Обобщение педагогического опыта по теме Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по физике
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Ртищево Саратовской области»
ВАСИЛЬКИНОЙ ЛАРИСЫ ПАВЛОВНЫ
Тема педагогического опыта:
«СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ»
Содержание:
I. Информационный раздел .
II. Технологический раздел:
Актуальность опыта.
2. Специфика Единого Государственного Экзамена по физике.
3. Технология подготовки выпускников профильных классов к ЕГЭ по физике.
3.1. Технология подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике на уроке.
3.2. Технология подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике во
внеурочное время.
а) подготовка к ЕГЭ на консультациях по физике.
б) подготовка к ЕГЭ при работе над проектом по физике.
4. Основные направления системного подхода в подготовке учащихся к ЕГЭ
по физике.
III. Внедренческий раздел.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Автор опыта:
Василькина Лариса Павловна, учитель физики
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Ртищево Саратовской области.
Образование: высшее. В 1988 г. окончила Чимкентский педагогический институт им. М. Ауэзова по специальности «математика и физика». Присвоена квалификация «учитель математики и физики».
Стаж работы: общий - 25 лет; педагогический - 25 лет.
Квалификационная категория: высшая, срок действия которой с 20 марта 2010г по 20 марта 2015г.
Прохождение курсов повышения квалификации: в мае 2007 года прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Intel» «Обучение для будущего»;
4 апреля 2008 г. была слушателем семинара «Новая система итоговой аттестации выпускников основной школы по физике»;
с 14 марта по 24 марта 2011 г.прошла краткосрочное обучение в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и методика преподавания физики»;
в ноябре 2012г. приняла участие в дистанционном курсе обучения для педагогических работников.
Награждена:
грамотами Управления образования:
-за большие успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения (2005, 2008, 2012г);
-за качественную подготовку призёров районного тура предметных
олимпиад ( 2005 г);
- за активное участие в работе районного методического объединения учителей физики (2011, 2012г, 2013,2014г)
- за победу в номинации «Реализация идей личностно-ориентированной педагогики» районного конкурса «Учитель года 2010»;
-в октябре 2008 года занесена на Доску почёта работников народного образования Ртищевского района;
- диплом МО Саратовской области за значительный вклад в развитие и воспитание молодого поколения россиян (2010г);
- благодарственное письмо администрации Ртищевского муниципального района за воспитание и работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся (2012г,2013г.)
Тема опыта:
«Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике»
Цель опыта:
организовать эффективную подготовку учащихся к ЕГЭ по физике на уроке и во внеурочное время.
Задачи опыта:
Вооружить учащихся определённым объёмом знаний по физике и умением их применить в конкретной ситуации.
Научить учащихся решать стандартные задачи на основе имеющихся предметных знаний и умений.
Учить учащихся мыслить.
Привить учащимся умение самостоятельно пополнять знания.
Развить у учащихся следующие качества: целеустремлённость, самостоятельность, аккуратность, честность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Основополагающие принципы данного опыта:
Научность.
Доступность.
Систематичность и последовательность.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Личностно-ориентированный подход к обучению.
Использование диалога как инструмента обучения.
Теоретическая база опыта:
Аналитические отчеты ФИПИ по итогам ЕГЭ за прошлые годы.
Методические письма об использовании результатов ЕГЭ.
Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ (тематические тренировочные задания)2010 - 2013г.
Тренировочные и диагностические работы в системе СтатГрад Московского института открытого образования 2010-1013г.
В период с 2009 по 2013 годы Василькиной Л.П. велась опытно-экспериментальная работа по теме самообразования «Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по физике», разрабатывались методы и приемы, позволяющие эффективно готовить учащихся выпускных классов к данному формату экзамена по физике как на уроке, так и во внеурочное время.
Применяя данную систему подготовки учащихся к ЕГЭ, Василькина Л.П. и её ученики ежегодно показывают успешные результаты ЕГЭ по физике, а число выпускников, выбирающих физику для итоговой аттестации, с каждым годом растёт.
Данный педагогический опыт готов помочь учителям физики в нелёгком деле повышения качества обучения по предмету, результативность которого в последнее время проверяется в формате единого государственного экзамена по физике.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
1. Актуальность опыта.
Хотя ЕГЭ по физике и вошёл в «штатный» режим, но он ещё слишком молод. Как всё новое, он входит в жизнь с известными трудностями, имея свои положительные стороны, и свои недостатки. Но, тем не менее, устанавливая определённую планку, сформулированную в стандартах образования, он позволяет выявить реальные достижения, проблемные области и наметить пути качественного улучшения образования.
ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и выбирается, в основном, теми выпускниками, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из приёмных испытаний.
Физика, несомненно, предмет – сложный. Даже у учащихся физико-математического класса вопрос о сдаче ЕГЭ по физике вызывает страх и замешательство. Поэтому одной из главных задач каждого учителя физики является создание благоприятных условий для эффективной подготовки выпускников к экзамену. Всегда будет уважаем тот учитель, который даёт высокую результативность обучения своему предмету. А если она ещё и подтверждается независимой экспертизой в формате ЕГЭ! Как приблизиться к такому уровню? Одного стремления часто не хватает.
Современный старшеклассник относится к ЕГЭ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного, творческого, мировоззренческого смысла преподаваемого предмета.
Ведущая идея данного педагогического опыта: подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по физике, независимо от того в классах какой направленности они обучались.
В настоящее время проблема подготовки учащихся к ЕГЭ очень актуальна. Пока решение этой проблемы связано с пробами, ошибками. Но тем этот период и интересен, поскольку заставляет учителя творить. Могу смело утверждать: идеального варианта подготовки учащихся к ЕГЭ – нет. Если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Специфика Единого Государственного Экзамена по физике.
ЕГЭ по физике является экзаменом по выбору выпускников и сдается, как правило, теми выпускниками, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, где физика является одним из вступительных испытаний. В связи с этим с 2009 года для конструирования кодификатора контролируемых элементов содержания и перечня проверяемых умений выбран стандарт по физике профильного уровня.
Единый Государственный Экзамен по физике позволяет отслеживать качество усвоения выпускниками знаний и умений по четырём видам деятельности:
воспроизведение знаний;
применение знаний и умений в знакомой ситуации;
применение знаний и умений в изменённой ситуации;
применение знаний и умений в новой ситуации.
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по физике разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих групп умений:
владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, моделей, явлений, величин, законов, принципов, постулатов);
владение основами знаний о методах научного познания;
решение задач различного типа и уровня сложности.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике призваны всесторонне оценить как усвоение выпускниками основных содержательных линий всех разделов школьного курса физики, так и сформированность различных видов деятельности.
Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089). Кодификатор элементов содержания по физике для составления КИМ ЕГЭ разрабатывается на основе раздела стандарта «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ». Базой для конструирования проверяемых на экзамене умений является другой раздел указанного стандарта: «Требования к уровню подготовки выпускников».
В Методических письмах «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» нашему вниманию представлен подробный перечень разделов, тем, элементов, типовых заданий, которые вызывают у учащихся наибольшие трудности в решении. Анализируя результаты выполнения заданий ЕГЭ выпускниками за предыдущие годы, можно смело утверждать, что направление подготовки учащихся к ЕГЭ по физике сводится не только к отработке КИМов в общем, но и к акцентированию внимания на обобщенный перечень трудностей. Необходимо также усилить экспериментальную поддержку и более эффективно использовать наглядные средства, как можно больше решать задания с использованием графиков и задачи качественного характера.
3. Технология подготовки выпускников профильных классов к ЕГЭ по физике.
Конечно, готовить учащихся к экзамену в форме ЕГЭ каждый учитель физики начинает буквально с первых дней изучения своего предмета. Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ГИА, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами: концентрировать внимание, актуализировать в нужный момент знания и навыки, умело распределять время выполнения работы.
Обучая учащихся работать с тестами, учитель вкладывает в их головы мысль, что поиски ответов должны быть лишены всяческого угадывания. Каждое задание непременно должно быть решено на черновике перед выбором ответа. Овладевая навыками работы с тестами, учащиеся привыкают к такому виду контроля, и при сдаче ЕГЭ они находятся в привычной ситуации, что в свою очередь, помогает им добиться более высоких результатов.
Но одним применением тестовой технологии добиться успеха в ЕГЭ невозможно.
Те знания, которые понадобятся учащимся выпускных классов на ЕГЭ, закладываются в основном только в 10-11 классах, когда начинается изучение разделов физики более углубленно. Поэтому к процессу подготовки учащихся 11 классов к Единому Государственному Экзамену по физике необходимо подходить очень серьёзно. Ведь нужно решать одновременно две задачи: дать новое и повторить старое.
Физика, несомненно, предмет сложный. Выбирают экзамен по физике, как правило, те учащиеся, которые собираются поступать в ВУЗы на технические специальности. Отрадно, что желание готовиться к экзамену у таких учащихся есть. Они охотно посещают консультации, выполняют рекомендации, пытаются самостоятельно исключать пробелы в знаниях. Поэтому задача любого учителя по физике заключается в выборе эффективных способов в подготовке таких учащихся к экзамену.
Считаю, что подготовку учащихся 11 классов к ЕГЭ по физике необходимо вести одновременно в двух направлениях: на уроках и на консультациях, начиная с начала учебного года. На мой взгляд, подготовка к ЕГЭ должна носить учебно-контролирующий характер.
3.1. Технология подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике на уроке.
Начинаю готовить выпускников к ЕГЭ с первого урока физики в 11 классе. В 10 классе эти учащиеся уже прошли разделы: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Электростатика. Законы постоянного тока», которым в КИМах по физике отводится значительная часть от всех заданий. И моя первоочередная задача связана с восстановлением в памяти учащихся теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий.
Для осуществления контроля над процессом повторения на уроках завожу диагностическую таблицу, в которой фиксирую качество выполнения учащимися домашних заданий по повторению и пробелы в знаниях. (Приложение №1).
На подготовку к ЕГЭ отвожу 10 минут в начале каждого урока.
Мой практический опыт проверки прочности запоминания, сохранения и воспроизведения различных элементов знаний выявил определённую закономерность. В начале учебного года учащиеся лучше всего помнят формулы, несколько хуже единицы измерения физических величин. Далее в порядке забывания стоят графические зависимости и определения. На последнем месте по степени забывания находится понимание физического смысла законов. При подготовке к ЕГЭ необходимо эти свойства памяти использовать и учитывать.
Мой «секрет» подготовки выпускников к ЕГЭ по физике на уроке состоит из четырёх этапов тематического повторения.
Этап 1 «Подготовительный».
Его цель: вспомнить основной теоретический материал по теме повторения (основные физические величины, их единицы измерения, расчётные формулы, основные понятия и определения).
Период этапа: два урока.
На первом уроке провожу своеобразный аутотренинг:
Как научиться решать задачи по физике? Прежде всего, необходимо понимать теорию. Зубрить формулы и законы бессмысленно надо вникать в суть физических явлений. Поэтому первое, к чему следует приготовиться, это постепенное повторение теории пройденного курса физики. Задания ЕГЭ по физике охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся на ЕГЭ потерей баллов. Самое трудное в подготовке к ЕГЭ, это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.
На этом же уроке все учащиеся (независимо от того нужно им сдавать ЕГЭ по физике или нет) получают домашнее задание: составить «нулёвку» по теме повторения . «Нулёвка» - это опорный конспект, который учащиеся должны писать собственноручно в отдельную тетрадь. Своего рода, это «шпаргалка», в которую можно и нужно подсматривать при выполнении КИМ. (При написании такого конспекта, как правило, активизируется мышечная и зрительная памяти). Каждый учащийся составляет «Нулёвку» самостоятельно, индивидуально, включая тот материал, который считает необходимым для себя. Я лишь могу порекомендовать составлять её в форме граф-схем, так как графика лучше запоминается и обязательно учитывать спецификацию ЕГЭ по физике.
На втором уроке проверяю наличие «нулёвок» у учащихся, знакомлю учащихся со своим вариантом тематической «нулёвки» через презентацию, обращая внимание на важные «нюансы» раздела повторения. (Приложение №2).
Учащиеся получают домашнее задание: подготовиться к опросу по теории раздела повторения.
Этап 2 «Контрольный».
Его цель: контроль теории по теме повторения.
Период этапа: один-два урока (в зависимости от качества подготовки учащихся).
Контроль можно провести в различных формах: при опросе у доски, во время фронтальной беседы, с помощью физического диктанта, с помощью теста. Мною разработаны компьютерные регламентированные «вопросники», которые люблю применять на данном этапе повторения (ограничение по времени не даёт возможности ребятам отвлекаться, поэтому подсказки, списывания отсутствуют). Качество знаний по теории фиксирую в диагностической карте по подготовке к ЕГЭ, выявляя степень владения учащимися теоретическим материалом по теме повторения. Анализируя этот этап повторения, я разделяю ребят на две условные группы с хорошей (1 группа) и неважной (2 группа) теоретической подготовкой по теме повторения.
Каждая группа получает домашнее задание.
1 группа должна выполнить тематический тест, состоящего из заданий базового уровня ;
2 группа – качественно подготовить теорию по теме повторения
Как показывает практика, контрольный этап зачастую длится два так как не все учащиеся имеют качественную подготовку по теории. Поэтому на втором уроке 1 группа выполняет регламентированный компьютерный тест, состоящий из заданий базового уровня, с последующей самопроверкой, 2 группа – отчитывается по знанию формул, основных понятий, определений. Анализ этого этапа приводит к перемещению учащихся из одной группы в другую и соответственно отражается в диагностической карте.
На этом уроке все учащиеся получают домашнее задание: выполнить тест по теме повторения, содержащий задания базового и повышенного уровня.
Этап 3 «Учебно - контрольный».
Его цель: применение теоретических знаний по теме повторения.
Период этапа: один урок.
На этом этапе вначале урока проверяю наличие домашнего теста по повторению. Затем учащиеся делятся на 2 группы. Одна группа опрашивается по домашнему тесту, вторая группа тестируется с последующей самопроверкой по теме повторения (задания теста подобны домашним).
Данный этап анализируется и фиксируется в диагностической карте.
Домашнее задание этого этапа: выполнить задания (задания указываются) по теме повторения из сборника по подготовки к ЕГЭ.
Этап 4 «Заключительный».
Его цель: контроль знаний по теме повторения.
Период этапа: один урок.
Все учащиеся выполняют тест. Данное тестирование поможет выявить уровень теоретической и практической подготовки по теме повторения.
Домашнее задание этого этапа: составить нулёвку по следующей теме повторения.
Тематическое повторение за 10 класс провожу в следующей последовательности:
Кинематика.
Динамика.
Статика твёрдых тел. Гидростатика.
Работа, Мощность. Энергия.
Законы сохранения в механике.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
Основы МКТ.
Термодинамика.
Электростатика.
Постоянный электрический ток.
Немаловажно следующее: как правило, когда начинается актуализация знаний по новой теме повторения, предыдущая тема повторения многими учащимися забывается. Для исключения такой «забывчивости» в тесты учебно-контрольного и заключительного этапов необходимо включать задания пройденного тематического повторения.
Таким образом, повторение одной темы проходит в течение 5-6 уроков. Исходя из практики, повторение курса физики 10 класса осуществляется в первой и второй четверти. Важно не забывать в ходе повторения заставлять учащихся составлять «Нулёвки» по темам, пройденным во время повторения уже в 11 классе, а именно: электромагнитная индукция, переменный ток, механические колебания, электромагнитные колебания, механические волны, электромагнитные волны, специальная теория относительности, геометрическая оптика, волновая оптика, квантовая физика.
Во втором полугодии подготовка учащихся к ЕГЭ сводится к выполнению тестов из сборников по подготовке к ЕГЭ, включающим в себя задания разных тем, либо из материалов открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет, опубликованные в открытом сегменте ЕГЭ на сайте ФИПИ, а также издания, рекомендованные ФИПИ к использованию в учебном процессе.
Необходимо постоянно обращать внимание на тонкости каждого раздела физики, отрабатывать практические умения и навыки решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных, формировать умения работать с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком экспериментальной установки. А для этого необходимо тщательно подбирать задания на этап повторения
Технология подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике во внеурочное время.
а) подготовка к ЕГЭ на консультациях по физике.
Если на уроке передо мной стоит цель актуализировать опорные знания учащихся, то на консультациях, проводимых раз в неделю, необходимо эти знания применить при решении задач различного уровня сложности. Но проблема в том, что качество знаний у учащихся посещающих консультации по физике - разный. У кого-то затруднения по-прежнему вызывают задания части А, а кто-то готов разбираться в задачах высокого уровня сложности. Как сделать так, чтобы консультации были полезными для всех? Для этого мною разработана программа консультаций по физике, в которой отражена технология подготовки учащихся к экзамену во внеурочное время.
Первую консультацию я называю организационной. На ней я знакомлю учащихся с процедурой проведения ЕГЭ по физике, демоверсией КИМа, бланками и правилами их заполнения, критериями оценивания, кодификатором и специфицацией.
Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по подготовке к ЕГЭ.
Грибов, Демидова, Нурминский: ЕГЭ-2013. Физика. Тематические и типовые экзаменационные варианты. 32 варианта Серия "ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе" подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов.
В сборнике представлены:- 22 тематических варианта по всем разделам кодификатора ЕГЭ;- 10 обновлённых типовых экзаменационных вариантов для подготовки к экзамену 2013 года;- инструкция по выполнению экзаменационной работы и типовые бланки ответов ЕГЭ;- ответы ко всем заданиям;- критерии оценивания.Тематические варианты представлены тренировочными и итоговыми вариантами работ, что предоставляет возможность систематической подготовки к ЕГЭ.Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов позволяет учащимся объективно оценить уровень своей подготовки.
Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами (Приложение № 4), показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на данном сайте, как выполнять тест.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://pedsovet.su/
http://www.fipi.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/
Обращаю внимание учащихся на то, что тест ЕГЭ по физике имеет большой объем и рассчитан на выполнение в течение 3,5 часов. Очень важно учащимся научиться правильно, распределять время на экзамене. Желательно, сначала выполнить все те задания, которые для данного тестируемого являются легкими или знакомыми. Затем в оставшееся время можно вернуться к выполнению более трудных заданий, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в соответствующие бланки. При выполнении заданий с выбором ответа необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст самого задания, но и все ответы к нему. При невнимательном чтении можно попасться в «ловушку» знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать частично верный ответ вместо стоящего за ним полностью верного ответа.
Учащиеся должны четко понимать свои возможности и помнить, что при выполнении теста ЕГЭ для получения хорошей или отличной оценки необязательно выполнять все задания, однако надо представлять себе тот оптимальный набор числа заданий из всех частей работы, который приведет к запланированному результату.
На этой же консультации на основании кодификатора и спецификации составляем таблицу, в которой отражаем темы, проверяемые в каждом задании КИМа ЕГЭ по физике (Приложение № 3).
На второй консультации начинаем разбор Демонстрационного варианта контрольно - измерительного материала, рекомендованного МО РФ на данный учебный год.
Решение проводим всех задач подряд, без выбора темы, так, чтобы учащиеся тренировались легко переключаться от темы к теме, от задачи к задаче.
Особое внимание обращаю на технику решения стандартных задач и на скорость выполнения заданий.
На последующих консультациях применяю тесты тренировочных и диагностических работ прошлых лет, разработанных в системе СтатГрад Московского института открытого образования, которые можно найти в Интернете.
Важно подготовку к экзамену осуществлять используя "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности, от комплексных типовых заданий до заданий раздела части С. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
Анализируя результаты централизованного тестирования предыдущих лет, выделяю темы по которым ученик получает самый низкий процент решения. Поэтому на консультациях особо обращаю внимание учащихся именно на эти темы.
В течение всего года на консультациях по физике проводится групповая форма и взаимообучение. Здесь ведется работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания, разрабатывается стратегия экзамена. Работа организуется в малых и больших группах. Два- три ученика решают задачу и представляют решение на доске остальным. Задачи даются параллельные, т.е. на один и тот же раздел, при решении необходимо применить одни и те же законы, формулы, но найти различные величины, хотя общий круг величин, входящих в формулу один и тот же.
Так же дается одна задача всем группам, но предлагается решить ее несколькими способами. Для такой работы подходят задачи, которые можно решать динамическим и энергетическим способом, или задачи, которые можно решать аналитически и графически. Таких задач много в механике и молекулярной физике, оптике, электродинамике.
Непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху. Необходимо предоставить учащимся возможность неоднократно выполнить тесты в форме ЕГЭ с записью результатов в аналогичные требуемым бланки ответов. Школьники должны научиться, например, решать на черновике задачи части «В», не тратя время на лишние записи. В этом случае на экзамене выпускники не будут тратить время на чтение инструкций или допускать ошибки при перенесении ответов в бланки.
На консультациях выпускник систематически оценивает свою готовность к ЕГЭ, проходя пробные испытания. Сначала выполняя короткие тесты на 45 минут, составленных мною из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, а затем репетиционный тест в форме ЕГЭ. с заполнением бланков ответов. Все тестовые работы впоследствии будут проанализированы на консультациях: будут разобраны ошибки и получены ответы на появившиеся вопросы.
На консультациях я выделяю для себя четыре этапа работы по формированию системы подготовки к ЕГЭ и успешной его сдачи.
Этап
Умения и навыки учащихся
Методы, приемы и средства работы с учащимися
I.
Предварительный(создание психологического комфорта)
-психологическая поддержка учащихся, работа с родителями
-психологическое тестирование-тренинги-классные часы; родительские собрания
II.
Подготовительный(накопление теоретического материала)
- знание теорий, основных законов, формул-формирование межпредметных связей (с математикой и др. естественными науками),
-умений переноса знаний из одной предметной области в другую - формирование математического аппарата
- поурочное составление краткого справочника школьника, использование системы опорных конспектов-анализ тематических тестов по индивидуальной карте-дифференцированный подход при вы -полнении домашнего задания-самодиагностика по компьютерным тестам- работа в группах и парах при решении задач-индивидуальные консультации
III.
Практический (формирование умений и навыков решения задач)
- отработка практических умений и навыков решения задач различного типа:расчетных,графических, качественных,экспериментальных- формирование умений работы с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком экспериментальной установки
- отработка алгоритма решения задач различного типа: анализ задачи с вопроса; осмысление содержания задачи;- работа с лабораторным оборудованием формирование экспериментальных умений и навыков
IV.
Углубленный (отработка умений и навыков решения комбинированных задач и применение знаний в измененной ситуации)
-формирование умений и отработка навыков решения типовых задач ЕГЭ: - поэлементный анализ условия задачи (разбивка условия на вспомогательные подзадачи)- установление связи между элементами задачи- составление общего решения (соединение элементов в единое решение)- отработка навыков решения комбинированных задач, задач исследовательского характера- формирование таких мыслительных операций, как: логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать знания разных разделов физики, проводить аналогии
- индивидуальный подход- алгоритмизация решения задач разных типов- выделение общих подходов при решении (от простого к сложному)
Структура консультаций по физике выглядит следующим образом:
Обзор темы или раздела в целом;
Детальное изучение некоторых особенностей и тонкостей темы;
Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации;
Отработка материала в режиме проверочных работ, промежуточного тестирования, проговаривания основных моментов темы;
Изучение вопросов повышенной трудности, непредусмотренных школьной программой;
Тренинг полученных знаний на тестах;
Итоговый контроль в виде зачетного теста.
Применяя такой механизм подготовки учащихся к ЕГЭ в тандеме «урок + консультация» с упором в большинстве своём на самостоятельную работу выпускников, я считаю можно добиться успешной сдачи экзамена по физике.
Конечно, можно говорить о том, что дети будут перегружены домашним заданием, так как помимо основной темы, за изучением которой будет также осуществляться контроль, ещё добавляется объёмное задание по повторению. С этим можно согласиться. Но сдавать экзамен, от результата которого будет зависеть дальнейшая жизнь выпускника, всё равно придётся. Поэтому нужно будет приложить максимум усилий в ущерб, быть может, свободному времени и получать необходимые знания не у репетитора, а на уроках и консультациях и совершенно бесплатно.
Механизм такой подготовки, быть может, в первое время будет сложен и для учителей. Во-первых, необходимо подобрать дидактический материал по подготовке к ЕГЭ, желательно в нескольких вариантах, для устранения списывания. Во-вторых, приспособиться к «выкраиванию» из, так необходимых, 45 минут на рассмотрение текущего материала, 5-7 минут на повторение. Но при желании и творческом подходе это всё можно сделать.
б) подготовка к ЕГЭ при работе над проектом по физике.
Готовить учащихся к ЕГЭ по физике можно не только на уроке и консультации, но и работая над долгосрочным проектом «Школьный курс физики в таблицах, тестах и презентациях».
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Проект «Школьный курс физики в таблицах, тестах и презентациях» позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по всему школьному курсу физики.
Продукт проекта «Школьный курс физики в таблицах, тестах и презентациях»: тематические презентации, тематические тесты, тематические опорные конспекты.
Для реализации работы над данным проектом мною разработана программа., которая содержит структурированный изучаемый материал курса, ориентировочное количество времени, необходимое для его реализации, прогнозируемые результаты освоения учащимися учебного материала, перечень методического обеспечения, рекомендуемую литературу.
Считаю, что работа над данным проектом весьма полезна для учащихся, поскольку:
данный проект реализует подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ; проект эффективен, так как даёт возможность актуализировать их опорные знания по физике.
4. Основные направления системного подхода в подготовке учащихся к ЕГЭ по физике.
Подготовка к ЕГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это конечно титанический труд. Чтобы ученик успешно сдал экзамен, учитель должен вдохновить его своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к итоговой аттестации.Для планомерной работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации учителю необходимо:
1.Составить перспективный план работы по подготовке к ЕГЭ с учащимися, родителями.
2.Оборудовать информационный стенд «Единый государственный экзамен» в учебном кабинете.
3.Проводить тестирование в форме ЕГЭ на уроках, анализировать результаты и
корректировать дальнейшую деятельность.
4.Повышать мотивацию учащихся для успешной сдачи ЕГЭ совместно с психологами, классным руководителем и родителями.
III. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Данный педагогический опыт апробировался в МОУ СОШ № 7 г.Ртищево Саратовской области в классах физико-математического профиля, где глубже изучается математика, физика.
В сложившейся ситуации, когда произошёл переход к новому методу оценки знаний выпускников и абитуриентов, школьным учителям нужно сделать как можно больше для подготовки своих учеников к успешной сдаче экзамена. Подготовиться к ЕГЭ за одно- два занятия невозможно. Должна быть хорошо отлаженная система подготовки учащихся к данному экзамену, опирающаяся на тестовую, личностно-ориентированную, информационно-коммуникационную технологии. Применяя данный опыт подготовки выпускников к ЕГЭ по физике, учащиеся Василькиной Л.П. добиваются хороших результатов на экзаменах, о чём свидетельствуют следующая таблица:
Учебный год
Число учащихся, сдававших ЕГЭ по физике
Средний балл
2009-2010
12
49,2
2010-2011
14
49,6
2011-2012
18
51,3
2012- 2013
17
51,4
Материальная база кабинета физики на основе, которого проходила апробация данного опыта, является полной и современной. Учителем накоплен и систематизирован богатый дидактический материал. Уровень профессиональной культуры учителя достаточно высок. Василькина Л.П. принимает активное участие в работе методического объединения школьного и муниципального уровней, делится педагогическим опытом.
Приложение № 1
Диагностическая таблица по тематическому повторению на уроке.
Готовность учащихся по теме____________________________--
Ф.И.
уч-ся
Наличие «Нулёвки»
Оценка знаний теоретических основ (формулы, определения)
Тест №1
(базовый уровень)
Тест №2 (базовый уровень и повышенный уровни)
Тест №4
(из заданий сборных тем)
Результат
Примечание
Диагностическая таблица по подготовке к ЕГЭ на консультациях
(выполнение КИМ ЕГЭ)
Ф.И.учащегося,
класс
Тест №1
Оценка знаний теоретических основ (формулы, определения)
Тест №2
(указание номера невыполненных заданий
Задачи повышенного уровня
(указание номера невыполненных заданий)
Номер невыполненного
задания
Тема «пробела»
Приложение № 2
«Нулёвка» к разделу «ДИНАМИКА»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение № 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
тема
Блок
ЕГЭ
Теоретичексое содержание
1
Кинематика
А1
2
Кинематика. Законы Ньютона
А2
3
Силы в природе
А3
4
Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса
А4
5
М[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А5
6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А6
7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А7
8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А8
9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А9
10
Термодинамика
А10
11
Статика
А11
12
Постоянный ток
А12
13
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А13
14
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А14
15
Оптика
А15
16
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А16
17
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А17
18
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А18
19
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А19
20
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А20
21
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А21
22
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А22
23
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А23
24
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А24
25
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А25
26
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В1
27
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В2
28
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В3
29
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В4
30
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С1
31
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С2
32
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С3
33
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С4
34
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С5
35
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С6
Приложение 4
Интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по физике
№ п/п
Назначение сайта
Адрес сайта в интернете
1.
Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://решуегэ.рф, http://reshuege.ru) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2
На данном сайте размещены КИМ 2004-2012, дан открытый сегмент заданий, находится перечень изданий, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ.
http://fipi.ru/
3
Здесь приведен анализ выполнения заданий разных типов по основным темам, указаны элементы знаний, проверяемых в части А, В и С по основным разделам, приведены примеры заданий, вызвавших наибольшие затруднения, произведен разбор этих заданий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
Размещены тесты для подготовки к ЕГЭ по физике с ответами, разбор решения задач по ЕГЭ, результаты ЕГЭ, демонстрационные версии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5
На данном сайте предоставляется возможность выбрать, прочитать и выполнить задания, составленные по материалам ФИПИ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6
Посетив данный сайт вы сможете пройти пробное тестирование по предмету, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче ЕГЭ.
http://www.gotovkege.ru/tests.html
7
Приведены демонстрационные варианты разных лет с решениями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8
Здесь вы можете выполнить тесты ЕГЭ Online, ознакомиться с демонстрационными версиями разных лет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9
С помощью демонстрационной версии ЕГЭ от Яндекса можно понять, как будут выглядеть настоящие тесты на настоящем экзамене - получить представление о формулировках заданий и их уровне сложности. Демо варианты ЕГЭ разработаны специально для Яндекса в Московском Центре непрерывного математического образования (МЦНМО) в соответствии с текущими требованиями Министерства образования Российской Федерации.
http://ege.yandex.ru/physics/1/result/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 142815
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое
Причину изменения скорости (ускорение)
Законы динамики:
Первый закон Ньютона:
Существуют инерциальные системы отсчёта, относительно которых тело движется прямолинейно и равномерно, если на него не действуют другие тела или действие тел скомпенсировано.
Второй закон Ньютона:
Ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на него и обратно пропорционально его массе:
F = ma
Третий закон Ньютона:
Силы, с которыми тела действуют друг на друга равны по модулю, но противоположны по направлению.
F1 = - F2
Средства описания
ДИНАМИКА
Что изучает?
Основная (прямая) задача механики:
определение механического состояния в любой момент времени
Основная (обратная) задача механики
Установление законов для сил
Законы для сил:
Тяготения F=G m1m2
R2
Упругости Fx = -kx
Трения Fnтр = мN
Сила Архимеда Fа=рgV
Основные понятия:
Масса; сила; инерциальная система отсчёта; механическое состояние
Алгоритм решения задач с использованием второго закона Ньютона.
1. Сделать рисунок к задаче с указанием направления сил, действующих на
тело.
2. Выбрать систему координат, одну из осей направить по ускорению. Для разных
тел можно выбирать разные системы координат.
3. Записать уравнение второго закона Ньютона в векторной форме для каждого
Из тел в отдельности.
4. Записать эти уравнения в проекциях на выбранные оси.
5. Найти решение системы с учётом начальных условий.
Заголовок 1Заголовок 315