Урок по литературе «Контрастное построение рассказ как способ выражения его идеи (по произведению Толстого «После бала»)
Тема «Контрастное построение рассказ как способ выражения его идеи (по произведению Толстого «После бала»)
Цель: рассмотреть особенности композиции; познакомиться с понятием контраста, как художественным приемом, на котором строится рассказ; формировать навык исследовательской работы с текстом, выразительное чтения, развитие коммуникативных способностей учащихся
Оборудование:
Иллюстрации картин В. Кандинского «Чёрная дыра», музыкальный фрагмент Ф. Шопена «Мазурка ХХ», текст рассказа "После бала", компьютерная презентация, карточки оценки эмоционального состояния, раздаточный материал.
Ход урока
1.Орг. момент.
2. «Погружение в тему»
- В начале урока мне хотелось бы задать вам необычный вопрос: что влияет на душевное состояние человека?
- Прослушайте фрагмент музыкального произведения, оцените эмоциональное состояние, полученное от музыки. (карточки цвета)
- Какова цель нашего эксперимента?
- Мы живём в мире, полном звуков, красок, полутонов, а они, в свою очередь, влияют на наши чувства и эмоции. И не случайно многие из вас выбрали не чёрно-белый вариант, а другие цвета: желтый, синий, красный. В жизни человека бывают случаи, когда он испытывает противоречивые чувства. Сегодня на уроке мы будем рассматривать литературное произведение, в котором главному герою тоже приходится испытывать разные чувства, делать свой выбор.) на доске РАДОСТЬ - ГРУСТЬНа прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством гениального русского писателя Л.Н.Толстого. В своих произведениях он раскрыл все самые хорошие, светлые стороны жизни человека и самые плохие, такие, за которые людям стыдно. Мы вспомнили события 40-х и 90-х годов 19 века. К ним обращается Л.Н.Толстой в рассказе «После бала»
Именно над этим небольшим по объёму, но удивительным по глубине переживаний и эмоциональности рассказом мы начнем работать сегодня на уроке.
3. Работа над темой урока
Запись в тетрадь – число, классная работа, тема урока
Работа над темой урока (выяснить… что такое построение произведения – композиция, идея произведения….. познакомиться с понятием контраста, как с художественным приемом, на котором строится рассказ)
4. История создания рассказа (реализация домашнего задания)
- Расскажите, что вы знаете об истории создания этого рассказа?
5.Выявление первоначальных впечатлений о прочитанном.
Дома вы прочитали рассказ «После бала»
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- На какие части можно условно разделить рассказ?
(вступление, бал, после бала, заключение) – схема на доске или слайд
Заключение
На балу
После бала
Вступление
Заключение
На балу
После бала
Вступление
Вступление в рассказе.
- От чьего лица ведется повествование в рассказе?
- Почему именно Иван Васильевич рассказывает обо всем?
- В каких еще произведениях используется такой прием? («Ася» Тургенев, «Капитанская дочка» Пушкин, «Мцыри» Лермонтов)
- Как называется такой прием композиции? Какой смысл придает он художественному произведению? (самоанализ и самораскрытие, герой комментирует и оценивает свои поступки) запись на доске ЮНОСТЬ – ЗРЕЛОСТЬ
Возвращаемся к схеме. Рассказ Ивана Васильевича поделили на 2 части.
- Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Верно, это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина)
6. Анализ первой части рассказа (по ходу урока заполняют таблицу, заготовки каждому в начале урока)
- О чем вспоминает в своем рассказе Иван Васильевич? (проверим с помощью викторины или фронтальный опрос)
- Назовите эпизод и героев, увиденных вами в этой сцене?
- Где и когда проходил бал? (рассказ о Масленице, Прощеном Воскресенье, Чистом понедельнике – что знаете об этих праздниках?)
- Что за танец «проходит» с Варенькой герой? (вальс)
- Какую яркую деталь в одежде Вареньки вспоминает герой и через 50 лет? (розовый пояс)
На экране отрывок из текста.
Вставьте в местах пропуска эпитеты, с помощью которых рассказчик рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, отца Вареньки.
Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный.
Губернский предводитель – добродушный старичок.
Жена его – тоже добродушная.
Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У неё – сияющее, разрумянившееся ямочками лицо и ласковые, милые глаза.
Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой. (какие цвета использует, вывешиваю на доску)
- Какая деталь, объединяющая Вареньку и ее отца, присутствует в описании? (зачитать из текста)
- О чем свидетельствует совпадение деталей в изображении Вареньки и ее отца? (обратить внимание на такую деталь как «замшевая перчатка» полковника)
Пользуясь опорными словами, которые вы видите на экране, составьте связный ответ на вопрос «Что чувствовал герой рассказа на балу и почему?»
Иван Васильевич не только любовался, но и с восторженным умилением смотрел на Вареньку, умиляясь даже мягким отцовским сапогам. Герой был доволен, счастлив, добр, потому что влюблён, молод, красив, беспечен. Ему казалось, что все любуются Варенькой. Иван Васильевич танцевал легко, не чувствуя тела, как будто неземное существо, способное на одно добро. Он признавался собеседникам, что любовь к Вареньке освободила всю его скрытую способность к любви. Герой обнимал в то время весь мир своей любовью. На балу Иван Васильевич был бесконечно счастлив.
- На балу герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой, наполнен ощущением счастья, молодости, красоты. И вот бал окончен. Иван Васильевич не может уснуть, он снова на улице.
7. Анализ второй части рассказа.
- Найдите в тексе слова, помогающие понять, что настроение вдруг меняется. (зачитывают)
- В какой момент это происходит?
- Какие цвета использует автор в изображении этой сцены? (черный, красный – вывешиваю на доску)
- Что теперь слышит герой? (звуки флейты и барабана, другую, жестокую, неприятную, визгливую мелодию, свист палок и их шлепки по спине солдата)
- Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (стыдно, больно, тоскливо до тошноты) ОБРАЩАЮ ВНИМАНИ НА ДОСКУ, ГДЕ ТОЖЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ)- Итак, зачем автору понадобилась первая часть? (чтобы понять, почему герой изменил свой выбор) - Как называется такой прием? (антитеза)
- В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты - сцена бала и экзекуция.
- В литературоведении такой композиционный приём называется КОНТРАСТ. (Слайд) Запишите термин, запомните определение.
На доске: контраст - выразительный художественный приём, основанный на резком противопоставлении понятий, образов, картин, композиционных элементов на разных уровнях идейно-художественного содержания произведения.
Я думаю, вы уже обратили, внимание. Что весь рассказ Л.Н.Толстого построен на контрасте: мы видим, что происходит с героем на балу и после бала.
- Но все ли противопоставления в рассказе мы рассмотрели? (не все: чувства Ивана Васильевича, полковник и татарин)
- Какие средства языка, используемые в тексте, помогают понять состояние героя? (Повторы, прямая речь, неопределённые местоимения).
- Какие чувства испытал герой, увидев жестокое наказание татарина? (Стыдно, больно, тоскливо до тошноты»).
- Каким увидел Иван Васильевич полковника в этой сцене? (Всё тот же: срумяным лицом, белыми усами и бакенбардами).
- А наказываемого татарина? (заполняем таблицу)
Полковник.
Высокий военный в шинели и фуражке.
Шёл твёрдой, подражающей походкой.
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.
Наказываемый.
Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его
– что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.
Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне,
то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья,
толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры… тянули его
назад.
Сморщенное от страдания лицо.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
8. Итог урока
- Для чего здесь используется прием контраста? (Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о том, что есть другой, страшный мир, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во 2 части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности). (Он позволяет выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности. Автор подчеркивает контраст в композиции рассказа, в системе образов, в языковых средствах и в описаниях.)- Какую роль в искусстве играет контраст? А в жизни? ( в начале урока слушали музыку, рассматривали картины)
- Можно ли понять добро, не зная зла?
- Обратимся к словам Волонда из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?»
- Существует ли в жизни белое без черного, добро без зла?- Таким образом, рассмотрев две части рассказа, мы на следующем уроке перейдем к беседе о главных героях (полковнике и Иване Васильевиче). Поговорим об идейном смысле произведения.
9. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Мои впечатления от рассказа»
Опорные слова.
Вначале я решил, что…; затем, вчитываясь в рассказ, я понял…; мне поначалу показалось…; но вдруг обнаружилось…; я, как и Иван Васильевич, испытывал симпатию к полковнику Б, даже умилялся им, но, приглядевшись к нему с помощью автора, резко изменил своё отношение: я понял, что…; первоначальное чувство сменилось…; Ивана Васильевича же, напротив, мне было…; в нём я открыл, наконец…
На балу После бала
Бал (звуки, краски) Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках
…в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…
Кадрили, вальсы, польки…
Мазурочный мотив…
Нежно, плавно… Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)
Спина…что-то пёстрое, красное
Били барабаны, свистела флейта
Жёсткая, нехорошая музыка
Неприятную, визгливую мелодию
Полковник красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкойВысокий военный в шинели и фуражке.
Шёл твёрдой, подражающей походкой.
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.
Наказываемый Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его
– что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.
Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…
то опрокидываясь назад
Сморщенное от страдания лицо.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
Иван
Васильевич Счастье моё всё росло
Доволен, счастлив, блажен, добр Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
Вот и наступили последние минуты сегодняшнего урока. изучили жизненные источники рассказа «После бала», проанализировали особенности жанра и композиции рассказа, познакомились с контрастом произведения, как художественным приемом.
Но уже сейчас можно сказать, что значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство.
А эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
№ Первая часть рассказа Вторая часть рассказа
1 Звуки, краски
Варенька в белом платье с розовым поясом, в белых перчатках, в белых башмачках
…в пюсовом (тёмно-коричневом) платье, белые плечи…
Кадрили, вальсы, польки…
Мазурочный мотив…
Нежно, плавно… Звуки, краски
Много чёрных людей, в чёрных мундирах (о солдатах)
Спина…что-то пёстрое, красное
Били барабаны, свистела флейта
Жёсткая, нехорошая музыка
Неприятную, визгливую мелодию
2 Полковник
красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкойПолковник
Высокий военный в шинели и фуражке.
Шёл твёрдой, подражающей походкой.
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура.
3 Наказываемый
Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его
– что-то пёстрое, красное, мокрое, неестественное.
Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу…
то опрокидываясь назад
Сморщенное от страдания лицо.
Спотыкающийся, корчащийся человек.
4 Иван Васильевич
Счастье моё всё росло
Доволен, счастлив, блажен, до
Иван Васильевич
Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска