Статья по теме: «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ»


Гаврилюк Д.В.
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
Статья посвящена формированию нравственных идеалов молодежи, развитию гражданского самосознания, воспитанию чувства гордости за нашу Родину и народ на примерах положительных героев художественных произведений.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.Безусловно, здоровыми, мужественными, смелыми, инициативными, дисциплинированными и грамотными людьми. Но на первом месте перед учителем стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Поэтому воспитание у наших школьников российской гражданской идентичности является приоритетной задачей. «Личностные результаты освоения основной образовательной программы общего образования, согласно п. 9 ФГОС основной школы, должны отражать: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира».
Но это язык документа. А на практике мы должны у школьников воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В этом смысле мне неоценимую помощь оказывают уроки литературы, так как именно здесь «трудится душа», происходит открытие нравственных истин. Именно на уроках литературы учитель прикасается к вечности, они дают возможность оценить поступки людей через художественные образы и понять, что хорошо, а что плохо. «Учат слова, но увлекают примеры», – говорит латинская пословица.
Приведу несколько примеров уроков литературы, где самые яркие имена, фамилии, произведения «работают» на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности:
Ю.П. Казаков, «Тихое утро» (Проблема ответственности человека за всех живущих рядом. Преодоление страха и победа человеческого в душе Яшки);Н.С. Лесков, «Человек на часах», «Левша» («Читая его книги, лучше чувствуешь Русь, со всем ее дурным и хорошим…»);
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба» («…Как умеют биться на Русской земле и … как умеют умирать в ней за святую веру». Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров);В.В. Набоков, «Машенька» – роман о потерянной России.
Во время чтения этих произведений у учащихся развиваются чувства долга, любви к близким, родным, своему краю, стране.
С 5 класса на уроках литературы работаю над понятием «герой в ситуации нравственного выбора». Так, изучая повесть «Уроки французского» В.Г. Распутина, шестиклассники задумываются над такими вопросами: правильно ли поступил герой? Почему? А что бы выбрал я на его месте? Что значит «сделать нравственный выбор»?
Главным при изучении и анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» в 5 классе для меня является ответ на вопрос: почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Известно, дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Какие бы ни были высокие наши устремления, Великая Отечественная война всё равно остаётся для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня. Великой Победе – семьдесят лет, и это не просто историческая дата, обозначающая годы без войны, это время испытания послевоенного поколения. Я согласна с В. Быковым, который говорил, что «война – это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке». Через художественный образ с учениками стараюсь осмыслять нравственные истоки в военных событиях.
Так, недавно я провела читательскую конференцию «Героями не рождаются» по повести В. Быкова «Обелиск» и урок внеклассного чтения «То, что вечно, – человечно» по произведению В. Закруткина «Матерь Человеческая». Очень трогательно прошел урок – творческая лаборатория «Былые годы в памяти не стёрты...» к юбилею Е.И. Носова по рассказу «Костёр на ветру» и урок-размышление по произведению Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» – горький упрёк войне» в 5 классе.
С исключительным мужеством, несокрушимой нравственной силой русского солдата познакомила девятиклассников в рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова. Ребята увидели, что судьба Родины и судьба человека здесь слиты воедино. Стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. Чтение и анализ рассказа мы закончили просмотром фильма, который еще раз дал школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. Выпускники по-новому осмыслили слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
На примерах положительных героев этих художественных произведений формируются нравственные идеалы молодежи, устанавливается живая связь прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину и народ. Именно эти произведения в полной мере смогут подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.
Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Особую роль на уроках литературы отвожу изучению поэзии, яркому, чистому, проникновенному слову поэта. Поле деятельности для учителя здесь безмерное. Чтение, анализ, прослушивание произведений в исполнении актеров, обучение выразительному чтению, красоте исполнения — все это дает возможность окунуться в мир красоты тебя окружающей, вместе с учениками увидеть Россию, Русь, услышать пение птиц, шелест деревьев и обрести гордость, высокое звание – я гражданин, я живу здесь, в России:
В век бесконечного притворства,
И криводушия, и лжи,
Отчизна наша – светлый остров,
Где труд и праздник – для души.
Конечно, воспитание гражданина и патриота — это не единичное какое-то мероприятие, урок, это каждодневный труд учителя, общественности и семьи. А по-другому и не может быть.
Список литературы.
Михалева, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности // Школьная библиотека – М., 2005.
Качество воспитания наших детей: что ответим на трудный вопрос? Народное образование. – 2012. – № 4, г. С. 10–12.
Примерные программы основного общего образования. Литература. – М., Просвещение, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы / под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2011.