Воспитание гражданственности и патриотизма через содержание учебного материала на уроках математики
Воспитание гражданственности и патриотизма через содержание
учебного материала на уроках математики
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Перед каждым воспитателем, учителем, родителем стоит задача – воспитать у ребёнка любовь к Родине, стремление к миру, уважение к человеку, к труду, активную жизненную позицию, отношение к знаниям как средству совершенствования жизни.
Формирование гражданских качеств личности школьника идёт в течение всех лет учёбы и воспитания в школе. Основным пространством воспитательного процесса является урок. Одна из острых проблем – развитие воспитательной функции урока (наряду с двумя другими – обучающей и развивающей). Есть типичное заблуждение: обучение само по себе является средством воспитания, т.к. материал предмета содержит воспитательный заряд, но это не всегда так. Ребёнок духовно созревает лишь в том случае, если переживает в процессе познания личную позицию, если учебный материал перестаёт быть просто суммой знаний. Хорошо в этом смысле гуманитариям. А как быть математикам?
На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности. Абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке, оснащаются, дополняются и иллюстрируются различным конкретным содержанием. Сюда входит содержательный материал текстовых задач, исторические сведения, различного рода приложения и т.д.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.
Воспитательная функция математики осуществляется и через содержание учебного материала, в частности через подбор математических задач.
Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации. Воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала. Многие стороны человеческих отношений, состояний и поступков могут быть подсказаны подтекстом задачи.
Задачи могут быть прикладного характера, идейной направленности, сюжетные, нестандартные.
На примере хорошо составленных задач прикладного характера учащиеся убеждаются в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, в её пользе и необходимости для практической работы, видят широту возможных приложений математики. При решении таких задач возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность, приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе.
Примером задач прикладного характера, несущие в себе задачу воспитания гражданина, могут быть задачи экологического содержания. Они позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
На своих уроках в зависимости от темы и класса, я использую такие задачи:
1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?
Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.
3. В палаточном лагере на площади в 1га за три месяца отдыхают 10 тысяч туристов. За сутки один невоспитанный турист может: 1) сжечь 1 м3 древесины; 2) оставить на дереве автограф площадью 1дм2; 3) сломать до 10 молодых деревьев.
Какой вред могут принести лесу 10 тысяч невоспитанных туристов?4. Одна тонна металлолома позволяет сэкономить 2 тонны руды и 1,3тонн угля. Ученики собрали 8 тонн металлолома. Сколько руды и угля сэкономили ученики?5. Сегодня в распоряжении человечества находится 11 миллиардов гектаров пахотной земли, которая может прокормить 47 миллиардов человек. Сколько человек кормит 1 гектар пахотной земли?
6. Образование плодородного гумусового горизонта мощностью 20см происходит в течение двух тысячелетий. При ускоренной эрозии (под влиянием деятельности человека) разрушение того слоя может произойти за 10 лет. Во сколько раз скорость разрушения гумусового слоя больше скорости его образования?
7. С 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц. Из них гибель 86% птиц связана с деятельностью человека. Сколько примерно видов птиц погибло по вине человека?
В задачах идейной направленности использую материал газет, данные из жизни страны. Всё это даёт возможность развивать у учащихся чувство причастности ко всему. Что происходит в мире. Эти задачи необходимо методически обрабатывать так, чтобы заключённая в задаче идея затронула детскую душу. Только в этом случае можно добиться того, что у школьников появится потребность обработки встречающейся им информации. Они научатся владеть языком цифр, формул, графиков, применять его для осмысления величин и фактов, отражающих действительность.
Приведу примеры таких задач.
Тема: «Проценты»
Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
Тема «Круговые диаграммы»
Ученикам рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту. После этого предлагается такая задача.
«Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска. Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники.»
Решение сюжетных задач, включающих исторические сведения, способствуют развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету, пробуждает чувства сопричастности к делам великих предков. Такие задачи позволяют погрузиться в прошлое, реально представить его картины, стать участником былых событий.
Приведу пример из жизни блокадного Ленинграда. Речь о ценности хлеба.
Задачи.
1.Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг?
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки?
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.
5. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?
Усилить воспитывающие функции задач позволяет решение специально подобранных нестандартных задач:
1. В Сталинградской битве участвовало 1, 104 млн. человек. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Сталинграда». Ею были награждены 64% участников битвы.
Сколько человек получили такую медаль?2. В Сталинградской битве участвовало 1, 104 млн. человек. В этой битве погибло 7200 солдат и офицеров. Какую часть составляют погибшие воины? Сколько человек после этой битвы продолжили защищать Родину? 3.Скульптура «Родина-мать зовет!» сделана из блоков предварительно напряжённого бетона 5600 т бетона и 2400 т металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Какова масса скульптуры? Меч длиной 33 метра и весом 14 т.. Какую часть составляет масса меча от массы всей скульптуры? На этапе обобщения знаний и умений, формируемых на уроке, осмысливается и домашнее задание. Необходимо использовать разнообразные виды домашних заданий. Поиск и подбор числового материала для составления задач является важной формой, способствующей патриотическому воспитанию учащихся. Школьники при этом получают навыки анализа и использования научной и политической информации, становятся в курсе важных событий как внутри страны, так и за её пределами.
Задача с домашним заданием: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:
а) площадь зелёных насаждений нашего района?
б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?
Таким образом, главный путь решения воспитательных задач на уроках математики – укрепление связи обучения с жизнью, практикой. А связь эта осуществляется через содержание задач, которые несут в себе информацию о труде, об истории, об экологии, экономике и других областях жизни. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а формирует их как Личность, Гражданин.
15