Факторы, влияющие на физическое развитие


Голдобин А.И. – тренер-преподаватель по мини-футболу
Факторы, влияющие на физическое развитие
Физическое развитие является важным показателем состояния растущего организма. Понятие "физическое развитие" имеет два значения. С одной стороны, оно характеризует процесс формирования организма и его соответствие биологическому возрасту, с другой - морфофункциональные состояния на каждый данный отрезок времени (В.Н. Кардашенко, 1988). В широком смысле под этим термином подразумевается комплекс морфофункциональных показателей, характеризующих возрастной уровень биологического развития (В.Г. Властовский, 1976).
Учение о физическом развитии служит для индивидуальной оценки физиологических свойств организма в связи с его функциональными особенностями. Показатели физического развития служат единственным материалом для характеристики динамических показателей состояния здоровья (Г.И. Покровская, 1989). Показано, что чем хуже физическое развитие, тем выше заболеваемость. Было указано, что здоровье в большой мере определяется физическим развитием.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Интенсивность изменения его показателей зависит от возраста. Отмечается неравномерность развития па протяжении всего периода роста (В.Н. Кардашенко, 1988).
Признаки физического развития изменчивы. Они могут зависеть как от унаследованных особенностей (генетических факторов), так и от сложного комплекса социальных условий (количества и качества пищи, климата, жилищных условий и др.) (П.Н. Башкиров, 1962).
Довольно тесно переплетаются два понятия "физического развития" и "состояние здоровья". Физическое развитие, отражая процессы роста и формирования организма, находится в непосредственной зависимости от других показателей здоровья. Заболевания, связанные с эндокринными расстройствами, нередко сопровождаются значительным нарушением физического развития (гигантизм, акромегалия, инфантилизм и др.). Такие хронические заболевания, как ревматизм, туберкулезная интоксикация, также оказывает влияние на физическое развитие.
Изучение закономерностей роста и развития человека и вариаций его физических свойств составляет основу для характеристики групповых и индивидуальных соматических особенностей. Эти закономерности находят практическое применение в медицине, педагогике, психологии.
Известно, что развитие - чрезвычайно сложный процесс, включающий как количественные изменения, например накопление массы тела, так и качественные изменения в организме, его органах и системах, являющейся следствием дифференциации клеток и тканей.
Физическое развитие оценивается с учетом морфофункционального состояния организма и его биологического возраста. Признаки, характеризующие физическое развитие человека, поддаются количественному и качественному учету. К основным методам исследования физического развития относят соматоскопию, антропометрию.
Из соматометрических признаков определяют длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину туловища и конечностей. Из физиометрических признаков обычно определяют жизненную емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук, становую силу.
Соматоскопия дает представление о морфологических особенностяхтела, о типе телосложения, об особенностях осанки, о состоянии опорно-двигательного аппарата. Основными стоматоскопическими признаками являются: исследование кожных и видимых слизистых покровов, степень развития жироотложения, степень развития мускулатуры, степень развития скелета, особенности осанки (положение головы, плечевой пояс, форма спины, форма грудной клетки, форма живота), подвижность в суставах, форма ног, форма стопы (Т.И. Алексеева, 1989; О.А. Григорович, 1997).Для анализа данных, полученных в результате физиометрических и соматометрических измерений, используют разнообразные методы оценки. К их числу принадлежит метод индексов (формул), при помощи которого полученные значения индексов сравнивают со стандартными для данного возрастного периода, и таким образом определяют уровень физического развития. Наиболее часто применяют следующие индексы: весо-ростовой индекс, индекс Эрисмана, индекс Рорера, силовые индексы, показатель Пинье.
Другим методом оценки физического развития является метод антропометрических стандартов. Антропометрические стандарты - это региональные возрастно-половые средние величины признаков, которые разрабатываются на основе антропометрических исследований больших групп людей. Ценность этого метода состоит в том, что заключение об уровне физического развития человека делается по совокупности тотальных размеров тела с учетом их коррелятивных отношений. Для получения стандартов проводят массовые обследования здоровых людей. Полученный материал статистически обрабатывается.
Для оценки физического развития важное значение имеет такой функциональный показатель, как мышечная сила, определяемая по силе сжатия кистью динамометра. Величина силы его сжатия для правой руки должна колебаться в пределах 60-70% веса тела. Большое значение имеет показатель ЖЕЛ. Его оценивают по жизненному индексу, в пересчете на 1 кг веса тела. Определяют частоту дыхательных движений (ЧДД). У тренированных людей ЧДД меньше, чем у нетренированных (А.Г. Хрипкова, 1990). Для изучения состояния сердечно-сосудистой системы измеряют артериальное давление и подсчитывают пульс. У людей с достаточной двигательной активностью частота сердечных сокращений меньше, чем у их сверстников с гиподинамией (А.Г. Мурский, 1972).
Для оценки функционального состояния сердца решающее значение имеет определение минутного объема и ударного объема крови. По мере роста человека ударный и минутный объемы крови увеличиваются. Их величина подвергается большим индивидуальным колебаниям, зависит от различных условий (Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, 1976).
За последние годы значительно ухудшились показатели физического развития, полового созревания, заболеваемости подрастающего поколения (M.И. Степанова, 2000). Так, установлено достоверное снижение темпов продольного роста, уменьшение широтных и обхватных размеров (А.Г. Ильин и др., 2000). За прошедшее десятилетие в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней возросла на 20 %, более чем у 25 % подростков отмечается задержка полового созревания, снижается доля детей с нормальным физическим развитием (В.П. Осотова, 1998). Произошло увеличение доли лиц астенического телосложения среди юношей с 43,8 до 47,7 % (Ю.А. Ямпольская, 2000).
Различия в уровне физического развития современных школьников и их сверстников прошлого десятилетия обнаруживаются и в менее выраженном приросте мышечной силы с возрастом. Так, с 12 лет темпы этого прироста резко снижаются. В результате современные юноши имеют показатели мышечной силы на 18,5 % (на 10 кг) ниже, чем школьники 80-х годов (А.Г. Ильин и др., 2000; В.П. Осотова, 1998).
Результаты комплексной оценки состояния здоровья за последние 10 лет, свидетельствуют о снижении количества здоровых школьников до 8,6%. В настоящее время число подростков, имеющих функциональные отклонения, составляет 36,0 %, страдающих хронической патологией разной степени тяжести - 55.4 % (Ю.А. Ямпольская, 2000).В Курганской области растет показатель «часто и длительно болеющих детей» - в 1998 году их было 11,4 %, в 1999 - 12,9 %, число здоровых школьников (I, II группы здоровья) сократилось с 84,0 до 79,5 %, а количество детей с задержкой физического развития увеличилось в 2 раза (1,6 % от общего числа) (М. Пономарева, 2000).
Серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, в пребывании на свежем воздухе, двигательной активности создает большая, несоответствующая возрастным особенностям учебная нагрузка (М.И. Степанова, Н.Н. Куинджи, 2000).
Снижение двигательной активности приводит организм к гипокинезии, которая не компенсируется существующей организацией физического воспитания в школе и далее в ВУЗе. Установлено, что уровень фактических суточных энергозатрат у школьников ниже должного уровня на 10-15 % (Н.Н. Ананьева и др., 1993; М.И. Чурьянова и др., 1993). 33% мальчиков и 42 % девочек не занимаются физической культурой и спортом. Это связано с низкой мотивацией учащихся к здоровому образу жизни и недостатками существующей программы физического воспитания (Н.А. Матвеева и др., 1997; Н.В. Саввина и др., 1996).