Как помочь подростку в кризисных ситуациях


ГБОУ школа 852 педагог-психолог Слащева А.С«Кризисные ситуации у детей – подростков»
Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций: обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни. Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. В первую очередь этот вид кризиса обусловлен физиологическими сдвигами в организме ребёнка, морфофункциональными перестройками. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамент), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.Возрастные кризисы - это кризисы естественные, нормативные. Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его сексуальности и способов реагирования на воздействия внешней среды.
Наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка является переходный  подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как умение сочувствовать, сопереживать чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т.д. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств – все это связано с «подростковым комплексом», наблюдаемым в возрасте от 11 до 14 лет у многих ребят.
Серьезные преобразования происходят и в мотивационной сфере подростка, в частности, в мотивационной структуре процесса общения. Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-либо группе.
Подростковый период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.
Все перечисленные характеристики подросткового возраста  способны порождать серьезные кризисные ситуации и как следствие – психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению. Как помочь подросткам избежать этого?
Наблюдение — точный и трудный метод
Для эффективного взаимодействия с подростками нужно знать, как управлять кризисами. Распространено мнение, что кризисы мешают нормальной жизни, вредят здоровью, поэтому надо избегать и кризисов, и людей, которые их испытывают. Современная психология утверждает обратное: в кризисах проявляется многообразие жизни, они неизбежны и даже необходимы. Но особенности их проявления надо знать, специфику протекания иметь в виду и учитывать в работе с подростком.
В средней школе имеет место множество собственно подростковых и юношеских проблем. Многие из них называют пустяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы.
Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно.
Именно изменения в поведении сигнализируют о кризисных обстоятельствах, дают знать о депрессивном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения подростка.
Напомним, что прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:
• необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
• усиление жалоб на физическое недомогание;
• склонность к быстрой перемене настроения;
• жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;
• ухудшение или улучшение аппетита;
• беспричинная нервозность;
• признаки постоянной усталости;
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
• отказ от социальной активности, от совместных дел;
• излишний риск в поступках;
• нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
• поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
• необычные вспышки раздражительности;
• усиленное чувство тревоги;
• выражение безнадежности;
• приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;
• отсутствие планов на будущее.
Чтобы найти конструктивный способ разрешения кризиса, сначала нужно иметь верную картину действий и побуждений кризисной личности.
Подходящий алгоритм решения проблемы
Основное условие конструктивного разрешения кризисов — открытое общение сторон. Педагогу важно осознать, какие его поступки могут способствовать преодолению кризисного состояния подростка, как он видит проблему взаимодействия с ним. Нужно представить себе и то, как сам подросток видит кризисную ситуацию. Надо понять как возможные точки соприкосновения, так и моменты, разделяющие стороны.
Взрослые, не понимая нетерпения подростков и даже не желая его понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда возможны реальные перемены. Важно, чтобы взрослые чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Это требует определенных усилий. Взрослые часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве.
В некоторых случаях, когда поведение подростка раздражает учителя, симптомы его кризисного состояния ему непонятны, он и подросток воспринимают друг друга как противника, с которым невозможно найти общий язык..Неконструктивное взаимодействие участников по поводу кризисной личности подростка и его настораживающей всех поведенческой активности приводит к тому, что внутренние трудности детей только усугубляются.
Разрешение и серьезных, и пустяковых проблем подростков зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации — половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, взрослым стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками наших детей. Следует найти время, чтобы сообща обсудить свое отношение к тому, чем занимается подросток.
Трудность воплощения описанной модели заключается в том, что она предполагает движение участников навстречу друг другу. Иначе ребенок может утратить веру не только в учителей, но и вообще в авторитет взрослого.
А главное, он так и останется один на один со своими проблемами, «застрянет» в кризисе, утонет в кризисных обстоятельствах, ибо не все, как мы помним, кризисы взросления заканчиваются непременным личностным ростом, не со всеми травмами подросток адекватно и благополучно справляется.
Список использованной литературы:
Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.
Беличева С.А. Влияние стиля классного руководства на межличностные отношения в классе // Советская. педагогика. - 1985. - № 8. - С. 60-63.
Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. - 129 с.
Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации "трудных" подростков // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 6. - С. 48-54.
Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - С. 239-250.
Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 4.