Нравственно-этическое воспитание младших школьников

Нравственно-этическое воспитание младших школьников.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.А Ухтомский, В.А.Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.
Актуальность этического образования школьников.
Этика - наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Особое значение этики состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно-этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Роль школы в решении проблемы этического воспитания школьников.
Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, т. к. решение данной проблемы одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы - системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, а этическое воспитание должно стать его органичной составной частью.В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.
Цель нравственно – этического направления воспитательной работы - формирование у учащихся младших классов культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения, приобщение учащихся к нравственным ценностям, накопление знаний о нормах и требованиях морали.
Задачи:
- формировать привычку употребления слов вежливости;
-знакомить с правилами поведения в общественных местах;
-учить умению анализировать свое поведение, свои поступки;
-уметь разыгрывать житейские ситуации, высказывать мнение, искать выход.

Начальное образование не включает этику как учебный предмет. Элементы этического воспитания присутствуют на каждом уроке учителя начальных классов, а также во внеклассной деятельности. Нравственно-этическое воспитание должно охватывать все области жизнедеятельности младшего школьника, включая свободное общение на улице, поведение в общественных местах и т. п.
Традиционные методы и формы нравственно-этического воспитания:
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Этические беседы строятся примерно по такому сценарию: -сообщение конкретных фактов, их объяснение и анализ с активным участием всех собеседников; -обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; -обобщение наиболее существенных признаков, конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка правила; -применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.
Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, помочь самостоятельно прийти к правильному выводу. В школе первой ступени этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Примерные темы и содержание этических бесед:
Темы этических бесед
Основное содержание и время 25–30 минут

Кто это выдумал?
Познакомить с тем откуда появились и зачем нужны правила поведения.

Ты вышел на улицу
Правила поведения вне дома: можно ли мусорить и нарушать ПДД

Хозяин и гости
Правила приема гостей. Выяснить как же нужно вести себя в гостях и принимать гостей у себя.

Разговор о разговоре
Умеем ли мы правильно и красиво говорить, чтобы нас понимали окружающие.



Классный час – одна из форм организации воспитательного занятия школьников. Тема классного часа выбирается такая, которая актуальна на данный период времени. В начальных классах практически в каждый классный час включены элементы нравственно-этического воспитания, так как дети пришли в школу с минимальным багажом таких знаний. Например:
Темы классных часов
Основное содержание

Правила поведения в школе
Объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.

Школа вежливости
Ознакомить с этическими нормами поведения, дать представление о вежливом общении, формировать привычку употреблять слова вежливости.

Доброе слово – что ясный день
Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом.

Человек среди людей
Показать значимость образования в формировании положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру.

Можно и не ссориться
Дать понятие детям о саморегуляции в критических ситуациях, воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Учимся быть добрыми
Формирование представлений ребенка о доброте, милосердии, сострадании.

Твой труд дома (инсценировка )
Учить выполнять свои обязанности по дому, воспитывать уважение к старшим.









А ну-ка, девочки!
(КВН для девочек к 8 Марта)
Для чего и как человек одевается.


Давайте жить дружно.
Я учусь дружить.


Чем я богат.
Добрые и злые дела.


Береги свое время и время других.
Как теряется время.


У меня зазвонил телефон.
Телефонный разговор.


Мы читаем земляка-Самуила Маршака.
Чтение-лучшее учение.


День Наума Грамотника.
Каким я хочу быть.


Кем быть?
Терпение и труд рядом живут.






Уважай старших.
Дал слово - держи.


Честность - прежде всего.



Интеллектуальная игра «Обо всем на свете».
Любимые игры.


Нельзя говорить о полноценном нравственно-этическом воспитании, если это будет воспитание только через этические беседы и классные часы. Поэтому, если говорить о системе воспитания, то оно должно проходить красной линией на каждом уроке.
Уроки русского языка и литературного чтения.
Материал в учебниках подобран таким образом, что каждое многие упражнения в русском языке и каждое произведение литературного чтения являются материалом для нравственной беседы. Что же обеспечивает эффективность этого воспитания? Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, проанализировать и сделать выводы. Если на уроках русского языка нравственному воспитанию мы отводим не так много времени, то уроки литературного чтения – это простор для чтения, разыгрывания, обсуждения, анализа и вывода тех ситуаций, с которыми знакомимся. Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой. Например, после чтения рассказа “Печенье” ребята стали размышлять о том, что мы не всегда бываем внимательными к тем, кто с нами рядом. Попытались ответить на вопрос “Добрый ли я человек и почему я так думаю?» Ее же произведение “Долг”, в котором не было сказано о дружбе ни слова, вызвало у детей моментальную реакцию: после слов Вани “И того, что пропало, не вернешь ты мне уже никогда!” - дети хором крикнули: ДРУЖБУ! Ребята стали наперебой рассказывать, как они дружат и берегут дружбу. Такие истории помогают ребятам проанализировать поступки героев и выбрать правильное решение. Всем известно, что самым любимым жанром у детей является сказка. На уроках чтения дети не просто читают тексты сказок, а еще учатся их анализировать, оценивать поступки животных, учатся вместе с ними сопереживать, сочувствовать и любить. Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: зло наказывается, добро восторжествует. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Многие сказки мы разыгрываем. Дети это очень любят.
Окружающий мир
Многие темы по предмету «Окружающий мир» имеют нравственно – этическую направленность, перекликаясь с экологическим воспитанием.


Тема





Что нас окружает.
Чем человек отличается от животного.

Будь природе другом.
Береги природу.

Все профессии важны.
Что красит человека.

Строение тела человека.
Наши помощники.

Если хочешь быть здоров.
Если хочешь быть здоров.

Домашние опасности.
Пожар! Очень подозрительный тип.
Когда ты оказался один.

Наша дружная семья.
Мои родные люди.

Правила вежливости.
Слова приветствия. Хорошие манеры. Добрые слова.

День рождения.
Идем в гости. Праздник в нашем доме.


Этическое воспитание школьников способствует развитию их интеллектуальных чувств, чувств, связанных с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Проектная деятельность школьников дает возможности для развития творческих способностей. В начале 2 класса мы создали групповой проект «Мы дружный творческий класс».
Младший школьник усваивает этические отношения на бессознательном уровне через связанные с ними эстетические переживания. Он вступает в отношения с красивым, доставляющим удовольствие, приятным для него и лишь затем оценивает его с нравственной точки зрения (доброты, совестливости). Поэтому в младшем школьном возрасте большое значение имеют эстетические, наглядные образы, предъявляемые ребенку.
За полтора года мы побывали на спектаклях Белого театра г. Санкт-Петербурга, присутствовали на новогодних представлениях с просмотром спектаклей в СКК «Петербургский», посетили Музей кукол, Зоологический музей, Музей хлеба, Военно - морской музей, Павловский дворец. Мы принимали участие в различных конкурсах поделок, конкурсах рисунков, участвовали в фестивале «Маленькие звёздочки».
Всё это способствует эмоциональному включению учащихся в процесс практического освоения нравственных норм жизнедеятельности.




Разработка классного часа “Дружба – чудесное слово”.
Задачи: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.
Оборудование: плакат “Дружба – чудесное слово”, грамзапись песни “Улыбка”, карточки со словами-качествами друга, карточки с буквами слова “дружба”, пословицы о дружбе написать на доске.
Ход мероприятия
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.
(На доске – буквы, ребята складывают из букв слово дружба)
Учитель: Какое слово получилось?
Ученики: Дружба
Учитель: Наш классный час называется: “Дружба – чудесное слово”.
(Название вывешивается на доску)
– Как вы понимаете слово дружба? (Выслушиваются ответы детей)
– Послушайте стихотворение о дружбе.
Ученик:
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытей для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие.
Беседа.
Учитель: Дружба нужна детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?
Ученики: Наверное, с улыбки.
Учитель: Точно так же считает поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню “Улыбка”. Послушайте, а кто знает – подпевайте.
(Звучит песня)
– О чем эта песня?
– У кого в классе есть друзья?
– Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом?
Работа с пословицами.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем пословицу.
( Дети читают с доски: “Друг познается в беде”.)
– Как понимаете ее? (Выслушиваются высказывания детей)
– Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? ( “Нет друга – ищи, а нашел – береги”. “Новых друзей наживай, а старых не теряй”. )
Разбор ситуации.
Ученик.
Если дружбой дорожить, Можно спорить и дружить, И не вспыхнет ссора Из любого спора.
Ученик.
Есть у меня товарищ Федя, Он очень жаден и упрям. Мы стали с ним делить медведя – И разделили пополам. С тех пор никто на свете снова Обоих мишек сшить не смог: У Феди мишка безголовый, А у меня без задних ног. С. Я. Маршак
Учитель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему?
(Ответы детей)
Учитель
. А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей)
Физминутка.
Выполняется под песню “Улыбка”.
Групповая работа.
Учитель. Каким же должен быть друг? Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
Учитель. Какие качества вы выбрали и почему?
– Почему оставили карточки со словами “злоба, хвастовство, эгоизм, равнодушие”?
– Почему распадается дружба?
– Что нужно сделать, чтобы сохранить дружбу?
(Дети сами выводят правила, которые записываются на доске)
Правила дружбы.
-Уступать
-Не бояться просить прощения, если обидел друга
-Не грубить
-Не жадничать
-Помогать друг другу
-Быть честным
Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Практические упражнения.
“Мостик дружбы” Учитель просит по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.
Упражнение-тренинг Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты?
Поведение итогов.
Почему “дружба” такое чудесное слово?
Какие чудеса могут произойти, если все вокруг подружатся?
џђ Заголовок 1џђ Заголовок 2џђ Заголовок 3џђ Заголовок 4џђ Заголовок 5џђ Заголовок 6џђ Заголовок 7џђ Заголовок 8џђ Заголовок 915