баллов.
Шкала перевода баллов за тест в школьную отметку:
22- 25 баллов - «5» (отлично)
16-21 баллов - «4» (хорошо)
9-15 баллов - «3» (удовлетворительно)
0-8 баллов - «2» (неудовлетворительно)
№
задания Элементы содержания и проверяемые умения и способы действий Уровень
сложности Ответы Система оценивания
1. Социализация индивида (задание на анализ двух суждений) П3 1
2 Социальная стратификация (Выбор позиции из списка) Б 4 1
3 Социальный конфликт (задание на анализ двух суждений) Б 1 1
4 Социальный конфликт (задание на анализ двух суждений) П1 1
5 Социальный статус (Выбор позиции из списка) Б 2 1
6 Социальная стратификация (Выбор позиции из списка) Б 1 1
7 Социальная стратификация (Выбор позиции из списка) Б 3 1
8 Социальная стратификация (Выбор позиции из списка) Б 2 1
9 Семья (задание на анализ двух суждений) П3 1
10 Социальная мобильность (задание на анализ двух суждений) П2 1
11 Социальные группы (Выбор позиции из списка) Б 3 1
12 Виды социальных норм (задание на анализ двух суждений) П4 1
13 Этнические общности (Соотнесение видовых понятий с родовыми) Б каста 1
14 Социальный статус. (Классификация путем установления соответствия) Б 12222 2 балла (1 ошибка – 1балл, 2 и более ошибок – 0 баллов)
15 Дифференциация в социальной информации фактов и мнений П31222 2 балла (1 ошибка – 1балл, 2 и более ошибок – 0 баллов)
16 Определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту П523164 2 балла (1 ошибка – 1балл, 2 и более ошибок – 0 баллов)
17 Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте В 2 предложения 3 балла
(1 ошибка – 2 балла; 2 ошибки – 1 балл; 2 и более ошибок – 0 баллов)
18 Задание,
предполагающеераскрытие теоретическихположений на примерах В 3 примера 3 балла
( за каждое правильное положение 1 балл)
Текущая аттестация по обществознанию
в 11 классе по разделу «Социальное развитие современного общества»
1. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.
Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Классовый тип социальной стратификации
1) присущ европейскому средневековому обществу
2) характерен для древневосточной цивилизации
3) носит универсальный характер
4) свойственен индустриальному обществу
3 Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к позитивным последствиям.
1) верно только А 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус
1) чиновника 2) аристократа 3) финансиста 4) предпринимателя
6. Касты, сословия, классы - это
1) типы социальной стратификации 2) этапы развития государств в новое время
3) социальные группы, присущие средневековому обществу
4) элементы социального статуса личности
7. Доход , богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1) показателем общественного прогресса 2) проявлениями социальной мобильности
3) критериями социальной стратификации 4) мерилом общественного богатства.
8. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей 4) особенность политической системы
9. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья- это малая группа.
Б. Семья- это социальный институт.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10 Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит миграция населения.
Б. Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит профессиональная карьера
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Молодежь как социальную группу отличает
1) общность быта 2) общность социального происхождения
3) социально-психологические особенности 4) единство политических взглядов
12. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «этническая общность»
Народность, племя, нация, род, каста.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
14. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов.
статусные характеристики виды социальных статусов
а) мужчина 1) предписанный (прирожденный) статус
б) высшее образование 2) приобретенный статус
в) 25 лет
г) инженер
д) женат
Ответ укажите в цифрах, соответствующим буквам.
15. Прочитайте текст, каждое положение которого определено буквой
(А) Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух близстоящих поколений – родителей и детей. (Б) По данным социологических опросов, подобные семьи преобладают в современном западном обществе. (В) Такая семья малоэффективна, с точки зрения передачи культурного опыта. (Г) К сожалению, в таких семьях вне связи с более старшим поколением исчезают важные аспекты развития личности ребенка. (Д) Правильно поступают те молодые родители, которые не исключают бабушек и дедушек из процесса воспитания внуков.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Ответ: А- ; Б - ; В - ; Г - ;
16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (А). Это явление получило название социальной ________ (Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (Г). ________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) миграция
2) мобильность
3) горизонтальная
4) институт
5) статус
6) вертикальная
7) группа
8) стратификация
9) маргинализация17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отклоняющееся поведение». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об отклоняющемся поведении.
18. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.