Разработка урока по биологии Химический состав, структура и функции клетки
Кудринская Наталья Александровна
Интегрированный урок биологии и химии для учащихся 9 класса
Обобщающий урок по теме: «Химический состав, структура и функции клетки»
Цель: Обобщение и конкретизация знаний о химическом составе, структуре и функциях клеток, через интеграцию биологии и химии.
Задачи образовательные:
Интегрировать знания биологии и химии в процессе моделирования клеток, узнавания органоидов и тканей;
Выполнять задания на соответствие: органоидов их строения и функций, химических элементов и их значение в живой клетки.
Развивающие:
Развивать навыки критического мышления;
Уметь работать с лабораторным оборудованием;
Уметь осуществлять критериальное оценивание.
Воспитательные:
Развивать способности работы в группах в коллаборативной среде;
Осуществлять рефлексивную оценку ЗУН в процессе самостоятельной работы.
Ход урока:
ВМЭ. (1-2 мин)
Психологический настрой. Стих (Музыкальное сопровождение)
Друзья мои! Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю; в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Видео сюжет: «Все в твоих руках»
Притча. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». (Обсуждение идеи сюжета)
Тренинг «Игра в ассоциации»
Учитель: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «клетка»?
II . Этап обобщения и конкретизации знаний.
Знакомство с правилами работы на оценочном листе (оценочный лист прилагается)
«Узнай органоид» (5 мин)
Учащимся предлагается определить по картинкам и фотографиям с микроскопа органоиды. Результаты записать в оценочный лист.
«Моделирование клеток» (15 мин)
Работа в группах. Учащимся предлагается смоделировать клетки: животную, растительную и клетку с ее химическим составом. (7 минут)
На столах подготовлен дидактический материал: карточки с функциями органоидов клетки и импровизированные модели органоидов (коробочки Kinder сюрприз), в которые учащиеся должны вложить карточку.
Подготовленные таким образом органоиды поместить в «модель клетки» (пластиковая банка 1,5л с крышкой).
При составлении химической модели клетки, учащимся предлагается на заранее подготовленных карточках, где описаны значения химических элементов для живых клеток, указать химический символ, соответствующий этим значениям. (Карточки вложить в «модель клетки»)
Затем учащиеся должны презентовать свою клетку. Все ученики из группы по очереди, рассказывают о строении и функциях органоидов (органоиды изображены на слайдах).
Учащиеся, работающие с химическим составом клетки, рассказывают об элементах и функциях этой клетки.
«Химическая лаборатория». (7 мин)
Учитель: - В виде каких соединений встречаются макро и микро элементы в природе?
Ученики: - Вода, соляная кислота, соль, фосфорные кислоты, нитраты и фосфаты.
Задание: Написать химические формулы этих веществ в оценочный лист.
Учитель: - Как вы думаете, в химических превращениях в клетках участвуют атомы, молекулы или ионы?
Ученики: - Ионы.
Задание: Написать уравнения электролитической диссоциации этих соединений.
«Биологическая лаборатория». (7 мин)
Учащимся предлагается рассмотреть под микроскопом заранее подготовленные микропрепараты (клеток, тканей растений и животных) и указать их названия в оценочном листе.
III. Подведение итогов (оценивание). (2 мин)
Учащимся предлагается оценить ЗУН по критериальной шкале в оценочном листе. Выставить оценки.
IV. Рефлексия «Сосуд знаний». (5 мин)
На столах стоят сосуды с подкрашенной водой и мерные стаканчики. Каждый ученик заполняет сосуд в соответствие своего понимания урока. 100 мл – все понятно, могу применить знания на практике; 80 мл – все понятно, смогу объяснить другому ученику; 60 мл – многое понятно, но объяснить не смогу; 40 мл – многое понятно, но необходима помощь учителя; 20 мл – ничего не понятно.
V. Домашнее задание (2 мин)
Написать эссе на тему: «Один день из жизни клетки».
Дидактический материал
Название органоида
Функции
Ядро
Мембранный органоид. Передача наследственной информации. Имеет диплоидный и гаплоидный набор хромосом
Комплекс Гольджи
Мембранный органоид. Состоит из уплощенных цистерн, крупных вакуолей и мелких пузырьков. Синтезированные на мембранах ЭПС белки, углеводы и липиды упаковываются и накапливаются в виде капелек или зерен. Формируются лизосомы.
ЭПС
Мембранный органоид. Органоид, представляющий собой систему канальцев и полостей в цитоплазме. Имеет гладкую и гранулярную (шероховатую) структуру. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.
Лизосомы
Мембранный органоид. В них находятся ферменты, разрушающие белки, нуклеиновые кислоты, липиды и углеводы. Осуществляется «переваривание» вирусов и бактерий
Пластиды
Мембранный органоид. Растительные органоиды, состоящие из хлоропластов, хромопластов, лейкопластов
Митохондрии
Мембранный органоид. Энергетические станции клетки
Рибосомы
Немембранный органоид. В них происходит биосинтез белка
Клеточный центр
Немембранный органоид. Состоит из центриолей. Участвует в делении клетки
Дидактический материал
Название элемента
Роль Элементов
Кислород – О, Водород - Н
Входят в состав воды и всех биологических соединений
Углерод - С
Входит в состав всех биологических соединений
Азот - N
Компонент белков и нуклеиновых кислот
Натрий - Na
Вместе с хлором входит в состав плазмы крови в концентрации 0,9%. Положительный ион, обеспечивающий полярность мембран живых клеток
Хлор - Cl
Вместе с натрием входит в состав плазмы крови в концентрации 0,9%. Основной отрицательный ион. В составе соляной кислоты присутствует в желудочном соке.
Кальций - Ca
В виде солей составляет твердое вещество зубов и костей, раковин моллюсков и других беспозвоночных. В виде иона незаменим при свертывании крови
Железо - Fe
Входит в состав переносящего кислорода белка – гемоглобина.
Магний – Mg
Входит в состав растительного пигмента – хлорофилла.
Фосфор - P
В виде солей в костях, в виде анионов в составе кислот H2PO4, H3PO4, в АТФ и нуклеиновых кислотах
Бром – Br
Необходим для функционирования нервных клеток
Цинк – Zn
Входит в состав мужских половых гормонов и некоторых белков
Иод – I
Незаменимый компонент гормона щитовидной железы – тироксина
Фтор – F
Входит в состав зубной эмали, делая ее прочной
Бор - B
Необходим в микродозах для роста растений
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО Ученицы (ка) _____________________________________
ТЕМА «Химический состав, структура и функции клетки»
«Узнай органоид»
Запиши название органоида, за правильный ответ 1 балл.
Название органоида
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
«Моделирование клеток».
За правильно названные функции органоидов по 1 баллу, за химический элемент 0,5
Количество баллов _________________________________________________
«Химическая лаборатория».
Напиши формулы веществ. За каждый правильный ответ 1 балл
Поваренная соль____________________
Соляная кислота____________________
Вода______________________________
Хлорид калия______________________
Нитрат аммония____________________
Фосфорная кислота_________________
Нитрат кальция____________________
Запишите уравнения электролитической диссоциации. За каждый правильный ответ 1 балл.
1
2
3
4
5
6
7
«Биологическая лаборатория».
Напишите названия микропрепаратов. За каждый правильный ответ 2 балла.
1
2
3
4
5
6
7
Оценивание:
«Узнай органоид»
«Моделирование клеток»
«Химическая лаборатория»
«Биологическая лаборатория»
Итого баллов
Оценка за урок
15