Приложение к уроку русского языка Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными


№ Утверждение +-
1 СПП состоит из двух простых предложений. 2 В состав СПП входят главное предложение и одно или несколько придаточных. 3 Простые предложения в составе СПП всегда равноправны. 4 Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. 5 В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова. 6 Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. 7 Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. 8 Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. 9 Если придаточное стоит в сере
редине главного¸ то оно выделяется запятыми с обеих сторон. 10 Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное. № Утверждение +-
1 СПП состоит из двух простых предложений. 2 В состав СПП входят главное предложение и одно или несколько придаточных. 3 Простые предложения в составе СПП всегда равноправны. 4 Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью. 5 В роли средств связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова. 6 Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль. 7 Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. 8 Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой. 9 Если придаточное стоит в сере
редине главного¸ то оно выделяется запятыми с обеих сторон. 10 Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное. Схематический диктант.
Указать вид придаточного предложения.
1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку.
4. Ночь была светла, хотя луны не было.
5. Речка так сверкает, что глазам больно.
6. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное…
Схематический диктант.
Указать вид придаточного предложения.
1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку.
4. Ночь была светла, хотя луны не было.
5. Речка так сверкает, что глазам больно.
6. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное…
Схематический диктант.
Указать вид придаточного предложения.
1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку.
4. Ночь была светла, хотя луны не было.
5. Речка так сверкает, что глазам больно.
6. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное…
Схематический диктант.
Указать вид придаточного предложения.
1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.
2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3. Чтобы не заблудиться, я вернулся на тропинку.
4. Ночь была светла, хотя луны не было.
5. Речка так сверкает, что глазам больно.
6. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное…
Самостоятельная работа.
Определите тип подчинения. Для этого что необходимо сделать? (Найти главное предложение, придаточные, определить виды придаточных, к чему относятся, как соотносятся между собой).
1.Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
2. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.
3. В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства.
4. Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел , что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.
5. Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Самостоятельная работа.
Определите тип подчинения. Для этого что необходимо сделать? (Найти главное предложение, придаточные, определить виды придаточных, к чему относятся, как соотносятся между собой).
1.Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
2. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.
3. В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства.
4. Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел , что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.
5. Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Самостоятельная работа.
Определите тип подчинения. Для этого что необходимо сделать? (Найти главное предложение, придаточные, определить виды придаточных, к чему относятся, как соотносятся между собой).
1.Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
2. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.
3. В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства.
4. Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел , что Собакевич всё ещё стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.
5. Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.
Карточка №1 (из 3-х простых)
Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой и духовной жизни.
Карточка №2 (из 4-х простых)
Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.
Карточка №1 (из 3-х простых)
Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой и духовной жизни.
Карточка №2 (из 4-х простых)
Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.
Карточка №1 (из 3-х простых)
Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой и духовной жизни.
Карточка №2 (из 4-х простых)
Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.
Карточка №1 (из 3-х простых)
Чтение - один из источников мышления и умственного развития. Надо приучить себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой и духовной жизни.
Карточка №2 (из 4-х простых)
Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни.
Из тренировочных тестов ГИА (13.).
Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
16)Нам трудно, так как началась война и всё изменилось. (17) Наша задача – сделать всё возможное, чтобы сохранить здания, которые будут ещё нужны.(18)Надо сберечь их в целости и сохранности.(19)Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать.(20)Ведь если нас уничтожат, погибнут и здания, которые мы храним.(21)Погибнут, быть может, навсегда. Из тренировочных тестов ГИА (13.).
Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
16)Нам трудно, так как началась война и всё изменилось. (17) Наша задача – сделать всё возможное, чтобы сохранить здания, которые будут ещё нужны.(18)Надо сберечь их в целости и сохранности.(19)Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать.(20)Ведь если нас уничтожат, погибнут и здания, которые мы храним.(21)Погибнут, быть может, навсегда. Из тренировочных тестов ГИА (13.).
Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
16)Нам трудно, так как началась война и всё изменилось. (17) Наша задача – сделать всё возможное, чтобы сохранить здания, которые будут ещё нужны.(18)Надо сберечь их в целости и сохранности.(19)Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать.(20)Ведь если нас уничтожат, погибнут и здания, которые мы храним.(21)Погибнут, быть может, навсегда. Из тренировочных тестов ГИА (13.).
Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
16)Нам трудно, так как началась война и всё изменилось. (17) Наша задача – сделать всё возможное, чтобы сохранить здания, которые будут ещё нужны.(18)Надо сберечь их в целости и сохранности.(19)Пока мы не хотим никого задевать и никого подстрекать.(20)Ведь если нас уничтожат, погибнут и здания, которые мы храним.(21)Погибнут, быть может, навсегда.Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА) Табель самооценки
№ задания Задание Результат
1 Упражнение на избирательность внимания 2 Схематический диктант 3 Самоконтроль.
Определение типа подчинения 4 Задание 13 (Из тренировочных тестов ГИА)