Статья Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики
Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики
Мельничук Татьяна Андреевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
учитель математики, информатики и ИКТ
Развитие современного общества, коренные изменения в социально-экономической и политической жизни порождают новую парадигму в отношениях государства и гражданина.
В нынешних условиях крайне важным является актуальное осмысление понятия гражданственности, выработка критериев активной гражданской позиции каждого члена общества, преобразование отношений внутри семьи, школы, социума, укрепление нарождающихся демократических традиций.
Специфика многонациональной культуры России и Хакасии в частности, обычаев населяющих его народов, новые социально-экономические условия оказывают влияние на становление демократического общества. Оно требует формирования особого типа личности, характеризующегося толерантностью, гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностью в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью. Воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить своё Отечество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к человеку.
Рассматривая проблему воспитания основ гражданственности у школьников, мы ограничились четырьмя элементами гражданственности: патриотизм, права, обязанности, экология.
Главный путь решения воспитательных задач на уроках математики – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется через содержание задач, которые несут информацию о труде, о профессиях, о спорте, об истории, об экономике и других областях жизни.
Математика… Решение задач. На первый взгляд, с гражданственностью нет ничего общего, но только на первый! Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах.
Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Для реализации цели выдвигаю следующие задачи:
- разработать математические задачи с использованием краеведческого материала;
- реализовать данный материал в системе уроков;
- систематизировать данный опыт.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:
а) площадь зелёных насаждений вашего города?
б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
На своих уроках я использую такие задачи:
1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
2. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?
Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.
В настоящее время существует потребность в формировании гражданской направленности личности, сознающей ответственность за свою судьбу, за будущее своего города, своей республики, России. Поэтому я на своих уроках использую задания, связанные с историей родного города и страны в целом.
Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры задач, которые можно использовать на уроках.
Тема «Площадь прямоугольника»
В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2 рабочей площади гусениц?
Ответ: 48 кг/ дм 2 .
Тема «Круговые диаграммы»
Ученикам рассказывается о героизме жителей блокадного Ленинграда, которые в условиях блокады, холода и голода помогали фронту. После этого предлагается такая задача.
«Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска. Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники.» Тема « Действия с десятичными дробями»
Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.
I. ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100 II. ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100
(1896 г. – год рождения) (1974 г. – год смерти)
Использование регионального компонента на уроках математики способствует воспитанию гражданственности. Пробудить чувство гордости за свою «малую родину» можно через сюжеты задач. Формирование гражданских качеств учащихся на уроках математики происходит и благодаря использованию активных методов обучения.
К работе по составлению подобных задач привлекаю самих учащихся. Это способствует развитию не только математических способностей, но и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь ребятам необходимо собрать материал, обработать данные.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. За время обучения в школе ученик не только обогащается множеством разнообразных знаний и умений, но и формируется как Человек, Личность, Гражданин.
Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее.