Конспект урока по литературе для 8 класса на тему «Л.Н.Толстой «После бала». Чувства и поступки главного героя»
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему «Л.Н.Толстой «После бала». Чувства и поступки главного героя»
Цели урока: 1.Образовательная: продолжить работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции.2.Развивающая: развивать познавательный интерес к художественной литературе; развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с групповой поисковой работой; развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции. Развивать ассоциативное воображение и логическое мышление, языковое чутье, чувство красоты языка.3. Воспитательная: воспитывать умение внимательно слушать и слышать, нравственные качества личности: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью, доброту. Тип урока: комбинированный урок. Обобщение и систематизация изученного. Основные понятия: мировоззрение, проблемы бытия, деспотизм, деспотизм власти, нравственное обновление, моральная ответственность человека за все, происходящее вокруг.
Ход урока I. Вступительное слово. Постановка цели урока. II. Актуализация знаний.
1.Сообщение учащихся о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
2. Сообщение учащихся о 40 – х годах XIX - время царствования Николая.III. Работа по содержанию текста.
1. Беседа:
- Мы продолжаем искать ответы на вопросы на страницах рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
- От чьего имени ведется рассказ? ( Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича, который начинает его с описания любимой, Вареньки).
- Какой вывод мы можем сделать о его воспоминаниях? (Даже через пятьдесят лет он вспоминает о Варе с нежностью, восхищением, любовью). - Найдите в тексте описание девушки («Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых острых локтей, и в белых атласных башмачках»). - О чем думает и мечтает Иван? (Наш рассказчик пребывает в мире балов, праздников, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет).
- Какие черты характера присуще ему? (Он добрый и порядочный, с хорошей душой).
- Изменился ли его характер после бала?
- Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа?(Контраст)
- Какую особенность композиции вы заметили? ( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.) - Что мы называем контрастом? (Противопоставление, антитеза).
2. Постановка проблемного вопроса (частично-поисковый метод). Работа в группах.
- Возможно ли оправдание поступков и поведения Ивана Васильевича?
Этапы работы:
1. Определить вместе с учениками, какая им необходима информация для ответа на поставленный вопрос. Ученики дают свое толкование понятий «добро», «зло», «любовь», «ненависть». Выясняют, что такое духовный конфликт героя?
2. Находят в тексте эмоционально окрашенные слова, которые характеризуют внутреннее состояние героя на балу и после бала.
3. Ученики анализируют оба лексических ряда.
4. Прослеживают, как и когда возникает конфликт в душе героя, как резко меняются его чувства.
5. В процессе обсуждения, ученики должны доказать, что у Ивана Васильевича были причины отказа не только от любви, но и от государственной службы и от образа жизни: «нигде не служил».
6. При подведении итогов, можно поразмышлять над вопросом: Такая перемена в мировоззрении – проявление силы или слабости характера Ивана Васильевича? Почему вы так считаете?
IV. Рефлексия-Что нового узнали?
-Чему научились?
V. Домашнее задание. Составить таблицу «Контраст в системе образов произведения».