Статья на тему Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА
НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Хамитова Л.Ф., учитель истории МБОУ СОШ № 19 г. Ишимбая РБ

В последнее время заметно актуализируется проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Как известно, под гражданским воспитанием подростков понимается целенаправленное педагогическое воздействие на их самосознание путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего государства, к его законам, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности совершать гражданские поступки. В Российской педагогической энциклопедии гражданское воспитание характеризуется следующим образом: «формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным». К основным же элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, в уважении и доверии к другим гражданам и органам государственной власти, неразрывном взаимодействии и сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
     Именно поэтому работа в этом важном и необходимом для обучения и воспитания направлении решает не только учебно-методические проблемы, но и задачу, сформулированную в модели выпускника школы, который должен быть «духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личностью, способной на сознательный выбор жизненной  гражданской позиции».
      Огромную роль в формировании гражданских качеств и выработки активной жизненной позиции у обучающихся играют уроки истории, где становление гражданственности проходит через изучение положительного опыта становления демократических ценностей в различные исторические эпохи, рассмотрение эволюции гражданско-правовой общественной мысли.
Можно выделить три взаимосвязанных направления гражданского образования. Это, в частности:
- формирование у учащихся так называемой социально-гражданской компетентности,  позволяющей свободно ориентироваться в жизни современного общества, рационально определять способы своего поведения, а также строить необходимые каждому жизненные планы;
- воспитание гражданственности, предполагающей привитие обучающимся системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, основанных на чувстве сопричастности к судьбам своей страны.
 - создание необходимых условий для формирования гражданской активности подрастающего поколения, накопления    им опыта участия в реальных социально значимых делах.
      Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотических настроений и чувств учащихся. Познавая историю Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её будущее и настоящее, учащийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в молодом поколении чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и душевную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас имеются не только достижения, но и ошибки, просчёты, поражения, изучение которых также необходимо и полезно.
Большую значимость в гражданско-патриотическом воспитании в последние годы приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания гражданского воспитания существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Все эти, безусловно, важные задачи невыполнимы без должного, внимательного и всестороннего изучения основных событий как отечественной, так и всеобщей истории.
   Не только сформировать, но  высказать и доказать свою позицию способствуют интерактивные формы обучения, в частности, уроки в форме дискуссий, «круглых столов» и дебатов. Дебаты помогают учащимся сформировать определённые лидерские качества, развивать уверенность в себе, суметь высказать собственную точку зрения и отстоять её
  В качестве примера можно привести следующие уроки: «Революционные события 1917 года: исторический прорыв или трагедия?», «Гражданская война в России 1918-1920 гг.: героическое событие или трагедия?», «Реформаторская деятельность Хрущева: черное и белое», «Нужны ли современному обществу декабристы?», «Столыпин - реформатор или вешатель?», «Народники – герои или террористы». Уроки всеобщей истории также можно построить в проблемно-дискуссионной форме, позволяющей затронуть ключевые и неоднозначные с оценочной точки зрения темы, а учащимся высказать своё собственное мнение.
      Организация обучения на уроках истории по методу проектов  позволяет обогатить учащихся опытом социализации и создать ресурс их гражданского становления в обществе. Каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает ответственность и обязательность при выполнении творческих заданий, взаимопомощь в работе.
С гражданственностью, как указывалось ранее, тесно связано понятие патриотизма. Патриотизм - нравственная и политическая категория, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм олицетворяет связь с историей своей страны, её достижениями, победами, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Ещё в дореволюционные годы большое внимание уделялось патриотической направленности обучения истории. Вопросы патриотизма увязывались, с одной стороны, с привитием учащимся любви к Родине, её героическому прошлому, с другой стороны, - преданностью царю, престолу. В российской педагогической мысли начала ХХ века на достаточно высоком научно-методическом уровне ставились вопросы усиления гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. История как учебная дисциплина в этом русле играла ключевую роль. Руководители образовательных учреждений и педагоги должны были чётко представлять себе, что основные цели и задачи гражданского воспитания учащихся заключались в их умении разбираться в сложных политических, правовых и социальных вопросах, иметь собственную мировоззренческую позицию. Главная воспитательно-педагогическая задача состояла в том, чтобы заложить элементы их будущего общественно-политического мировоззрения и направить их к выработке прогрессивных общественных идеалов; развить «в ученике не способность наблюдать массовую жизнь народов а именно личность, которая смотрела бы на себя, как на творческую силу, способную вести общество к достижению его идеалов и потому ответственную за его настоящее и будущее».
За последнее время, все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая все высказывания о патриотизме можно сделать вывод, что: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа, его обычаям, традициям; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; проявление гражданских чувств; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм и милосердие.
Понятие «гражданственность» также многозначно: это активная и сознательная вовлечённость в дела современного общества; это психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом своей страны; это способность и готовность выступать в роли гражданина; это приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства. Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как политическая активность, политическое участие. Наконец, патриотизм и гражданственность тесно связаны с такими понятиями, как гуманизм и общечеловеческие ценности.
 Российская педагогическая энциклопедия. Т.1.- М., 1993. С. 224.
 Режим доступа: https://refdb.ru/look/1757772.html
 Синельников И.Ю. Российская педагогика рубежа XIX-XX вв. о гражданском воспитании школьников // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 1. С. 24