Урок русского языка на тему: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными(11 класс)

Урок русского языка

Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цели урока: 1) знакомство с разными видами сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
2) формирование умений:
- определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких предложений к главному;
- составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным, параллельным, однородным подчинением;
- правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1.Подготовка к восприятию.
- Докажите, что это сложноподчиненное предложение.
Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию. (А.С.Пушкин)

2.Изучение темы.
-Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными
СПП с последовательным подчинением
В сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением первое придаточное относится к главной части и называется придаточным первой степени, а второе придаточное относится к первому придаточному и называется придаточным второй степени.
Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. (А.С.Пушкин)
(Составление схемы, определение видов придаточных предложений)
СПП с параллельным подчинением
В сложноподчиненных предложениях с параллельным подчинением все придаточные части относятся к главной части, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы.
Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце 1773 года. (А.С.Пушкин)
(Составление схемы, определение видов придаточных предложений)
В этом предложении главная часть находится посередине, а две придаточные части расположены справа и слева от неё.
СПП с однородным подчинением
Придаточные части в сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением тоже относятся к общему главному предложению, но имеют одинаковое значение и отвечают на один вопрос.
Очевидно было, что Савельич передо мною был прав , что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А.С.Пушкин).
(Составление схемы, определение видов придаточных предложений)

В текстах могут встречаться и более сложные комбинации придаточных, где сочетается последовательное, параллельное и однородное подчинение в одном предложении.

3. Первичное закрепление.
Расставьте пропущенные запятые и определите вид сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
1.Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову пока еще было время.
2.Скажу вкратце, что сия осада по неосторожности местного начальства была гибельна для жителей, которые претерпели голод и всевозможные бедствия.
3. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
4. Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен.
5. Я смеялся от чистого сердца, как вошел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта.

4.Пунктуация в предложениях с последовательным подчинением.
- Продолжаем исследовать структуру сложноподчиненного
предложения с последовательным подчинением.
В сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением иногда рядом могут оказаться союзы
ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА
Сравните предложения:
1)А я тебе говорю, что, если ты поедешь, я поеду с тобой.

А я тебе говорю, что если ты поедешь, то я поеду с тобой.

2)Это потому, что, когда вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости.(А.Н.Толстой)

Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда он жил у хороших господ, то он всегда был своими господами доволен. (Л.Н.Толстой)

5.Закрепление.
- Опираясь на схемы, составьте свои примеры сложноподчиненных предложений c последовательным подчинением, выделите грамматические основы и укажите средства связи.
- В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) С Левиным всегда бывало так ,что когда первые выстрелы были неудачны он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно.
2) Очень может быть ,что если формы не совпадут с моими требованиями, я откажусь от законного иска.
3) Сунула тетерка голову в траву и думает ,что, коли она сама ничего не видит, так и ее не видно.
4) Я уже подумал ,что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

6.Пунктуация в предложениях с однородным подчинением. - Сравните предложения:
1)Внутренний голос говорил ему, что ходить не стоит, что ничего из этого не выйдет.
Каштанка не понимала, отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся.(А.П.Чехов)

2)Они могут своих излюбленных богов высечь, если долгое время не будет у них дождя или будут дожди слишком продолжительные.(М.Е.Салтыков-Щедрин)
(во втором предложении опущен союз если)
В этом примере одиночный сочинительные союз выполняет ту же функцию, что и в простых предложениях между однородными членами.
3)Девочка знала, что между отцом и матерью была ссора,
и что мать не могла быть весела, и что отец должен
знать это, и что он притворяется, спрашивая
об этом так легко. (Л.Н.Толстой)

7.Закрепление.
Расставьте пропущенные запятые, составьте схемы предложений.
1.Василиса Егоровна возвратилась домой не успев ничего выведать от попадьи и узнала что во время ее отсутствия было у Ивана Кузьмича совещание и что Палашка была под замком.
2. Вдруг Марья Ивановна тут же сидевшая за работой объявила что необходимость её заставляет ехать в Петербург и что она просит дать ей способ отправиться.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Мне нравится (1)что к дому со всех сторон пристроены сени (2) и что (3) если взглянуть на него сверху (4)то видны только одни крыши. 1)1,2,3,4; 2)1,3,4; 3)2,3; 4)1,4.

8.Работа с текстом.
1) С Пушкина она, русская культура, и начинается как культура современная, как культура, к которой мы сами принадлежим, которой мы воспитаны, которая нас с детства окружает
2)Пушкин первый заговорил в поэзии так, как говорим мы сейчас, образовав, сформировав стихию народного языка нашего, показав все его выразительные возможности, его пластичность и гармоничность, он первым выразил тот богатейший мир чувств и мыслей, который стал нашим миром.
3)Пушкин – это та вершина, к которой дороги ведут со всех концов мироздания и с которой открывается взгляд к далеким горизонтам будущего.
4)Дальнейший уже возможен был только с этой вершины, им причудливо двигалась последующая русская литература, порой удаляясь от Пушкина, отталкиваясь от него, полемизируя с ним, но всегда, вольно или невольно, отмеряя свои шаги от того рубежа, который положен был Пушкиным.
- Чтение текста.
- Укажите номера сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными.
- Орфографический и пунктуационный разбор предложений.
- Синтаксический разбор 3 предложения.

9.Итоги урока.
- Существует три вида сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными: придаточные с последовательным подчинением, придаточные с параллельным подчинением и придаточные с однородным подчинением.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как и при однородных членах с сочинительными союзами.

- При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы
ЧТО и ЕСЛИ. Запятая между ними ставится только в том случае,
когда далее в предложении нет второй части союза –ТО или ТАК.

15