Консультация для воспитателей «Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
Консультация для воспитателей «Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014г., ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребёнка дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса. Иными словами художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способствовать к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.
Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи художественно-эстетического воспитания в различных образовательных областях.
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Виды детской деятельности.
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности:
*в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;*для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в детском саду.
Возраст Ведущая деятельность Возрастосообразные формы музыкальной деятельности Возрастосообразные формы изобразительной деятельности Возрастосообразные формы восприятия художественной литературы и фольклора
1 – 3 года Предметная, предметно-манипулятивнаяИгровое экспериментирование со звуками на предметной основе.
Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).
Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.).
Музыкально-игровые приёмы ( звукоподражание).
Музыкальные и музыкально-литературные загадки.
Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры.
Музыкально-двигательные игры-импровизации.
Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)
Игровое экспериментирование с материалами.
Рассматривание предметов, игрушек, картин и иллюстраций к книгам.
Дидактические игры.
Рисование
Лепка
Аппликация из готовых форм
Конструирование из песка
Моделирование сказок
Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям
Прослушивание детьми литературных произведений
Театрализованная деятельность
Игры-потешки, игры-инсценировки
Выставка книг
3 – 5 лет Игровая (сюжетно-ролевая игра) Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра)
Музыкальные игры-фантазирования.
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.
Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия.
Музыкально-дидактические игры.
Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений.
Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием.
Концерты-загадки.
Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке. Наблюдение
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
Создание коллекций
Украшение личных предметов
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
Самостоятельная изобразительная деятельность Оформление уголка чтения.
Ситуативный разговор с детьми
Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная)
Продуктивная деятельность
Беседы о прочитанномСочинение загадок
Проблемная ситуация
Использование различных видов театра
Продуктивная деятельность
Рассматривание иллюстраций
Выставка книг
5 – 7 лет Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности. Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
Музыкально-дидактические игры.
Компьютерные музыкальные игры.
Проектная деятельность.
Исследовательская (опытная) деятельность.
Театрализованная деятельность.
Хороводная игра.
Музыкальные игры-импровизации.
Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).
Клуб музыкальных интересов.
Коллекционирование (в т.ч. музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Занятия (рисование, аппликация, худож. конструирование, лепка)
Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
Экспериментирование
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
Тематические досуги
Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
Проектная деятельность
Создание коллекций Чтение
Обсуждение
Рассказ
Беседа
Игра
Самостоятельная деятельность в книжном уголке и театральном уголке (рассматривание, инсценировка)
Викторины по литературным произведениям
Театрализованная деятельность. Оформление уголка чтения.
Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
Занятия по ознакомлению с биографией писателей.
Выставки детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений.
Создание детьми книг – самоделок (книжки – малышки).
Празднование именин произведения.
Оформление макетов по мотивам любимых сказок.
Конкурс книжек-малюток.
Посещение занятий в городской детской библиотеке.
Экскурсии в библиотеку
Сочинение собственных сказок, рассказов, стихов.
Выразительное чтение стихов.
Ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация
Проектная деятельность
ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:— развитие творческого потенциала ребенка;— развитие образного, ассоциативного мышления;— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;— становление эстетического отношения к окружающему миру;— формирование элементарных представлений о видах искусства;— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Творческий отчёт по теме: Мелкая моторика в Развитии речи дошкольника.
«Мелкая моторика в развитии речи дошкольника»
Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают что, уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Я считаю, что проблема исправления речи в наше время является актуальной.
Цель работы
: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка через развитие мелкой моторики. Но мы не только развиваем мелкую моторику пальцев рук через определённые зоны в коре головного мозга, но и всесторонне развиваем ребёнка (детскую речь, повышаем работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулируем интеллектуальную и творческую деятельность) .Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении способствуют формированию мелкой моторики, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта.
Система работы строится поэтапно:
1. Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики и её анализ .
2. По результатам диагностики строится работа, направленная на развитие мелкой моторики рук, и организация работы с семьёй;
3. анализ проведённой работы - методический, диагностический и практический :(проведение развлечения «Ферма кота Матроскина», обобщение опыта в форме творческого отчёта, в изготовлении метод. пособия «С пальчиками играем- речь развиваем», консультации для родителей, мастер-классы, презентации упр-ний для развития м. м) .
Для достижения цели используются различные
формы и методы
и приёмы развития мелкой моторики
:
1. Массаж и самомассаж(карандаши, мячики, орехи, сыпучие материалы – манка, песок, горох, фасоль, бигуди, пуговицы) и без предметов (поглаживание, пощипывание, постукивание (похлопывание, растирание, разминание)
2.Пальчиковая гимн., пальчиков. игры:
- со стихами, - скороговорками, - звуками (фонетическая ритмика)
- по цвету, - по лексическим темам,
- рассказывание стихов, - рассказов, - сказок
3.Показ руками позы на фотографиях,
4.Графические упражнения:
- Раскрашивание по заданию
- Дорисовывание - Перерисовывание – Штрихование
5.Игры с предметами:
- губки ;- нитки ;-сыпучие материалы (выкладывать, перебирать, пальчиковые бассейны; пипетки;- прищепки, - палочки, спички, карандаши
6.Сюжетно – ролевые игры
7.Игры и упражнения: - пазлы, - головоломки, - вкладыши,
- Мозаики- Пирамидки- Застежки - Шнуровки- Кубики
Пескотерапия
8. Театр: Теневой, пальчиковый, бумажный, плоскостной
9. Занятия продуктивной деятельностью
- Рисование: красками и кисточками, карандашами, руками, пальцами, перьями, мелками, бумагой, полосками, травинками…. - Аппликация (разные материалы, разные размеры и формы, сочетание материалов и приемов)
И конечно же, выполняя упражнения, обсуждайте всё, что происходит.
Наряду с общедидактическими принципами
(наглядность, систематичность, последовательность, доступность и д. р.) данная система работы требует соблюдения следующих принципов: - принцип индивидуального подхода, учет личностных и возрастных особенностей;
уровень физического и психического развития детей;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МБДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса)
В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов.
Эффективность
данной работы прослеживается по результатам диагностики состояния ручной моторики .Опыт работы показал, что у детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность, дети научились работать в коллективе, общаться.
Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться. В перспективе я буду продолжать работу по развитию моторных и графических навыков у детей, и по освоению, творческому применению инновационных методов и приемов по данной теме в практике своей работы.