Выступление на педагогическом совете Культура общения как условие повышения педагогического мастерства учителя.
Культура общения как условие повышения педагогического мастерства учителя.
По результатам мониторинга
Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности
Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А. Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом – самое слабое и наиболее уязвимое место школы, он требовал от учителя мастерского владения им: " каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным" .В.А. Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания.
Необходимо отметить, что процесс ориентации школьника на, те или иные ценности не проходит гладко. С одной стороны, каждый человек изначально, с момента своего рождения, находится в мире культуры и имеет возможности для взаимодействия с ней. С первых лет своей жизни он усваивает язык, знакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, приобщается к определенным правилам поведения, к существующим в обществе традициям и нравам. В своей деятельности, а также в своих поступках, мыслях и переживаниях школьник имеет возможности опираться на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, на накопленный опыт общения и мировосприятия. Культура способна задать каждому из нас систему ценностных представлений, послужить базой для постановки и реализации познавательных, практических и личностных задач. Но получается что у некоторых культура заложена, а у некоторых ребят не заложена.
Одно лишь присутствие ребенка внутри культурного пространства не гарантирует ему присвоения культурного опыта и ценностей культуры. Система ценностей у личности не возникает сама. Например, наличие книг в доме далеко не всегда приобщает детей и взрослых к чтению. Аналогично само по себе нахождение ученика на уроке не всегда способствует тому, чтобы он познал законы природы или исторические факты или усвоил какие – либо нравственные нормы поведения. (ПРИМЕР, говорим , воспитываем, учим, а толку нет)
Процесс принятия и присвоения ценностей (конкретно культура ) включает ряд условных этапов: научить
- познание ценности; (важность)
- перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык;
- активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается;
- включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей;
Если личная встреча школьника с культурной ценностью не состоится, то она (культурная ценность) останется вне ученика и будет для него непонятной и ненужной. В результате "за бортом" сознания ученика могут остаться и элементарные правовые нормы законы , нравственные ценности общества.
В таком случае могут утвердиться псевдоценности, когда круговая порука подменяет дружбу, бандитская разборка является единственно верным способом выяснения отношений, а сексуальные отношения трактуются как любовь.
Поэтому педагог должен стать примером, для своих учеников. Как же задеть те нужные струны души, сознание. Вот в чем вся сложность. Мы может сто раз повторять о культуре, воспитанности, но безрезультатно,
"Когда наиболее ярко, наиболее интенсивно, наиболее глубоко происходит то, что мы выражаем словами: учитель воспитывает своих питомцев? " - спрашивает В.А. Сухомлинский. И отвечает: "Тогда, когда чувства учителя соприкасаются с чувствами питомца"
Благодаря общению с педагогом, в роли которого может выступать родитель (не все владеют культурой общения) учитель, тренер, школьник получает возможности не только для присвоения определенной порции знаний о правилах взаимоотношений окружающих людей. Он погружается в сложный и противоречивый мир человеческих отношений и ощущает то, что испытывает взрослый: и удовлетворение от хорошо выполненной работы, и возмущение от чьей-то расхлябанности, и печаль от утраты близкого человека.
Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Реализация этой функции предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которое способствует его восхождению к духовным новообразованиям. В результате общения с педагогом школьник должен хотеть быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее к окружающим людям и обладать многими другими положительными качествами и чертами характера. Видеть каждое продвижение ребенка, поощрить. Хоть какой он будет плохой ребенок. ПРИМЕР ИВ.Т (ЭМПАТИЯ принятие таким какой есть и понимание)
К сожалению, иногда при подготовке урока мы делаем акцент на информационной функции, оставляя другие без необходимого внимания. Тщательно отбираясь только на содержание учебного материала, продумывают методы его изложения, планируя время для опроса учащихся и объяснения нового материала. Однако, если при этом учитель не умеет взаимодействовать с учениками, не обращает внимания на их возрастные и личностные особенности, не заботится о том впечатлении, которое складывается о нем у учащихся, все дидактические усилия педагога могут оказаться напрасными.
- Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры учителя. Учителю также просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Многие школьники воспринимают содержание урока прежде всего через личность учителя, через его манеру поведения в классе и способы общения с учащимися, его педагогический такт, культуру речи, мимику, жесты, его действия, поступки
-Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание -При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
-Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности.
-Терпимость, уступчивость в мелочах.
-Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки.
-Доминирование экспрессии оптимизма.
Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие:
-Ограничение свободы выражения мнений, в особенности не совпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).
-Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами!»).
-Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).
-Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей?»).
-Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке!»).
-Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).
-Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать!»).
-Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну, посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»).
-Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).
-Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).
-Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).
-Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»).
-Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).
Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры лингвистической, нравственной, психологической, педагогической.
Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация. Либеральная(плывущий плот). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.
1. Модель дикторская ("Монблан"). Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия. отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена"). Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия. слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров. нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев"). Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет"). Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.
название моделей характеристикаследствие
6. Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. низкий эффект социального взаимодействия.
7. Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. 8. 8.Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
3.1 Упражнение “Поговорим!”
Участникам предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий:
– начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу;
– продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит);
– партнеры меняются позициями и говорят дальше;
– продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).
3.2 Обсуждение результатов выполнения упражнения:
В каком положении разговор было вести сложнее всего. Почему?
Какие чувства вы испытывали, ведя разговор сверху? Снизу вверх?
Какое положение для разговора оказалось для вас самым комфортным?
3.3 Работа в группах.
3.3.1 Задание: Составить список условий эффективности общения.
3.3.2 Краткое представление результатов работы группы.
3.3.3 Обобщение результатов ведущим.
4. Коммуникативная сторона общения.
4.1 Как в виде схемы можно изобразить процесс передачи информации?
4.2 Если вернуться к условиям эффективности общения, то можно заметить, что выстроенная коммуникативная цепочка и эти условия взаимосвязаны (указать, в чем взаимосвязь). Остановимся более подробно на средствах общения.
5. Невербальные средства общения и их роль в коммуникации.
5.1 Вопросы для беседы:
Какие средств общения вы знаете? Что такое вербальные и невербальные средства общения?
Сколько примерно % в передаче информации приходится на вербальные и сколько на невербальные средства общения? Почему именно такое распределение?
5.2 Информирование о роли невербальных средств общения в коммуникации и непосредственно в процессе общения. (Приложение 1.3)
5.3 Тренировочные упражнения.
Ведущий: Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому я предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.
5.3.1 Интонирование
Ведущий: Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере.
Упражнение “Интонационная разминка”
Задание: произнести пословицу “Тише едешь – дальше будешь” с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).
Упражнение “Догадайся!”
Задание: Каждый участник вытягивает табличку с названием определенного эмоционального состояния. Нужно произнести фразу “Иди сюда” с указанной интонацией как можно ярче. Участникам группы необходимо определить заданную эмоцию.
5.3.2 Работа с мимикой
Ведущий: Когда у человека меняется настроение, изменяется и выражение его лица – мимика. Изменения отражают положение губ, бровей, губ, поворот головы, взгляд. Говорят, что глаза – это зеркало души. Но так ли это? В. Вересаев писал: “Глаза - зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. Хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут”. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Поработаем с мимикой?
Упражнение “Отгадай эмоцию”
Задание: Каждый участник получает фотографию человека. Нужно определить, какое чувство испытывает человек, изображенный на фотографии; объяснить, по каким признакам определили.
Упражнение “Передай эмоцию”
Задание: Участники вытягивают табличку с названием определенного эмоционального состояния.
Нужно передать это эмоциональное состояние только с помощью мимики.
5.3.3 Работа с жестами (Приложение 1.4)
Упражнение “Отгадай жест”
Задание: Каждый участник получает рисунок с изображением человека.
Необходимо определить, какое эмоциональное состояние человека передают его жесты (по рисункам из книги А. Пиза “Язык телодвижений”).
Упражнение “Пантомима”
Задание: Участник выбирает карточку с заданием изобразить жестом определенное состояние человека во время общения. Остальным нужно определить это состояние.
5.3.4 Обсуждение результатов. Вопросы для обсуждения:
а) Интересно ли было работать с упражнениями? Что показалось наиболее интересным?
б) Какие чувства Вы испытывали, выполняя предложенные задания?
в) Какие упражнения получились достаточно легко, какие – труднее? Почему?
г) Насколько полезным для Вас оказалось участие в работе над этими заданиями? Как можно использовать полученные знания в своей педагогической деятельности? (Приложение 1.5)
6. Подведение итогов занятия.