Статья на тему «Воспитание патриотизма старшеклассников с ОВЗ через краеведение с применением проектного метода.»
Учитель краеведения ГБ(С)КОУ школа-интернат №71 г. о. Самара
Полтарадняя Елена Васильевна.
«Воспитание патриотизма старшеклассников с ОВЗ через краеведение с применением проектного метода.»
Введение.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Главная задача на современном этапе – повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в деятельность патриотической направленности, сохранение и развитие традиций Отечества. Именно поэтому первостепенный приоритет в образовании сегодня занимает патриотическое воспитание.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что воспитание «должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития», сформулированы важнейшие задачи российского образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Правительство РФ постановлением от 11 июля 2005 года за № 422 утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», которая определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания. Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан, любви и верности Отечеству «как важнейшей ценности одной из основ духовно-нравственного единства общества», обеспечивающей развитие демократического государства. Основные ее задачи «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения, проводить научно-обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержня духовной составляющей России».
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.
Желаемая ситуация в патриотическом воспитании учащихся состоит в том, что наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
В реальности все выгляди не совсем так, как описано выше. Особенно сложно применить критерии оценки выпускника, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сложность связана с физическими и психическими недостатками. Необходимо отметить, что дети с нарушениями интеллекта в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Сложившееся положение осложняется тем, что, к сожалению, отсутствие идеалов, идейный раскол, национальные и государственные противоречия и т.д. обостряют кризисные явления в обществе. Большинство россиян находятся на грани нищеты, в правовом отношении население не защищено, среди молодежи растет индивидуализм и эгоизм, изменения важнейших ценностей, проблемы в развитии культуры, науки, образовании, проблемы в российской армии, пренебрежительное отношение к отечественной истории – все это может привести к непоправимым последствиям патриотического воспитания.
Противоречия заключаются в том, что новые идеологические установки приводят к изменению процесса обучения и воспитания в школе. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край.
Актуальность темы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна. Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.
Выдвинутые противоречия поставили передо мной проблему: Воспитание патриотизма старшеклассников с ОВЗ через краеведение с применением проектного метода обучения и воспитания.
Цель моей работы – разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие и активное использование краеведения при организации учебно-воспитательного процесса в старших классах; показать, что системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой работы с применением проектных технологий – один из путей патриотического воспитания.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме формирования патриотического воспитания через проектную технологию на уроках краеведения.
2.Разработать основные разделы изучения краеведческого материала с применением метода проектов.
3.Подобрать педагогический инструментарий для организации деятельности и оценивания результатов патриотического воспитания.
4.Практическое применение разработанного материала в учебно-воспитательном процессе и определение его эффективности в формировании патриотического воспитания через проектную технологию на уроках краеведения.
Предполагаемые результаты:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат − опыт деятельности − становится бесценным достоянием учащегося и педагога, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Теоритические аспекты проблемы.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. В сознании детей со сниженным интеллектом не существует понятий «Родина», «Отечество», «гражданин». Их нельзя заставить любить свое государство, свою малую родину. Эту любовь нужно воспитывать.
Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:
∙ развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;
∙ повышать интеллект и культурный уровень личности;
∙ расширять кругозор, эрудицию;
∙ приобщать к творческой деятельности;
∙ психологически готовиться к самостоятельной жизни;
∙ повышать нравственность;
∙ воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.
Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Ведущее место среди активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемого материала, повышающих личное участие каждого учащегося и его интерес к учению принадлежит методу проектов.
Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
В обучении краеведению метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по краеведению и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная, т.е. на разных этапах работы имеет место и групповая, и индивидуальная работа. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, буклеты, презентации и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.
Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль над работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задач.
С помощью технологии проекта можно:
- добиться интеграции содержания образования;
- формировать предметные и над предметные знания и умения;
- развивать социальные практики с учётом психофизиологических особенностей учащихся;
- разнообразить учебную деятельность;
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В процессе выполнения проектов происходит социализация личности школьника, который усваивает определённую систему знаний, норм, ценностей, ролей. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность.
Особенно сложно решить эту задачу, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сложность связана с физическими и психическими недостатками ребёнка. Учёт этих особенностей необходим при организации комплексной системы коррекционно-развивающего обучения, для формирования целостной системы универсальных учебных действий в системе специального образования.
Учитывая категорию детей с ОВЗ, мы в своей практике и учебной деятельности используем не исследовательские, а информационно-поисковые или практико-ориентированные проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку к практической работе, практическую деятельность и защиту проекта.
Практическая часть.
ТЕМА ПРОЕКТА: "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ЗУБЧАНИНОВКА"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.
Чтобы убедиться в том, что исследуемая тема будет интересна и полезна для старшеклассников, был проведен социологический опрос. В нем приняли участие обучающиеся 11 классов.
В анкете были предложены следующие вопросы:
1.Как хорошо вы знаете историю своего поселка?
2.Сможете ли вы рассказать о нем?
3.Хотели бы вы узнать больше?
В ходе проведения опроса выяснилось, что обучающиеся плохо знают историю своей области, в частности, историю поселка Зубчаниновка. Выяснилось, что 50% из числа опрошенных обучающихся затрудняются назвать достопримечательности и культурные ценности поселка. Также опрос показал, что учащиеся хотели бы научиться представлять свой поселок и применять свои знания в общении с друзьями. Проанализировав исходный уровень знаний детей о своём селе, а также их интересы в данной области, приступили к работе над проектом «Моя малая родина – Зубчаниновка».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». Воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества. Зреет в сердцах наших детей как наивысший уровень гражданского самосознания – патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой системы воспитания, не теряющая значимости и в современное время.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:
•отсутствие доступной информации по истории своего края;
•отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
•слабое умение представить окружающим полученные знания.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
•Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
•Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ:
•Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
•Обогащать и систематизировать знания детей о Зубчаниновке.
•Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего поселка.
•Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности.
•Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
•Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 11 класса ГБ(С)КОУ школы –интернат №71, родители учеников.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Сентябрь-май.
ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: краеведческий.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•фотографии, рисунки, поделки
•презентации, видеофильмы
•макет улиц города Нурлат
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: центральная детская и школьная библиотеки, интернет, музей, в/фильмы, кабинет истории, архивные материалы школы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
-Уроки, факультативные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1. Начало проекта.
Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы, выбор учащихся для индивидуальной и групповой работы. Обсуждение темы проекта и при необходимости получение дополнительной информации.
В программе краеведения 11 класса при изучении раздела «Моя малая Родина» и в связи с празднованием юбилея поселка, учащиеся предложили разработать проект. Ребята определили тему «Моя малая Родина -Зубчаниновка» и цель проекта.
Также класс из 12 человек разделился на 4 группы- выбрали себе «профессию» - историки (4 человек), литераторы (4 человека), оформители(2человека), редакторы (2 человека).
2. Планирование работы.
Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.Каждая из групп выбрала оптимальный для себя источник информации: печатные или Интернет-ресурсы, подборка необходимой информации.
3. Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.В ходе работы над проектом были организованны экскурсии:
1. Краеведческий музей поселка Зубчаниновка в школе №34: «История основания п. Зубчаниновка»;
2.Обзорная экскурсия: «Имена Зубчаниновских улиц»;
3.Школьный музей им. Петра Еськова средняя школа №147. «Еськов – певец Зубчаниновки»;
Провели совместно с библиотекарем встречу с зубчаниновской поэтессой Людмилой Викторовной Павловой;4. Структурирование информации.
Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат индивидуальной и групповой работы, сделали наброски чернового варианта.
5. Расширение информации.
Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом.
6. Оформление результатов работы.
Обучающиеся подготовили доклады и презентации экскурсий по теме: «Их имена носят улицы нашего поселка.». (Зубчанинов, Достоевский, Гоголь, Грибоедов, Воеводин, Литвинов, Щорс, Невский.)
Оформили выставки книг, рисунков и поделок, фотовыставку: «Зубчаниновка моя – это дивные края»; провели подготовку презентации по теме проекта по предложенному алгоритму.
7. Презентация проекта.
Отчет выполненного проекта с объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая родина» с целью дальнейшего использования).
Анализ.В результате проделанной работы был разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование краеведческой работы с применением проектных технологий с целью патриотического воспитания старшеклассников с ОВЗ. Было выявлено, что работа над проектом дает неограниченные возможности для развития и саморазвития учащихся, предполагает творческий поиск, а моя роль - советы по организации работы, консультации при отборе материала, своевременная корректировка деятельности учеников, качественная и количественная оценка деятельности учащихся, с учетом особенностей, обучающихся с нарушением интеллекта.Разработка проекта – это коллективная работа учащихся и учителя, одна из форм сотрудничества. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником, у детей исчезает барьер страха. Ребята чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.
Проектная деятельность позволяет изучать не только программный материал, но материал, выходящий за пределы учебной программы, используя информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их реорганизация.
Планомерное поэтапное знакомство с содержанием всех разделов программы, активная экскурсионная работа, создание и использование проектной деятельности ориентирует учащихся с нарушениями интеллекта на организацию личностного познания родного края от непосредственного ощущения и восприятия к осмыслению изучаемого материала.
В заключении хотелось бы отметить, что использование проектного метода делает процесс обучения детей с нарушениями интеллекта интересным, качественным, результативным. Учащиеся с ОВЗ смогут не только пассивно воспринимать изучаемые объекты на элементарном уровне, но и анализировать, пережить историю своего родного края, особенности природы, культуры своего народа. Дети пропускают материал «через себя», обогащают свой чувственный опыт, их образные представления становятся более четкими, яркими. Проектная деятельность на уроках краеведения позволяет реализовать междисциплинарные связи с уроками ОКГ, географии, литературы; проводить интегрированные уроки, обладающие большой эффективностью и коррекционным потенциалом.
Благодаря проектной деятельности в учебных кабинетах накапливается материал, использующийся в качестве наглядного пособия.
Заключение. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному краю, городу, поселку, малой родине.
Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
литература.
Ляхов И.И. Проектная деятельность-М.1996
Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород,2002. – С. 21.
Концепция модернизации образования // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М., 2002. – С. 270 Державин Г.Р. Арфа // Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова. – М., 1986
Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». М., 2005. – С. 7.
Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, 2002. – С. 19.
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. № 8. 2006. С. 68.
Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007. – С. 208, 211-214.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. (Мыслители XX века).
Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. № 8. 2006.
Краеведение – это всегда краелюбие // http://his.1september.ru/2004/22/4/htm/
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис-пресс, 2005.