Методический материал Проектная деятельность учащихся (5-8классы)
Проектная деятельность учащихся.
Активность учения человека была обоснована Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном. Разработке методов, приемов, способов, организации учебной деятельности как самоизменения и саморазвития личности посвящены исследования Ш.А. Амонашвили, О.С. Анисимова, В.В. Давыдова и др.
Активные методы обучения – это методы, в которых созданы условия для проявления активности субъектов совместной деятельности «учение-обучение». Особенностью активных методов обучения является то, что их реализация возможна лишь через совместную деятельность педагога и учащихся.
Активные методы обучения характеризуются:
принудительной активизацией мышления обучаемого, т.е. учащийся должен быть активным независимо от его желания;
обеспечением постоянной вовлеченности учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть устойчивой и длительной;
самостоятельной выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности учащихся;
постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе диалогической и полилогической форм организации учебного процесса;
проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности преподавателя и учащегося в совместной деятельности «учение-обучение».
Условно все формы и методы разделяются на эвристические (творческие, непрограммируемые, ведущие к открытию новых путей) и программируемые (алгоритмические, выполняемые по определенным предписаниям, программам). Для программируемых форм и методов используется определенный алгоритм, или правила, а для творческих – научно обоснованная модель, или схема.
В настоящее время в основу классификации активных методов обучения положены два признака:
наличие модели процесса труда (трудовой деятельности);
наличие ролей.
Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения по Ю.С. Арутюнову.
В образовательную область «Технология» и «Искусство» включён метод творческих проектов - ведущий в технологической подготовке. Он предполагает в проектную деятельность школьников, в процессе которой они активно усваивают знания, умение, навыки, обретают опыт творческой работы.
В процессе совместной проектной деятельности педагог даёт учащимся профессиональную консультацию, помогает им осознать свои творческие возможности, найти наиболее рациональный способ выполнения и оформления проекта, таким образом, педагог перестаёт быть основным источником и контролёром знаний, он становится консультантом, организатором деятельности класса и каждого школьника. Это кардинально меняет дидактическую сущность учебного процесса.
Творческий проект – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения в совместной с учителем деятельности. Проект выполняет в три этапа:
Исследовательский (подготовительный)
Технологический
Заключительный
К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, системность, творческая направленность, посильность, эстетичность и практическая значимость.
Исследовательский (подготовительный) этап.
На этом этапе решаются такие задачи:
Поиск проблемной области (потребность в определенных предметах или, чем я могу помочь в этом, интерес к различным явлениям жизни);
Выбор и обоснование проекта (как выбрать тему, какой объект изготовить и почему из множества вариантов идей выбрана эта);
Анализ предстоящей деятельности (что необходимо для успешной работы, предлагаемые ее результаты).
При поиске работы проблемной области учитель предлагает школьникам банк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и оценивания.
Кроме вербальных методов (рассказ, объяснение), на этом этапе используются демонстрация ранее выполненных проектов, информационная поддержка (ознакомление с автоматизированным банком проектов).
Алгоритм выполнения проекта.
На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранного изделия или услуги, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Здесь прослеживается общественно – историческая детерминация обучения, позволяющая восстановить этапы возникновения и развития выбранных учащимися изделий, объектов, технологических систем. Учитель помогает школьникам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Возможны посещения музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально – документальных фильмов.
На основе этой работы школьники выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений, проблем конструкции, материалов и дизайна будущего изделия.
Технологический этап
Этот этап проектной деятельности решает такие задачи:
Выполнение технологических операций (какие приемы и операции оптимальны для изготовления изделия, какие знания и умения необходимо приобрести, как повысить качество и производительность труда); соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности. При выполнении технологических операций школьники с помощью учителя подбирают режим обработки материалов, осуществляют самоконтроль качества обработки, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.
Заключительный этап
В этом этапе школьники проводят:
корректировку деятельности (соответствует ли выполненное изделие, услуга смыслу, каковы достоинства, недостатки в сравнении с эталоном; экологическое обоснование проекта экологические достоинства и ограничения изделия в сравнении с замыслом; мини - маркетинговое исследование осуществить реализацию изделий, извлечь, заинтересовать общественность, потребителей в данного рода; контроль и испытание изделия; защиту проекта. Оценивание проекта включает такие аспекты: аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы. Объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта, аргументированность предлагаемых решений, подходов, оригинальность темы, оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки, оформление текста, качество эскизов, схем, рисунков, оригинальность. Оценивается также качество доклада, готовность докладчика ответить на вопросы. Не все учащиеся могут сразу представить законченную работу, поэтому этап защиты проекта можно перенести на следующий урок, когда проектные работы учащихся будут готовы.
Все выполненные проекты оцениваются по следующим критериям:
Критерии оценки проекта
- Актуальность проблемы проекта.
- Корректность методов исследования.
- Активность участников проекта.
- Характер общения участников проекта.
- Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей.
- Умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления проекта.
-Умение отвечать на вопросы.
Мне бы хотелось сказать, что каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
Почему же нельзя обойтись прежними методами обучения? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.