Игровые упражнения для развития скоростных способностей баскетболистов
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ
С.И. Соколова
МКОУ Титаревская СОШ
Кантемировский район
В обыденной жизни человеку приходится быстро совершать различные двигательные действия в короткий промежуток времени – например, успеть попасть в магазин до его закрытия. Для этого ему нужно ускорить свой шаг и даже перейти на быстрый бег. А бывают ситуации, когда необходимо выполнить какое-то движение в считанные доли секунды, чтобы предотвратить беду, - например, успеть схватить на лету падающую вазу и т.д. Оба эти случая характеризуют скоростные способности человека. В первом случае проявляется способность быстро выполнять двигательные действия в короткий промежуток времени, во втором - способность быстро среагировать на какую-либо ситуацию и выполнить ответное движение. Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.
Специфика соревновательной деятельности в баскетболе предъявляет высокие требования к развитию скоростных способностей игроков, так как большинство технических и тактических приемов по форме и характеру действий относятся к группе скоростных упражнений. Проявление скоростных способностей в баскетболе находит свое выражение в быстроте восприятия, оценки и анализа ситуации, в быстроте принятия решения и начала действия, в быстроте перемещения и выполнения отдельных приемов (броски, передачи, перемещения в защитном построении), в быстроте смены одних приемов на другие. Проявление быстроты движений у баскетболистов зависит от быстроты реакции, высокой стартовой и дистанционной скорости. Скоростные способности лучше всего совершенствовать вместе с выполнением игровых приемов. Тогда появится так называемая игровая скорость, которая проявляется в быстроте передач мяча, ведения и обводки, выполнения элементов быстрого прорыва и прессинга. Мячом можно выполнять разнообразные действия, Например, перевод мяча за спину, вперед, сбоку; удар в пол, подбрасывание и ловлю, держание мяча в различных положениях и другие. Игровые упражнения с мячом усложняют их выполнение, требуют повышенной концентрации внимания, развивают специальную ловкость баскетболиста, чувство мяча, умение владеть мячом без зрительного контроля. Чтобы улучшить скоростные способности баскетболиста нужно использовать разнообразные подвижные игры.
Для развития стартовой скорости, например:
1. Рывки на 10-15 м к неподвижному или катящемуся мячу с последующим броском мяча в баскетбольную корзину.
2. «Кто дальше положит кубик?». Подбросить баскетбольный мяч повыше, выбежать из центрального круга площадки, положить на пол, возможно, дальше от круга кубик и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч на лету. Выигрывает тот, кто сумеет положить кубик дальше всех.
Упражнения для развития скоростной выносливости - это способность как можно дольше удержать достигнутую максимальную скорость, например:
1.Челночный бег с использованием линий баскетбольной разметки.
2.На лицевой линии баскетбольной площадки устанавливают 5 кеглей одного цвета (например, синего), а на центральной линии - столько же кеглей другого цвета (например, красного). Задача игроков каждой команды - как можно быстрее поменять кегли местами.
В двигательных действиях баскетболистов есть специфическое проявление скоростных способностей - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться, или начать движение в другом направлении, или переключиться на другое действие.
1. Бег с быстрым изменением направления движения по сигналу (например, с поворотом на 180)
2. Челночный бег 6-7м: добежать до противоположной линии, где лежат три баскетбольных мяча, взять один из них, выполнить скоростное ведение мяча и положить его на стартовую линию, бегом вернуться за следующим мячом.
Для совершенствования скоростной техники можно использовать такие игровые упражнения:
1.Передачи баскетбольного мяча в стену в быстром темпе (от груди, из-за головы) в течение 10-20сек. с фиксацией результата.
2.Мяч на полу перед игроком. По сигналу быстро взять мяч, выполнить передачу мяча партнеру и стартовый рывок 5м.
Таким образом, при развитии скоростных способностей следует учитывать, что продолжительное применение одних и тех же упражнений, методов, нагрузок и условий занятий приводит к образованию так называемого скоростного барьера. Применение специализированных подвижных игр, эстафет в учебно-тренировочном процессе баскетболистов создаёт дополнительный стимул для предельного проявления скоростных возможностей за счёт повышения интереса, мотивации, эмоционального подъёма, духа соперничества занимающихся.
Список литературы:
М.Я. Виленский. Физическая культура.- М. «Просвещение», 2011.
В.И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре.- М. «ВАКО», 2012.
Журнал «Физическая культура в школе», 2008.
С.С. Стонкус «Мы играем в баскетбол», -М. «Просвещение», 1984.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15