Конспект занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе на тему Цвети мой край родной
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Цвети мой край родной»
Выполнила: воспитатель Шалунова Л.А.
с. Починки
Пояснительная записка
Цель:
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к Родине.
Задачи:
-формировать любовь к родному краю;
-формировать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, стране;
-развивать бережное отношение к посёлку ( достопримечательностям ,культуре, природе)
-расширить представление детей об образе берёзы - символе России в поэзии, музыке, искусстве;
-развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства;
-развивать грамматически правильную речь, чётко выражать свои мысли.
Актуальность.
Родина. Отечество В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу.
Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Воспитание детей идёт с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где выросли, к Родине.
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
-принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих);
-принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
-принцип психологической комфортности.
Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:
-наглядно-действенный (рассматривание репродукций картин, наблюдения, экскурсии);
-словесно-образный метод наиболее эффективным представляется в процессе:
-чтения стихотворений,
-бесед с элементами диалога,
-обобщающих рассказов воспитателя,
-ответов детей на вопросы педагога,
-проведения игр:
-практический метод используется:
-при проведении дидактических и подвижных игр:
-при организации продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия);
-игровой приём (игры, хоровод),
-использование проблемных ситуаций.
Предварительная работа.
-Наблюдение за природой во время прогулок.
-Заучивание стихотворений.
-Рассматривание картин русских художников-пейзажистов.
Наглядно-демонстрационный материал.
-Картины художников:
И.Левитан «Берёзовая роща»
И.Шишкин «Берёзовая роща»
А.Куинджи «Берёзовая роща».
-Карта России.
-Герб Починок.
Оборудование и материалы.
Для воспитателя: аудиозаписи.
Для детей: зелёные ленточки для хоровода; листочки с различных деревьев.
Итоговым результатом является активное участие детей и их родителей в оформлении выставки «Что мы Родиной зовём?». Дети закрепили представление о крае, в котором они живут, повторили элементарные правила, соблюдая их, наш край будет ещё лучше.
Литература.
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград,2007г.
2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с социальной и окружающей действительностью. – М.,2004г.
3.ДанилинаГ.Н.Дошкольнику об истории и культуре России. – М., 2003г.
4. Дыбина О.В. Что было до- М.,2004г.
5. Новицкая М.Ю. Наследие .Патриотическое воспитание в детском саду. – М.,2003г.
6. Оверчук Т.И. Мой родной дом. – М.,2004г.
7. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград, 2008г.
8. Ревина Е.К. Герб и флаг России. – М.,2002г.
9.СоловьёваЕ.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка - М.; Обруч,2011г.
10.С любовью к России. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2007г.
Ход занятия
-Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам, гостям. Давайте друг другу улыбнёмся. Вот и прекрасно. Теперь красиво сели.
Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов русского писателя М.Пришвина: "Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - нужна вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина"
-Вот сегодня мы и поговорим о Родине.
(Диалог между 2 детьми)
1-й.-Как бы я сейчас хотела увидеть Родину.
2-й.Ой, да ты же её каждый день видишь.
1-й.-Но где же она?
2-й.-А ты посмотри по сторонам, что видишь?
1-й. -Ничего нет.
2-й.-Получше посмотри, где ты стоишь?
1-й. -На полу.
2-й. -Вот именно, Родина начинается с этого пола, с родительского крыльца, с маминой колыбельной.
В-ль: Родина для маленького человека начинается с семьи. Родной дом - это начало начал. Родной дом-это и детство в нём, и родители, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
А вот есть ещё один дом, где вы бываете целыми днями. Здесь вы играете, спите, гуляете, занимаетесь... Что это за дом?
(Детский сад)
Да это детский сад, где мы проводим много времени, должны беречь. А как?
-Содержать в чистоте и порядке игровые уголки.
-Книжки не рвать.
-За собой игрушки убирать.
-Мебель не портить.
-На занятиях быть внимательными.
-Друг с другом не ссориться.
-Быть доброжелательными по отношению друг к другу.
-Да, ребята, этот дом мы должны содержать в чистоте и порядке, потому что это наш второй дом. И этот дом является частичкой нашей России.
У каждого из нас есть дорогой сердцу уголок: село или город, где стоит родной дом Это малая родина человека. Как называется место, где мы живём (Починки). Значит, Родина для человека начинается с малой родины (герб Починок).
Дата принятия 1781 г. Описание: В верхнем поле Нижегородский герб, в нижнем - золотой конь в зелёном поле, означающий знатные конные заводы, находящиеся в окрестностях села.
Олень является символом благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости.
Починки находятся в Нижегородской области.
-Множество таких вот уголков составляет нашу великую Родину. Наша страна очень велика. Посмотрите на карту.
-Если сесть в самолёт и пролететь над территорией России, то можно увидеть и горы, и пустыни, и реки, и леса. Значит, Родина начинается с родной природы (картина)
У русского человека есть дерево, которое очень любимо - это берёза. Берёза - символ России. Ни в одной стране нет столько берёз, как в России. Мила она русскому человеку. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, зимой или осенью. Русской берёзке одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде. Где бы ни росла берёза - всюду она приносит людям радость и свет. Сколько улиц названо в честь нашей красавицы!
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурые берёзки - символ
Родины моей!
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Если бы дали берёзке расчёску-
Изменила б берёзка причёску.
В речку как в зеркало глядя
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
-Кто придумал на Руси
Хороводы эти?
Хоть полмира обойди,
Нет красивей в свете!
Кто соткал такой узор?
То душа народа.
Кто украсил полотно?
Русская природа.
Исполняется хоровод «Берёзка»
-Ребята, как называется место, где растут только берёзы (берёзовая роща, березняк).
Россия славится могучим деревом - дуб. Как называется лес, в котором растут только дубы? (дубрава)
Какие ещё деревья вы встречали в наших лесах? (клён, липа, осина, тополь, ель, сосна)
-Как называется лес, в котором растут разные деревья? (смешанный лес)
Игра « С какого дерева листочек?»
(с берёзы - берёзовый,
с клёна - кленовый,
с дуба - дубовый и. т. д.)
-Что такое лес??? (ягоды, грибы, животные, птицы)
Лес-это место прогулок. Гуляя по лесу, нужно соблюдать некоторые правила.
-Вы гуляли по лесу и увидели на поляне цветы необыкновенной красоты. Как вы поступите?
-Вы гуляли по лесу и увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите?
-После отдыха у костра вы собрались домой. Как поступить с мусором? Почему?
Д/и «Охотник»
-Ребята, если мы будем беречь, охранять природу, то она будет выглядеть так, как запечатлили её русские художники на своих полотнах (Шишкин, Левитан..)
-Дорогие ребята и уважаемые гости, сегодня мы задали себе очень важный вопрос « С чего начинается Родина?». Я думаю, что мы с вами сообща нашли простой и понятный ответ: Родина - это и семья, и родной край, и наша природа. А кто из вас может продолжить мои слова? (дети называют слова и понятия, из которых складывается образ Родины: хлеб, Москва, Пушкин, Гагарин, флаг России)
Слово «Родина» похоже на такие слова, как «родной», «родственник», «родник», «родимый». Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём
И берёзки у дороги,
По которой мы идём
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над кремлём
Прекрасно! Значит мы вновь и вновь будем говорить о Родине. Наша страна богатейшая, сильная своим духом, с честью выдержала все трудные испытания, выпавшие на свою долю. И мы с вами должны осознавать это. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим!
Берегите Россию, Нет России другой,
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!