УГЛЕВОДЫ И ЛИПИДЫ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТКИ
Урок 7Углеводы и липиды и их рольв жизнедеятельности клетки
Цели: продолжить формирование у учащихся знаний о химическом составе клетки на основе общей характеристики органических веществ; изучить классификацию, особенности строения и физиологические функции углеводов; продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями веществ; сформировать знания о многообразии и функциях липидов в клетках и организмах, продолжить формирование умения устанавливать связи между строением и функциями органических веществ.Основные понятия: углеводы, моносахариды, олигосахариды, полисахариды, липиды, воска, фосфолипиды.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие строение, классификацию и функции углеводов, строение, функции липидов, демонстрационные материалы нейтральных жиров (твердых и масел), восков, стероидов.Ход урока
I. Проверка знаний.
Задание. Укажите верные утверждения.
1. Растворяющиеся в воде вещества называются гидрофильными.
2. Вода – универсальный растворитель.
3. Капиллярный кровоток происходит за счет сил поверхностного натяжения воды, содержащейся в крови.
4. Аминокислоты – гидрофобные вещества.
5. Кислотность раствора определяется концентрацией в нем ионов водорода.
6. Способность поддерживать рН среды на постоянном уровне составляет сущность буферных систем.
7. Железо входит в состав гормона инсулина.
8. Костная ткань человека содержит соли натрия и кремния.
9. Равномерное распределение тепла по всему организму обеспечивает высокая теплопроводность воды.
10. Жиры – гидрофильные вещества.
Ключ: 1, 2, 3, 5, 6, 9.
II. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задания:
1) Классифицировать углеводы на группы в зависимости от степени их сложности, сравнив между собой по следующим критериям: физические свойства, состав, представители.
2) Ответить на вопрос: что такое гликопротеиды и гликолипиды?
3) Составить схему «Функции углеводов».
Задания выполняются в течение 10–15 минут.
3. Выполнение игрового задания «Задай вопрос товарищу».
Содержание: выбирается ведущий (в данном случае им может быть учитель), который будет задавать вопросы. Он в свою очередь выбирает 3–4 человек, которых будет спрашивать. Участники выходят к доске (кроме ведущего), встают лицом к классу в линию. Ведущий по очереди задает игрокам вопросы (каждому не более трех). Если игрок отвечает на все вопросы, он получает оценку «5», на два из трех – «4», на один – «3», не дал ни одного правильного ответа – «2».
4. Совместная работа по составлению «портрета липидов» с использованием § 10, с. 37–38. Результаты работы оформляются в виде опорного схематического рисунка.
5. Рассказ учителя о принципах классификации липидов с демонстрацией представителей основных групп.
6. Самостоятельная работа учащихся по учебнику (§ 10, с. 39).
Задание: выписать основные функции липидов.
7. Обобщение учителя о функциях липидов.
Домашнее задание: § 9–10; записи в тетради.
Ответить на вопрос: «Как строение молекул углеводов и липидов соответствует выполняемым ими функциям?».